Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Бизнес без острых углов

Бескаркасные кресла-мешки, пуфики и диваны, наполненные шариками из вспененного полистирола, для нашего обывателя пока в новинку. В отличие от Америки и стран Европы, где чуть ли не каждая третья семья имеет дома такую мебель. Фирмы, занимающиеся пошивом таких изделий в России, можно пересчитать по пальцам, конкуренции почти никакой. Это и помогает им быть благополучными даже в кризисные времена.

Ижевское ноу-хау
Пример предпринимателя из Ижевска Артема Субботина показателен: можно достичь успеха, имея небольшую сумму денег, нестандартное мышление и решительность в действиях. Он рассказывает, как в июне прошлого года случайно увидел в телерепортаже из Англии кресло-мешок (или бинбэг, как его еще называют) и захотел приобрести такое же. Проанализировав немногочисленные местные предложения, Артем понял, что его не устраивает мебельная ткань, из которой были сшиты модели: у нее плотная жесткая фактура, к тому же не было ярких расцветок. Так он решил поискать подходящие варианты на Западе.

"Оказывается, в Штатах такая мебель продается просто на улице, как подержанные автомобили,— говорит Артем.— С помощью интернет-аукциона eBay и сестры, живущей в США, я заказал и получил пять чехлов, нашел местного производителя пенополистирола, закупил наполнитель — и в первую же неделю эти пять мешков с руками оторвали друзья, которым эта задумка, как и нам, пришлась по душе". Заказали еще полтора десятка чехлов — готовые кресла ушли снова в течение недели. О первых успехах Артем написал в своем блоге chtovsumke.ru и вскоре оказался завален просьбами выслать такое же кресло. Таким образом, оформилась идея: какой смысл ввозить чехлы издалека, платить таможенные пошлины и немалые деньги за пересылку, если можно сшить их самим?

Последний оставшийся чехол Артем с женой распороли, чтобы изучить внутреннее устройство и приемы пошива. "После этого мы превратились в дизайнеров,— продолжает Артем.— В итоге у нас сформировалось четыре модели кресел-мешков семи цветов, что, по нашему мнению, было оптимальным для первичного покупательского спроса: меньше путаницы для клиентов и издержек для нас".

На первом этапе, пока число заказов было минимальным, Субботины размещали их на сторонних швейных производствах, но со временем стало ясно, что это накладно. Так накопленные полмиллиона рублей (деньги откладывались на покупку квартиры) пошли на создание швейного цеха, склада и цеха по набивке кресел. Свою компанию Субботины назвали Soft Bag. В начале февраля был готов сайт — реализацией было решено заниматься через сеть, благо пожары, санэпиднадзор, рэкетиры и мыши интернет-магазину не страшны. На его развитие и раскрутку пошло около 70 тыс. руб. По словам Артема, благодаря сайту спрос повысился сначала до десяти заказов в неделю, а теперь это около семи-восьми заказов в день (в каждом в среднем по две-три штуки) по всей России. Сейчас в компании работают уже десять человек, которые занимаются пошивом, набивкой мебели и ее доставкой.

Постепенно на смену мелким заказам пришли корпоративные — нестандартными креслами с шариками внутри заинтересовались салон детской дизайнерской одежды "Два веселых гуся", компания "Мир лотерей", Adidas, а благодаря победе в тендере на поставку бинбэгов для "Евровидения-2009", по признанию Артема, у Soft Bag выросли настоящие крылья. Ее продукцию теперь реализуют по дилерской программе 15 партнеров в разных городах России, например в Перми, Елабуге, Глазове, Москве, Санкт-Петербурге, Белгороде. "Мы поставляем дилерам внутренний и внешний чехол,— объясняет Артем.— Они сами их наполняют и продают уже готовые кресла. В небольших городах для такого бизнеса идеальная модель: нет затрат ни на производство, ни на перевозки". Сейчас Субботины готовятся к выходу на соседние с Россией рынки — скоро будут подписаны договоры, охватывающие Украину, Казахстан и Белоруссию, что позволит продавать там эти изделия под маркой Soft Bag.

Рентабельность бизнеса может заставить кусать локти многих предпринимателей. "В нашем случае прибыльность составляет около 100%, то есть на каждую вложенную 1 тыс. руб. мы получаем 2 тыс. руб.",— утверждает Артем Субботин. Что любопытно, сам он главной своей проблемой считает лень. Всем бы так лениться, глядишь, и экономику бы подняли.

Первопроходцы
Кресло-мешок имеет более чем 40-летнюю историю, а своему появлению на свет оно обязано солнечной Италии. В 1967 году группа из трех дизайнеров-архитекторов — Пьеро Гатти, Франко Теодоро и Чезаре Паолини — придумала кресло в виде мешка из прозрачной ПВХ-пленки, внутри которого налита жидкость. В поисках мебельщиков, которые бы согласились работать над этим проектом, они встретились с известным промышленником и мебельным гуру Аурелио Заноттой. Он указал дизайнерам на недочеты: кресло-мешок с таким объемом жидкости было бы просто невозможно поднять, а пленка ПВХ не выдерживала бы нагрузок. Так вместо жидкости и прозрачной пленки появились шарики из вспененного пластика и ярко-розовая ткань.

До России идея добралась в 2005 году, когда друг за другом открылись две фирмы, предлагающие мебель без жесткого каркаса: одна в Москве, другая в Екатеринбурге. Они-то и стали российскими первопроходцами на этом рынке. По словам учредителя и владельца столичной компании "Кресло М" Александра Кузнецова, начать мебельный бизнес он решил после поездки в Германию, откуда привез такое кресло. "Пять лет назад похожие кресла-пуфики были только у крупных мебельных компаний, для которых основным направлением является каркасная мебель, а пуфики лишь сопутствующий товар — для расширения ассортимента, причем ценовой сегмент в нынешних условиях совершенно неинтересный: 6-8 тыс. руб. по сравнению с нашими 2,5-4 тыс. руб.",— говорит он.

С этим наблюдением соглашается Ольга Коваленко, предприниматель из Екатеринбурга, организовавшая вместе с двумя друзьями компанию Me-shok.ru. По ее словам, сначала потребитель долго раскачивался — люди о такой мебели не знали вообще ничего, поэтому пришлось вложиться в рекламу, в частности, на местном телевидении. "Очень помог продвижению Comedy Club, чьи резиденты частенько показывали номера, сидя на креслах-мешках",— улыбается Ольга. Большую промо-роль играют для игроков и мебельные выставки, где о них узнают потенциальные клиенты и завязываются столь необходимые рабочие контакты.

Первоначальные инвестиции в собственное дело были совсем небольшими — $17 тыс., которые главным образом пошли на разработку образцов тканей, аренду офиса, цеха, где в изделия засыпается наполнитель, и рекламу. "У нас не было швейного производства, швея и закройщица работали на дому, и они справлялись с небольшим объемом заказов, который был сначала 20-30 штук в месяц,— объясняет предприниматель.— Через год обороты уже позволили арендовать цех по пошиву. Сейчас мы продаем в среднем 12-15 изделий в день".

Сначала, говорит Коваленко, кресла-мешки позиционировали как мебель для детских комнат — для ребят это ведь и игрушка отличная. Но со временем в Me-shok.ru поняли: кресла для себя активно берут и взрослые. "Если говорить о корпоративных клиентах, то нашу продукцию в последнее время заказывают кафе, бары и блинные, где хозяева ставят их в детскую зону",— продолжает Ольга.

О росте популярности этой мебели среди компаний, организующих досуг, свидетельствует и гендиректор "Кресло М" Татьяна Мишина: "Мы помогли нескольким кинотеатрам оснастить зоны отдыха. Любопытно получилось с барами — некоторые из них брали небольшие партии ради эксперимента, но позже были вынуждены переделывать весь зал под пуфики, потому что места с обычными столами и стульями, как правило, пустовали — в отличие от "мягкой" зоны". Кроме того, как отмечают в "Кресло М", их продукция пользуется спросом и среди кейтеринговых компаний.

Как признается Александр Кузнецов, сначала практически все друзья и знакомые не верили в успех предприятия, когда он рассказывал им о планах создать компанию по пошиву кресел с шариками внутри: "Все думали, что я прогорю, никто их не будет покупать. В итоге оказалось, что это не самый плохой бизнес".

Успешность предприятия при небольших вложениях привлекает к этому бизнесу недобросовестных игроков. В интернете иногда даже появляются сайты-клоны существующих фирм. Так, адрес сайта ижевской компании Soft Bag — beanbag.ru. Но если ввести тире в его название, то пользователь зайдет на сайт, где предлагается выбрать материал из тех же тканей "Таслан" и "Оксфорд", что и у Soft Bag, чья расцветка подозрительно напоминает ту, что выбрали для своих кресел Субботины, и не прописаны даже цены.

"Бывает и так, что люди копируют наши фотографии, тексты, воруют модели и выдают за свои,— говорит Татьяна Мишина.— Мы столкнулись даже с тем, что человек, заказав у нас в интернет-магазине кресло, распорол его дома, сделал лекала, начал шить на своей швейной машинке и продавать". Не соблюдается технология, требования к засыпке. Пенополистирол должен быть специального сорта, устойчивый к сминанию, добавляет Александр Кузнецов: "Случается, что в мешки засыпают чуть ли не пенопластовую крошку. Мы понимаем, что мы не единственная и уникальная компания, но мы за здоровую конкуренцию".

Сложности вызывает и пресловутый кризис, из-за которого большинство поставщиков тканей подстраховываются и требуют 100-процентную предоплату, в то время как раньше можно было брать ткани в рассрочку.

Дизайнерские изыски
Недавно на рынке бескаркасной мебели появился новый игрок с оригинальным видением того, как можно организовать место для отдыха. Это проект под названием Smart Balls, созданный Олегом Ковалевым и Артемом Ольховским.

Как рассказал "Деньгам" Олег Ковалев, называющий себя директором по развитию, прежде он занимался менеджментом культурных мероприятий и организацией выставок. "Сейчас это наш единственный бизнес с претензией на то, чтобы стать дизайн-издательством, то есть организацией, которая работает с дизайнерами и издает дизайн-продукт,— объясняет Ковалев.— Вместе с друзьями из бюро Ostengruppe, которые раньше делали для меня различную полиграфию, мы стали придумывать дизайн кресел, доводя до ума принцип пересыпающегося объема". Но в России не оказалось подходящих "по духу и заявке" тканей, в которые можно облечь разработанные модели, потому что они требуют яркости и насыщенности. Пришлось взяться и за создание собственных образцов тканей.

Ткани в коллекции Smart Balls делятся на три группы: "просто красивые" (это условный стабильный средний уровень, сюда входят несколько испанских хлопков, бельгийский полиэстер и кожзам), "дорогие" (верхняя планка в ассортименте московских складов) и "эксклюзивные" (ткани ведущих мировых производителей Kvadrat, Gaston y Daniela, Malabar, Bute, Jim Thompson, Pepe Penalver). Все это дополняют фирменные рисунки дизайнера Эрика Белоусова из Ostengruppe. В ассортименте Smart Balls кресла-чушки (в виде кубов с загнутыми углами), кресла-подушки в виде цветов (их первая модель), пирамид, пеньков и даже колбасок. Как и руководство "Кресло М", Олег Ковалев сетует на то, что среди мебельщиков распространено воровство. Поэтому в Smart Balls позаботились о том, чтобы авторские права на все формы и ткани были защищены.

По словам Олега Ковалева, их клиентами в основном выступают люди со вкусом, творчески подходящие к вопросу интерьера. "У нас хитроумная подача и хороший выбор ткани, так что к нам в шоу-рум приходят люди, уже насмотревшиеся,— считает он.— К примеру, человек увидел подобное кресло, скажем, в Лондоне, приехал сюда и ищет, где можно найти подобное. Много и иностранцев приходит". Цена на тюфяки и кресла Smart Balls — дизайнерская: от 6,5 тыс. руб. до €3,5 тыс.

Пока почти вся прибыль Smart Balls уходит на обслуживание долга, но в планах привлечение допинвестиций и выход в розницу через обычные магазины. "Ситуация требует, чтобы мы становились ближе к потребителю",— разводит руками Ковалев. Примерная оценка того, что пришлось вложить в запуск дела,— €300 тыс.: зарплата персоналу, производство, рекламная кампания, логистика.

"Здесь реальное движение, гораздо больший живой отклик и материальная отдача,— говорит Олег Ковалев.— Еще очень приятно, что западные дизайнеры хотят продавать свою продукцию через нас. Если тебя замечают люди с именем оттуда, это, конечно, тешит самолюбие: значит, ты делаешь продукт неплохого уровня".

РОМАН РОЖКОВ

КоммерсантЪ-Деньги
15.06.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов