Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

За и против

На потребительском рынке Петербурга сложилась парадоксальная ситуация

Доля сетевого сегмента в общем объеме розничной торговли Санкт-Петербурга составляет, по разным оценкам, от 70 до 80%. Это абсолютный рекорд среди регионов России и один из самых высоких показателей в Европе (в крупных городах Великобритании его доля составляет в среднем 50%, в Германии – 45%). Малый торговый бизнес и общественные организации бьют тревогу, утверждая, что отсутствие ограничений в развитии сетевого формата и недостаточность защитных мер привели к монополизации торговли в городе и, как следствие, к снижению конкурентоспособности местных товаропроизводителей.

Подобная ситуация складывается и в других крупных городах страны. Точку в этом конфликте должен поставить закон «О торговой деятельности», разрабатываемый в Госдуме РФ. Закон призван установить оптимальный структурный баланс в розничной торговле. Журнал «Эксперт Северо-Запад» совместно с Ассоциацией малого бизнеса в сфере потребительского рынка провел круглый стол, посвященный проблемам малого бизнеса и роли торговых сетей в его развитии.

Парадокс рынка

На потребительском рынке Петербурга сложилась парадоксальная экономическая ситуация. По данным Росстата, в городе на Неве более 260 тыс. предприятий малого бизнеса (включая индивидуальных предпринимателей), что на 17% больше, чем пять лет назад. Из них 52% – 135 тыс. – торговые предприятия. Количество субъектов малого бизнеса на 10 тыс. населения в городе (577,7) превышает среднероссийский показатель почти в семь раз (84,4). А удельный вес малых предприятий Петербурга самый высокий и составляет 14,3% от общего числа малых предприятий, действующих в России.

Несмотря на это, в Петербурге получили наибольшее развитие по сравнению с другими регионами и торговые сети, которые традиционно являются сдерживающим фактором в развитии малого предпринимательства. Интенсивное развитие сетевого формата в стране стало возможным благодаря льготным условиям работы. В Петербурге в 2005?2008 годах была реализована программа по укрупнению розничных торговых объектов – многие ларьки и малые торговые павильоны были снесены, а их место заняли крупные магазины федеральных торговых сетей. Представители малого бизнеса города вместе с коллегами из других регионов, а также правозащитными и общественными организациями сегодня пытаются отстоять свои интересы, критикуя политику городских властей и федерального правительства.

Отправной точкой для обсуждения наболевшей темы стало давнее высказывание президента России Дмитрия Медведева, в котором он потребовал «не кошмарить малый бизнес». По мнению большинства участников встречи, «кошмарят» малый бизнес больше всего не чиновники, к которым и обращался президент, а транснациональные торговые сети. Схема, обнародованная общественными организациями, предельно проста: когда крупная торговая сеть приходит в регион, она устанавливает цены на потребительские товары ниже себестоимости. Имея серьезные финансовые резервы, сеть может себе позволить работать какое-то время в убыток. При этом она заполняет ассортиментную матрицу импортными товарами, с которыми уже давно работает, а для местных товаропроизводителей устанавливает предельно низкие закупочные цены. За дисконтный период многие производственные и торговые предприятия, потеряв ценовую конкурентоспособность, становятся убыточными и банкротятся. Оставшиеся игроки в итоге имеют настолько низкую рентабельность, что не способны производить технологическую и инновационную модернизацию. Таким образом, освобождаются новые рыночные пространства для дальнейшей экспансии сетевой корпорации.

А когда сеть, устранив конкурентов, занимает монопольное положение на розничном рынке, она резко повышает цены, получая сверхприбыли и провоцируя высокую инфляцию. В результате на территории, где бесконтрольно работает крупная торговая сеть, малый и средний бизнес умирает, а реальный сектор экономики становится в значительной степени зависимым от нее. Высказывалось даже мнение, что торговые сети – инструмент западного мира в глобальной экономической войне. «Анатолий Чубайс озвучил свою беседу с Маргарет Тэтчер. Она сказала, что в России население должно быть 50 млн человек. Он спросил: „Почему?“ Она ответила: „Потому что ровно столько нам нужно, чтобы обеспечить добычу и транспортировку природных ресурсов и сбыт товарных избытков (а идеальный механизм сбыта – торговые сети)“», – утверждает председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.

Сплошной негатив?

Большинство участников форума сошлись во мнении, что в любом случае, независимо от целей и степени самостоятельности, торговые сети оказывают негативное влияние на уровень продовольственной безопасности страны. Председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного собрания Петербурга Александр Ольховский заметил: «Впервые в этом году политическая элита решила, что терпеть уже невозможно. И в Совете Федерации под руководством зампреда совета Ольги Орловой, и в Госдуме под руководством депутата Валерия Драганова сформированы рабочие группы по созданию закона о торговле».

Настрой, по словам Ольховского, «очень жесткий». «Это не вопрос заботы о малом бизнесе. Несмотря на декларирование его поддержки, я думаю, что судьба этого слоя мало волнует власть. Сложившееся сочетание форм торговли начинает представлять угрозу гораздо более высокого уровня. Приходит понимание, что монополизация розничной торговли угрожает госбезопасности России», – говорит депутат. Александр Ольховский также заметил, что в России существуют восемь крупных торговых сетей федерального уровня. «Но если отследить их структуру собственности, выясняется, что у всех восьми компаний только два владельца. И оба не российские. И эти сети будут проводить единую политику в интересах своих хозяев, которые, можно предположить, могут вступать в сговоры. Поэтому необходимо регулировать именно суммарную долю сетей в торговом обороте конкретного региона», – утверждает Ольховский.

На круглом столе звучали призывы вообще запретить деятельность сетевой торговли на территории страны. Но все же нельзя забывать, что этот формат имеет и объективные преимущества, такие как высокий уровень сервиса, оптимизация себестоимости товарооборота и, как следствие, возможность снижения розничных цен, обеспечение высокого уровня контроля качества продуктов питания. Поэтому подход должен быть взвешенным, предполагающим развитие сетей в рамках определенного баланса на потребительском рынке, который необходимо установить методами государственного регулирования.

При этом для разработки политики в торговой сфере не надо изобретать велосипед. Достаточно обратиться к опыту стран ЕС, где работа торговых сетей жестко регламентирована. Во многих странах им законодательно запрещено работать в выходные, в некоторых – в определенные часы суток, где-то ограничена реализация в сетях определенных товарных групп. Практически во всех странах их деятельность запрещена в городах с населением менее 40 тыс. жителей.

Компромиссное мнение выразил сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов: «Мы видим, что доля импорта растет и Закон о продовольственной безопасности не работает. 70% картошки в стране – импорт. Это уже очень о многом говорит. И здесь вопрос не в сетях. Сети будут выбирать товары не по стране производства, а по цене. Они построены на выгоде экономической, а не политической. Но если экономика не регулируется, то получается как в зоопарке: давайте мы откроем клетки – кто выживет, тот выживет. Это не метод. Однако совсем душить сети нельзя. Потребитель хочет купить какие-то продукты в небольшом магазинчике максимум в трех-пяти минутах ходьбы от дома. Но за большими закупками он может поехать на машине в сеть. Поэтому ему нужно и то и другое».

Развивая тему, генеральный директор ООО «Эксперт Северо-Запад» Марина Баранова призвала создавать собственные национальные торговые сети: «Проблема в том, что наши сети изначально создаются под продажу западным торговым гигантам, которые выигрывают конкурентную борьбу. Потому что зарубежный сетевой ритейл отличают высокий профессиональный уровень, очень хорошая логистика, минимальные издержки, прекрасно отработанное управление, высокая производительность труда. У нас ничего этого нет. Если взять любую созданную у нас сеть и сравнить, например, с Wallmart, то по всем показателям мы просто отдыхаем».

Мы хорошие

Пока эксперты на круглом столе строили планы по борьбе с крупным торговым бизнесом, представители самих сетей принялись защищать свои позиции, используя цифры и факты. Они заявили, что многие утверждения, звучавшие на этом форуме, просто мифы российского общества. Генеральный директор Северо-Западного филиала X5 Retail Group Александр Павлов сообщил: «К началу этого года доля импортного товара в сети составляла около 25%, однако в последнее время наметилась тенденция к ее снижению. Отчасти это обусловлено ростом цен на импортную продукцию, отчасти – нашей политикой в отношении внедрения собственной торговой марки, под которой в основном реализуется именно отечественная продукция. Сегодня практически все сети, включая X5, уже прекратили взимать „плату за полку“ с поставщиков сельскохозяйственной продукции. Более того, Ассоциация компаний розничной торговли совместно с Союзом независимых сетей России разработала и утвердила положение „О порядке доступа отечественной сельскохозяйственной продукции в торговые сети“, где все это прописано. Оно направлено на поддержку отечественного сельского хозяйства. А проблемы малого бизнеса при доступе в крупные сети чаще всего связаны с неготовностью многих производителей регулярно обеспечивать требуемое качество продукции, необходимые объемы и ритмичность поставок. В то же время для розничной торговли и такой крупной компании, как X5, эти параметры крайне важны».

IR-директор Dixy Group Григорий Смоленский также отрицает возможность негативного влияния его торговой сети на развитие потребительского рынка: «В „ДИКСИ“ доля импортных товаров составляет менее 9% от оборота. Мы, наоборот, наблюдаем снижение доли импортной продукции в нашем ассортименте в связи с ростом курса доллара и евро к рублю. Думаю, в ближайшем будущем мы будем наблюдать усиление такой динамики. В топ-10 крупнейших компаний розничного сектора России входят только два иностранных игрока – Auchan и Metro, так как наш рынок имеет свои специфические особенности и далеко не все зарубежные сети могут и хотят работать в РФ. По поводу дискриминации: мы работаем с более чем 2,5 тыс. поставщиков по всей России, из которых более 50% – региональные и местные производители. А входной билет – это хороший продукт по низкой цене в нужном объеме. Мы зарабатываем на продаже товаров и заинтересованы в максимизации оборота с квадратного метра торговой площади, поэтому нам нет смысла ограничивать реализацию каких-то товаров. Другое дело, что многие более мелкие отечественные поставщики пока не научились производить товары нужного качества по низким ценам и в приемлемых объемах».

«Что касается малого бизнеса, то на фоне явных проблем, таких как высокая стоимость аренды и отсутствие льготных условий кредитования, у магазинов шаговой доступности существует абсолютное конкурентное преимущество. За счет близости и быстроты обслуживания они не потеряют свой сегмент. Ближайшее будущее покажет, насколько эффективны программы по поддержке малого бизнеса, предложенные правительством», – говорит директор петербургского филиала ЗАО «НКГ „2К Аудит – Деловые консультации“» Олег Семенов.

Санкт-Петербург

Сергей Тихонов

Журнал "Эксперт"
29.06.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов