Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Эффективность в обмен на рост

Некоторые федеральные ритейлеры сдают позиции в регионах. Ослабление конкуренции, стабилизация потребительского поведения, рост выгодных предложений торговых площадей позволят региональным игрокам подготовить базу развития в посткризисный период

B середине июня французская продовольственная сеть Карфур (Carrefour), вторая в мире по обороту, открыла первый гипермаркет в России. Объем инвестиций — 8 млн евро. До конца года заработают еще два магазина, в Краснодаре и Липецке. На Петербургском экономическом форуме крупнейшая розничная американская сеть Wal-Mart впервые официально сообщила о заинтересованности в развитии бизнеса в России, правда, конкретные планы не озвучила. Согласно исследованию компании A.T.Kearney, привлекательность российского рынка для иностранных ритейлеров в кризис возросла: с 2010 года российский потребительский рынок в течение пяти лет будет ежегодно увеличиваться на 15%. Спрос же в развитых странах восстанавливается медленно. Россия входит в тройку лидеров по привлекательности для ритейла вместе с Индией и Китаем. Одно из главных ее преимуществ — низкая конкуренция: по данным исследовательской компании, пять крупнейших сетей контролируют не более 7% национального рынка. В период подъема иностранцы пойдут в регионы.

К ним присоединятся и отечественные сети. Даже сейчас, на спаде потребительского спроса, крупнейшие федеральные ритейлеры не отказываются от освоения регионов. К примеру, сеть «Магнит» за первые пять месяцев 2009 года открыла 181 магазин по России, преимущественно на юге. По словам руководства компании «Лента», в ближайшие два-три года она намерена запустить пять-шесть гипермаркетов. Продолжила экспансию и X5 Retail Group: около десятка дискаунтеров уже открыты на Урале с начала 2009 года, столько же — в планах, кроме того, заработают два супермаркета (в том числе один — в середине июля в Тюмени) и один гипермаркет «Карусель» в Екатеринбурге.

Пока об усилении конкуренции на Урале говорить рано. Напротив, давление федералов и иностранцев ослабевает: многие испытывают значительные трудности и закрывают объекты. Однако, учитывая серьезные планы сильных игроков на посткризисный период, задача региональных сетей на 2009 год должна состоять не только в выживании в период кризиса, но и в подготовке базы для будущего развития. «Главная тенденция рынка — слияния и поглощения: приход в Россию иностранных компаний и сделки между отечественными обсуждаются практически ежедневно. Многие игроки будут вынуждены закрыть или продать бизнес. Кризис преодолеют те компании, которые смогли оперативно отреагировать на изменение ситуации», — уверен директор Уральского филиала X5 Retail Group Алексей Красников.

Посмотрим, как развивался уральский продовольственный рынок в первые месяцы 2009 года, каковы тенденции и итоги работы региональных сетей.

В ежедневном режиме

Сети, не обремененные высокой долговой нагрузкой, начало года пережили относительно спокойно. Оправдались в меру пессимистические ожидания. Практически все игроки отмечают: первый квартал они удержали на уровне 2008 года или завершили незначительным падением. Обвала товарооборота не произошло, в апреле-мае наблюдался даже небольшой рост. Генеральный директор группы компаний «НормаН-Виват» Вадим Юсупов: «В первом квартале наша выручка была на 5% ниже, чем год назад, при том что весь пермский рынок продовольствия упал на 15 — 20%. Сильнее всего пострадали моногорода, к примеру Губаха и Чусовой». Вице-президент отделения «Мегамарт» Дикси-Групп Валерий Бубнов отмечает: «Значителен разбег по территориям. Мы очень активно прирастаем в Екатеринбурге и Тюмени, но в том же Нижнем Тагиле произошло драматическое падение доходов населения и массовое переключение на сегмент ниже среднего и дешевый».

Уменьшился средний чек. В то же время многие указывают на сохранение и даже увеличение количества покупателей: еще в конце года определяющим фактором выбора места покупки было его расположение, сейчас — цена. Люди переходят в более дешевый сегмент, переключаются на гипермаркеты и дискаунтеры, возвращаются к открытым рынкам. К примеру, по данным X5 Retail Group, рост покупательского трафика «Пятерочки» в регионах составил 11%.

Практически все сети начали корректировку ассортиментной матрицы под изменившиеся потребности. «Кризис оздоравливает российский продовольственный ритейл. Ни в одном западном супермаркете не представлено, к примеру, больше трех брендов молока или растительного масла. А в России в одной категории может присутствовать пара десятков брендов. Их количество неизбежно будет сокращаться, при этом исчезнут именно те марки, которые не пользуются спросом. Кроме того, кризис стимулирует развитие частной торговой марки: цены на нее на 10 — 20% ниже брендов-аналогов», — рассказывает Алексей Красников.

Генеральный директор сети супермаркетов «Елисей» Марина Лачихина выражает опасения: «Анализ весеннего чека показал, что средний класс стремится доказать себе свою состоятельность и кризисоустойчивость. Покупатель не изменился: на столе он по-прежнему хочет видеть привычный для себя ассортимент и покупает прежний набор продуктов, только сокращая объем каждой позиции. Урезание ассортиментной матрицы может отразиться негативно: не найдя привычного товара, покупатель уйдет в другой магазин».

Последние месяцы все сети проводят агрессивную маркетинговую политику: резко увеличилось количество промоакций, связанных с временным снижением цены. Как правило, это товары, по которым удалось получить дополнительные скидки от поставщика. При этом резко возрастает объем продаж конкретного товара, но не совокупная выручка магазина.

В то же время обострились отношения с поставщиками: тяжелое положение заставляет внимательней подходить к отсрочкам платежей. Заместитель директора по экономике и развитию Ижтрейдинга Дмитрий Мельников: «На этом фоне с апреля активизировались факторинговые компании. Для части поставщиков это выход». Попытка урегулировать отношения между сетями и поставщиками была предпринята, например, в середине июня Ассоциацией компаний розничной торговли (входят все крупнейшие федеральные ритейлеры): члены ассоциации подписали Кодекс добросовестных практик, который должен вступить в силу после одобрения ФАС. Но документ не вызвал одобрения у поставщиков. Производители продолжают надеяться на закон о торговле. В середине июня Минпромторг скорректировал законопроект с учетом пожеланий Минсельхоза и ФАС и планирует подать его на рассмотрение в правитель­ство. Главное внимание уделено определению сроков оплаты поставленного товара и исключению условий, ограничивающих свободную реализацию товаров. Согласно новому документу, предельная отсрочка не должна превышать 30 дней для обычных товаров и 14 — для социально значимых. За каждый день просрочки платится неустойка в размере 1/300 ставки рефинансирования. (Сейчас ритейлеры могут задерживать оплату на два-три месяца.) Кроме того, планируется обеспечить производителям доступ к любым торговым сетям: должны быть устранены входные бонусы, составляющие, по оценкам, от 5 до 40% от цены товара.

База для рывка

Планы развития сетей, относительно спокойно наращивающих торговые точки, сохраняются. Открываются в основном только объекты, запланированные еще в 2008 году. По словам пресс-секретаря сети супермаркетов «Кировский» Ольги Нагибиной, компания традиционно будет открывать небольшое число магазинов, приобретая их в собственность за счет своих средств (в планах — три объекта до конца года). Марина Лачихина: «Мы будем придерживаться стратегического плана развития — открытие двух магазинов в год. Но теперь это будет не покупка, а аренда: это обеспечит более быструю генерацию денежных доходов при невысоких начальных затратах». «Мегамарт» работает над открытием пяти-шести магазинов до конца года, в планах Ижтрейдинга — пять объектов. Летом прошлого года группа компаний «НормаН-Виват» приобрела небольшую торговую сеть из шести магазинов в Ижевске: один уже работает, четыре откроются до конца года. Еще три объекта появятся в Перми.

Сети, которые открывали большое количество магазинов за счет заемных средств, испытывают трудности. К примеру, в конце прошлого года перестала справляться с обслуживанием долга крупнейшая башкирская сеть «Матрица». Вероятно, приостановит интенсивное развитие «Монетка», открывавшая около 30 магазинов в год.

Что обеспечит возможности для развития? Во-первых, конкуренция ослабевает. Федеральные ритейлеры постепенно сокращают количество магазинов в регионах. В конце февраля закрылся «Рамстор» в Уфе, еще раньше — в Екатеринбурге. «Вестер Гипер» сдал позиции в Тюмени. Серьезные проблемы у «Седьмого континента» (на Урале магазины работают в Перми и Челябинске): переговоры о покупке ведутся с несколькими сетями, в том числе c Карфур. Трудности испытывала сеть «Мос­март»: с 2007 года в ходе активной региональной экспансии она увеличила количество торговых площадей в два раза, и из-за накопившихся долгов многие поставщики осенью прошлого года остановили отгрузки в магазины сети (общая сумма 2,5 млрд рублей). В итоге в начале июня контроль над компанией получил один из основных ее кредиторов: «Сбербанк капитал» и фонд прямых инвестиций «Бакарелла», контролируемый членом совета директоров АФК «Система» Евгением Новицким, приобрели пакет акций кипрской компании Sarnatus Trading Limited (50% плюс
1 акция и 10% соответственно), владеющей 100% акций операционной компании ЗАО «Мосмарт» и ЗАО «Гиперцентр» (у нее четыре ТЦ «Мосмарт» в Москве и области общей площадью около 200 тыс. кв. м). Планируется, что к концу 2009 года гипермаркеты сети должны выйти на показатели докризисного 2007 года. Первоочередная задача — восстановление поставок и ассортиментной матрицы, реструктуризация долга. Однако сохранение магазинов в регионах пока под вопросом.

Второй фактор роста — увеличение числа выгодных предложений аренды и покупки торговой недвижимости, как по цене, так и по местоположению. Уходят с рынка несетевые игроки: они традиционно работают на высоких наценках и не могут сократить издержки за счет масштабов. У сетей больше возможностей «переехать» с нерентабельных объектов в более привлекательные и эффективные с точки зрения стоимости недвижимости и интенсивности потребительского потока.

Третий фактор — прояснение ситуации в банковской сфере по поводу кредитования розничных сетей и реструктуризации долгов. «Правила игры стали понятны, сейчас можно получить финансирование под более высокий процент», — уточняет Дмитрий Мельников.

К концу года

Планы на конец года существенно разнятся. «Мегамарт» ожидает прироста в 30 — 40% по итогам года. Позитивно настроена Марина Лачихина: «Мы надеемся, что с октября ситуация начнет выправляться, и IV квартал порадует нас ростом продаж». «Во втором и третьем квартале будем идти вровень с продажами 2008 года», — ожидает Вадим Юсупов. Более пессимистичен Дмитрий Мельников: «Тревожная ситуация будет развиваться с осени. Сейчас есть определенная стагнация, ничего не происходит, нет активных сокращений, но скорее всего они ожидаются в сентябре-октябре». «Пока нет оснований даже для осторожного оптимизма. Потребление серьезно снизилось: сказываются задержки заработных плат, отпуска без содержания. Человек начал экономить на желудке. По отдельным продуктовым позициям падение составило от 5 до 15 — 17% в физических объемах. Продукции на рынке в полтора-два раза больше, чем ее народ готов потребить», — считает и исполнительный директор НП «Альянс» Алексей Подоляко.

На фоне серьезных намерений иностранных и крупнейших отечественных ритейлеров кризис для местных сетей — время забыть об активной экспансии, заняться сокращением издержек, ростом эффективности. Словом, укрепить позиции в регионе. Это послужит базой для развития в период подъема и усиления конкуренции.






Светлана Ханафиева

Журнал "Эксперт"
01.07.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов