Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Бизнес на зацепках

Скалолазание из спорта для экстремалов превращается в популярный вид фитнеса, приносящий коммерческую выгоду

Вы когда-нибудь пробовали залезть на стену? Судорожно цепляясь за маленькие выступы руками и пытаясь устоять ногами на миниатюрных полочках?

А вы попробуйте. И, может быть, вам понравится скалолазание, стремительно набирающее популярность и становящееся модным, в чем-то даже гламурным видом спорта. Вокруг которого уже возникла целая индустрия – тренеры, производители снаряжения, оборудования, печатной и видеопродукции. В Казахстане центром коммерческого скалолазания стал город, расположенный прямо у подножия гор, – Алматы.

Горы для города

Еще несколько лет назад скалолазание было уделом немногих фанатов. Далеко не каждый согласится тратить целый выходной день (непременно погожий) для поездки на скалы. А на скалодромах – искусственных сооружениях, имитирующих рельеф скалы, тренировались только спортсмены. Они же и строили «стенки» – из фанеры. В Алматы до сих пор осталось больше десятка таких скалодромов, построенных еще в советские годы. В основном они расположены в спортклубах и школах, а занятия зачастую бесплатны. Но, как отмечает управляющий скалодрома «Пик Астана» ТОО «Парк Кок-Тобе» Денис Гриневич: «На такие скалодромы трудно попасть всем, кто хочет. Даже детям бывает приходится ждать очереди, чтобы заниматься в секции. А взрослым людям на школьный скалодром и вовсе не попасть». Спортивные скалодромы доступны широкой публике только в свободные от тренировок спортсменов часы.

Незакрытый спрос породил предложение. В 2006 году в новом торгово-развлекательном комплексе (ТРК) «MEGA Alma-Ata» появился первый в городе коммерческий скалодром высотой 15 м (полезная площадь скалодрома считается по вертикали).

«Этот проект у нас пока самый удачный», – считает директор ТОО «Альпин Cервис»-SKALA Айдар Мыктыбаев. Чуть позже SKALA закрепила свои позиции на рынке, поставив второй скалодром высотой 12 м в нижней части города, в ТРК «Maxima». При этом игрок начал экспансию на региональные рынки и планирует в этом году открыть скалодромы в Павлодаре, Усть-Каменогорске, Актобе. Хотя SKALA остается в южной столице лидером рынка, у нее уже появились конкуренты, вернувшие скалолазов под открытое небо – на 12?метровый скалодром в спортивно-развлекательном комплексе «Табаган» и 15?метровый на горе Коктобе. Начали появляться коммерческие группы и на спортивных скалодромах – например, на Центральном стадионе.

Следующим этапом развития рынка стало появление самостоятельных профессиональных комплексов. В Алматы застрельщиком опять выступила SKALA, открывшая в конце минувшего мая такой центр на Навои. Комбинация скалодрома и современного спортклуба включает в себя четыре скалодрома (два на улице и два в помещении), а также раздевалки и душевые, тренажерный зал и зал групповых занятий, и даже кафе и гостиницу на 70 человек.

Владельцы не сомневаются, что этот комплекс будет востребован и профессионалами, и любителями. Но быстрой окупаемости не ждут: ведь объем капиталовложений тут, по словам представителей SKALA, в десятки раз больше, чем на обычном скалодроме. Возможно, поэтому владельцы ставят перед собой не только коммерческие цели. «Мы хотим создать скалолазный клуб Алматы, объединяющий разрозненные сейчас школы скалолазания», – говорит управляющий скалодрома SKALA на Навои Александр Кленов.

Стали оба мы скалолазами

Строительство скалодрома в ТРК, по словам господина Мыктыбаева, обходится минимум в 200 долларов на кв. м. По словам генерального директора российского ООО «Валтопия-Ру» Дмитрия Скляренко, в строительство скалодрома на территории ТРК необходимо вложить в среднем от 60 до 150 тыс. долларов.

Идеальный вариант – когда скалодром удается вписать в торговый центр еще на стадии проекта. «Когда SKALA строила первый коммерческий скалодром – проект MEGA Alma-Ata уже существовал, но сам комплекс еще не был построен – тогда еще можно было что-то изменить вокруг – запланировать раздевалки и так далее», – рассказывает г-н Кленов. Хотя компания продолжает отслеживать крупные девелоперские проекты, владельцы ТРК теперь приходят к скалолазам и сами. Окупаемость скалодрома в ТРК – от года до трех лет. Первый коммерческий скалодром в MEGA Alma-Ata, по словам представителя компании, окупился примерно за год. А, например, в спортивно-развлекательном комплексе «Табаган» рассчитывают, что их скалодром окупится за пять лет, сообщил главный менеджер комплекса Андрей Храмушин.

Разовые подъемы (как правило, сразу два) на алматинских скалодромах стоят от 500 до 800 тенге. Сюда включены аренда снаряжения и помощь инструктора. Наибольший поток клиентов на коммерческих скалодромах – по вечерам в будние дни и по выходным. Через скалодром в MEGA Alma-Ata ежедневно в среднем проходит около 100–150 человек, рекорд выходного дня – 300 – такими данными поделилась управляющий скалодрома SKALA в MEGA Alma-Ata Марина Кутелева. В «Табагане» точные цифры посетителей назвать отказались, сославшись на коммерческую тайну, затруднился с ответом на этот вопрос и управляющий скалодрома «Пик Астана» Денис Гриневич: «Бывает так, что придет группа туристов из 10–15 человек, и пролезут все до одного, а в другой группе никто так и не рискнет». Из тех, кто рискнул, примерно каждый десятый становится постоянным клиентом и обычно приобретает абонемент. «У нас доход от разовых посетителей и спортсменов примерно 50 на 50», – говорит г-жа Кутелева. И количество спортсменов растет – по ее словам, с появлением скалодромов в ТРК скалолазов, постоянно участвующих в соревнованиях, в Алматы стало в два-три раза больше (по оценкам самих спортсменов, их количество выросло за последние два-три года от 100 до 300 человек).

Еще одна статья доходов коммерческого скалодрома – проведение дней рождения и корпоративов (с веселыми конкурсами на стене – здесь и лазание, и прыжки со страховочной веревкой, и лотерея – только до счастливого билетика нужно добраться по вертикали). Но пока это штучные заказы. «Кризис», – вздыхает г-н Гриневич, констатируя, что желающих отметить на скалодроме какой-нибудь праздник, стало заметно меньше, чем раньше.

Тут думать надо

Сейчас коммерческие скалодромы Алматы делают ставку на новизну ощущений для клиентов. Однако стратегия аттракциона со временем (возможно, скорым) себя исчерпает, и чтобы бизнес оставался успешным, необходимо привлечь людей лазать для здоровья. «Чтобы привлечь клиентов на казахстанские скалодромы, нужны программы соревнований, школы – секции, шоу, PR-поддержка данного вида отдыха вообще и мероприятий направленно», – отмечает г-н Храмушин. «Тренироваться на скалодроме намного увлекательнее, чем выполнять монотонные упражнения в тренажерном зале, здесь работают все группы мышц, да и думать надо», – объясняет г-н Гриневич. Собирается популяризировать скалолазание как нескучный фитнес и г-н Кленов. В программе занятий спорткомплекса на Навои уже есть такое направление, как climbing-гимнастика (гимнастика с лазанием). Впрочем, Кленов признает: «Пока эта идея в Казахстане не работает, все-таки 80% клиентов скалодромов ориентированы на спорт, хотя мировая статистика показывает обратные цифры – только 5% от общего числа скалолазов в мире – спортсмены».

Эксперты надеются, что Казахстан пойдет по пути других стран – сегодня в Европе скалодромы есть почти в каждом городе, даже совсем небольшом, а в Пекине, по словам очевидцев, современные скалодромы строят в буквальном смысле везде – в супермаркетах, школах, парках. В некоторых странах даже отель уже не может претендовать на пять звезд, если в нем нет скалодрома. То есть рынок, и так растущий, несмотря на кризис, в посткризисное время ждет еще более бурный рост.



Журнал "Эксперт"
30.06.2009



Где купить дешевую душевую кабину?
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов