Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Банановая революция: чем грозит сетевой рознице банкротство двух крупнейших поставщиков бананов

В начале мая о банкротстве заявили сразу два крупнейших игрока фруктового рынка. Компании, входящие в топ-3 по импорту бананов и экзотических фруктов, не смогли расплатиться по коротким обязательствам с кредиторами и сейчас выставлены на "конкурсное производство". При этом их основной конкурент JFC продолжает успешно развиваться, захватывая все большую долю сегмента. Как ни странно, ритейлеры наблюдают за ситуацией с известной долей хладнокровия. Хотя поводов для беспокойства достаточно

В 2008 году на долю JFC, Sunway и "Сорус", трех крупнейших импортеров экзотических фруктов и бананов, приходилось, по экспертным оценкам, от 50 до 70 процентов рынка. В сети гипермаркетов Real говорят, что серьезных конкурентов у ведущей тройки нет и не было. Бизнес этот очень сложный, связан с такими рискованными операциями, как например транспортировка, хранение, газация (регулирование атмосферы). Сюда же стоит отнести наличие собственных плантаций, отлаженную логистику, устоявшиеся каналы сбыта.

Фаворитами в "большой тройке" были Sunway и JFC. По оценке специалистов из ГК "Самохвал", в 2008 году на долю JFC приходилось 30 процентов рынка, на долю Sunway - 35, а "Сорус" занимал около 20 процентов. Остальная часть распределялась между менее крупными игроками. Но с наступлением кризиса и исчезновением дешевых западных денег ситуация кардинально изменилась. "Сорус" и Sunway друг за другом объявили о банкротстве.

Аналитик финансовой корпорации "Уралсиб" Станислав Боженко объясняет уход двух фруктовых гигантов тем, что они развивались и пополняли свой оборотный капитал за счет привлечения кредитных ресурсов. "После сжатия кредитного рынка такая форма ведения бизнеса оказалась просто не жизнеспособной, - считает эксперт. - Они попали в положение, когда не смогли платить по кредитам, что привело к неминуемому банкротству". По его словам, ведущие поставщики регулярно пользовались дешевым финансированием и увеличивали объемы поставок, пополняли этими деньгами оборотный капитал, а также активно реализовывали инвестиционные проекты.

Такая модель была жизнеспособна, пока кредитный рынок был открыт и деньги на западе были дешевые. "Решение акционеров "банкротить" было волевым, - говорит Станислав Боженко. - Оно реально отражало стоимость балансовых активов и стоимость обязательств. Это тот случай, когда банкротство становится выгоднее, чем вливание средств и спасение компании".

Экзотический кризис

Первой жертвой кризиса стал "Сорус", вспоминает бренд-менеджер Bonanza! группы JFC Андрей Семенов. В ноябре 2008 года компания объявила дефолт по выплате купонного дохода по одному из своих облигационных займов, затем второй дефолт - по оферте этого займа, и в настоящий момент проходит процедуру банкротства.

На очереди Sunway, основные причины банкротства которого JFC видит в неправильной ассортиментной политике и высокой конкуренции среди небольших компаний по основным направлениям поставок. "Стратегия Sunway предполагала максимальное расширение ряда предлагаемой продукции, - считает Семенов. - По заявлениям владельцев, на банан, который всегда был основной позицией для "Сорус" и JFC, у Sunway приходилось только 24 процента продаж".

Главным товаром компании были экзотические фрукты. Держать полный набор экзотики в период кризиса позволяли себе только Metro Cash & Carry да петербургская сеть "О'Кей". Остальные ритейлеры начали стремительно сокращать закупки в этом сегменте. Падение потребительского спроса на редкие фрукты, по данным JFC, составило не менее 60 процентов. В то время как спрос на бананы, по итогам I квартала 2009 года, вырос, как минимум, на 24 процента за счет отказа покупателей от экзотов.

При этом в каждой из товарных групп у Sunway были конкуренты - мелкие компании, сфокусированные на одном продукте и умеющие работать с ним максимально эффективно. Когда же экономический кризис привел к снижению доходов населения и падению продаж всех дорогих фруктов, громоздкий и неэффективный Sunway оказался полностью лишенным пространства для маневра.

Аналитик Standart & Poors Антон Гейзе объясняет банкротство обоих поставщиков значительным снижением спроса и высокими рисками, так как импортеры фруктов закупают товар в иностранной валюте, а продают в рублях, так что девальвация национальной денежной единицы бьет по ним в первую очередь. Кроме того, основная часть долга этих компаний была короткой, то есть погашалась в течение ближайшего года. Они просто не смогли передоговориться с банками или найти источник рефинансирования.

В 2008 году, когда "Сорус" и Sunway еще спокойно работали, JFC уже набирала обороты. По оценкам "Уралсиба", на конец 2008 года компания занимала 31 процент рынка, в то время как в начале года ее доля не превышала и 25 процентов. "По итогам I квартала этого года доля JFC увеличилась до 35 процентов, - констатирует Станислав Боженко. - Полагаю, что такая тенденция сохранится, и к концу II квартала компания может достичь 40 процентов. Если же поставщику удастся приобрести одного из конкурентов, он получит более половины рынка".

Все в одни руки

Положение компании JFC на рынке определяется рядом факторов. Во-первых, в продуктовой линейке поставщика доминируют бананы, манго и ананасы - фрукты, которые в нашей стране считаются вполне привычными, а бананы и вовсе стали практически второй картошкой. Этот товар пользуется спросом и довольно дешев. Во-вторых, компания владеет собственными плантациями в Эквадоре. Учитывая, что конкурентное преимущество такого масштаба на российском рынке имели только обанкротившиеся соседи по топ-3, это могло бы выгодно оттенить JFC на фоне остальных игроков рынка. Но ситуация сложилась иначе.

На деле сегодняшние банкроты рынок покидать не собираются. По словам экспертов рынка, практически у каждого игрока этого рынка плантации записаны на одну контору, пароходы - на другую, а компания - на третью. Так что, условно, если дистрибьютор говорит: "Денег нет, у меня проблемы, и я не готов платить", а владельцы парохода и плантации за три дня регистрируют новую фирму, которая начинает возить тот же самый объем товаров, Станислав Боженко не исключает, что похожую схему используют сейчас владельцы "Сорус" и Brand Development (владелец Sunway). По его мнению, такие гиганты никуда не уйдут, а продолжат заниматься бизнесом, который из года в год обеспечивал им приличный уровень дохода. Просто на рынке появятся новые игроки, которые быстро, за счет использования активов вот этих компаний, смогут получить достаточно большую долю.

JFC не раз акцентировала внимание российской прессы на фиктивных банкротствах коллег по цеху, не забывая при этом делать предложения о покупке той же Sunway, от которых владелец компании Шалми Беньяминов упорно отказывался. Свою позицию представители JFC объясняют опа-сениями за собственный бизнес и деловой климат в отрасли, который стремительно портится из-за недобросовестных конкурентов.

Кредитная нестыковка

JFC тоже испытывает определенные сложности. По последним данным международного рейтингового агентства Standart & Poors, ей присвоен рейтинг "ССС+" с негативным прогнозом. Дело в том, что на поставщике висит трехлетний кредит в размере 150 млн долл., а общий объем долга только на июнь 2008 года - 317 млн долл. Хотя определяющий фактор для рефинансирования и индикатор стабильности компании - короткий долг должен быть погашен в ближайшие 12 месяцев.

"На 31 декабря 2008 года у JFC не было нужного количества подтвержденных кредитных линий от банка или наличности, достаточной для полного рефинансирования короткого долга, - рассказывает Антон Гейзе. - Существуют высокие риски рефинансирования, они не решены, и в ближайшее время мы не ожидаем качественных изменений".

Впрочем, представители "Уралсиба" не считают рейтинг показателем устойчивости бизнеса. "У JFC ухудшилась ликвидность. Есть вероятность, что эмитент нарушит ковенанты по синдицированному кредиту, что в свою очередь может привести к досрочному погашению других кредитов. Естественно, что при таком сценарии компания попадет в сложную долговую ситуацию, - поясняет Станислав Боженко. - Очевидно, что в условиях кризиса кредиторы повысили ставки по кредитам, в том числе и для JFC. Привлекать новое финансирование теперь труднее, поэтому совокупность всех фактов говорит о том, что риски для компании возросли, но это не означает, что она близка к банкротству и повторит судьбу своих основных конкурентов".

Оптимистичный прогноз по JFC эксперт связывает с улучшением показателей долговой нагрузки за I квартал этого года, а также с частичным покрытием долга операционным денежным потоком. Так что, хотя у компаний третьего эшелона проблемы с привлечением финансирования, у JFC есть неплохие шансы на выживание, если только она сможет исправно платить и поддерживать партнерские отношения со своими кредиторами.

Свой кусок пирога

Монополии на рынке скорее всего ждать не стоит. Во-первых, те небольшие компании, которые до сих пор работают в сегменте, свою долю отдавать не собираются. Во-вторых, некоторые игроки, в част-ности дилеры, по которым три крупнейших поставщика "раскидывали" продукцию, постепенно подстраи-ваются под требования рынка. Например, "ТДФ-сервис", с которой сотрудничает "Самохвал", прежде доставляла товары розничным сетям. Однако после того, как у "Соруса" и Sunway начались серьезные проблемы, компания сама занялась импортом бананов из Эквадора, арендуя корабли.

Возможно, что участники рынка попытаются упрочить свое положение. Эксперты агентства "АПК-информ" говорят о том, что из оставшихся игроков конкурировать с JFC могут "Фруктовые братья". "Сейчас они на достаточно хороших позициях, а после ухода двух гигантов закрепятся еще лучше, - отмечает директор агентства Виктор Канунников. - После недавнего распределения JFC и "Фруктовые братья" идут практически рядом".

Кроме того, на отечественном рынке активно работают иностранные импортеры, которые не собираются покидать насиженные места и терять хороший рынок сбыта. Россия - один из крупнейших мировых покупателей бананов. В 2008 году общий объем ввоза достиг 53 млн коробок, что фактически составляет около 960 тыс. тонн. Объем нашего рынка в этом сегменте, по данным JFC, оценивается в 900 млн долл.

PR-директор ТК "Самохвал" Константин Кочерешкин со ссылкой на источник в "ТДФ-Сервис" говорит, что против JFC есть два негативных фактора. Во-первых, столичные ритейлеры скорее всего негативно отнесутся к жесткой ценовой политике компании, которая практически означает прекращение поставок после пяти дней неуплаты. "Сейчас они легко могут занять региональную нишу, чем и занимаются, укрепляя там позиции, но свою московскую долю не наращивают, - отметил источник. - Во-вторых, JFC просто не потянет такую ношу, и никакая монопольная цена не поможет. Монополия просто уничтожит половину урожая, который забрасывается в Россию, особенно в летний период".

Представители JFC заявляют, что у них нет желания монополизировать рынок, утверждая, что компанию вполне устраивала ситуация, когда сегмент был поделен между несколькими игроками. "В этом сложном бизнесе только довольно крупная компания может отслеживать все этапы жизни фрукта от плантации до прилавка, - подчеркивает Андрей Семенов, - а без такого контроля нельзя гарантировать качество фруктов, попадающих к потребителям".

На банановом фронте без перемен

На вопрос о том, что происходит в сегменте бананов и экзотических фруктов, ритейлеры отвечали неохотно. Большинство из них будто и не заметили банкротства двух крупнейших участников рынка. "Ситуация сейчас стабильная. Проблем с поставками нет", - резюмирует исполнительный директор АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли) Илья Белоновский. Аналогичный ответ поступил, например, от X5, сети "соседских" универсамов "АБК", сети гипермаркетов Real и представителей красноярской сети гастрономов "Красный Яр".

Единственное, что отмечают розничные операторы, - рост цен на продукцию из-за колебаний курса доллара и проблем с финансированием (кредитами). "По сравнению с прошлым годом, когда бананы стоили около 35 рублей, цены увеличились в среднем на 35-40 процентов, - поясняет категорийный менеджер Fresh Food сети гипермаркетов Real Сергей Егоров. - Сейчас нормальной ценой для бананов считается уже 50 рублей. На рынке экзотических фруктов цены подросли не очень сильно, так как поставщики и продавцы компенсируют все маржой".

Перебоев с бананами и экзотами на сегодняшний момент на рынке России нет, отмечает руководитель дирекции по связям с общественностью группы "Вестер" Римма Ремизова и приводит данные по Калининградскому региону. В сети продажи бананов за апрель 2009 года составили 140 тыс. кг против 59 тыс. кг за аналогичный месяц 2008 года. Рост наблюдается и в остальных регионах присутствия сети. По другим, традиционным, видам фруктов снижения также не зафиксировано.

"Что касается экзотики (рамбутан, папайя и т. д.), то в настоящий момент "Вестер" не закупает данные продукты: в нынешних условиях их продажи сошли на нет, - говорит Ремизова. - Хотя и до кризиса спрос на такие фрукты был весьма незначительным".

В отношении монополизации рынка ответы представителей розничной торговли почти идентичны: монополия - это всегда игра в одни ворота, завышенная отпускная цена, жесткие условия сотрудничества, а значит плохо. Однако на российском рынке возможности такого сценария минимальны.

Впрочем, передел ничуть не лучше. По мнению Дмитрия Бородина, старшего категорийного менеджера компании "ТиК продукты" (сеть магазинов "Магнолия"), проблемы ведущих импортеров, появление новых игроков повлечет за собой перезаключение контрактов и перераспределение объемов. Как след-ствие - сбои в поставках и некоторый дефицит.

"Естественно, цена на товар в такой ситуации будет меняться хаотически, исходя из наличия или отсут-ствия продукции у импортеров, - считает Бородин. - В дальнейшем, после оптимизации логистических схем и определения фактической потребности рынка в товаре, цены стабилизируются".

Пока до розницы банановый кризис не докатился. Как утверждают ритейлеры, отношения с поставщиками остаются прежними, а цена на фрукты либо стабильна, либо постепенно снижается за счет фактора сезонности: летом в Россию поступает все больше партий бананов, которые в этот период не закупает Европа.

Поставки бананов зависят от бивалентной корзины

Максим Клягин,аналитик УК "Финам-менеджмент":

Уход Corus и Sunway ничем не грозит рознице и ритейлерам. Единственное, немного изменится структура рынка, перераспределятся доли между игроками и появятся новые фавориты. Я допускаю, что может произойти небольшое сокращение импорта, но оно продлится до того момента, пока не наладятся каналы поставок. Если снижение объема импорта все-таки будет иметь место, то по иным причинам: ослабление курса рубля, падение платежеспособности населения. Иными словами, уменьшение доходов и высокие темпы роста цен на бананы могут просто сбить спрос. Соответственно, у нас будут меньшие объемы импорта и меньшие объемы рынка в натуральном выражении.

Евгения Смелянская

SALES BUSINESS
16.06.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов