Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Жажда роста

С пожеланиями развивать внутреннее потребление и, соответственно, отечественное производство не все так просто. В пищевой промышленности, например, для подобной тенденции предпосылок нет

В опреки логике кризиса, когда на фоне падения доходов населения в большей степени нужно ориентироваться на развитие сегмента эконом, не стоит ожидать наплыва на прилавки магазинов дешевых продуктов питания. И не то чтобы пищевики, не вникая в суть происходящего, по-прежнему будут отдавать предпочтение премиум-сегменту, в котором кило колбасы продать куда выгоднее, чем в сегменте эконом. Причина совершенно в другом. Задавшись вопросом: «Сможет ли Сибирь прокормить себя?», определив его главным для нашего заочного круглого стола, для начала мы просто изучили существующую официальную отчетность о результатах работы агропромышленного комплекса. Она показала, что, упав в разы по объемам производства сырья в начале 1990?х, мы так и остались на том самом дне. Участники нашего мероприятия в своих ответах этому утверждению не противоречили, когда речь заходила о проблеме сырья.

Далекие походы

Елена Нагибина, директор Красноярской продовольственной компании (холдинг «Российские мясопродукты»)

— Что вы можете сказать о состоянии сырьевой базы? Насколько вы сегодня обеспечены отечественным сырьем?

— Практически все мясопереработчики сталкиваются с его нехваткой. Если по свинине мы можем закрывать свои потребности за счет местного производителя, то необходимых объемов говядины на нашем рынке просто нет. И мы вынуждены докупать ее в Аргентине, Бразилии. Понятно, что в условиях экономической нестабильности стоимость импорта увеличивается по мере роста курса доллара. Соответственно, становится выше себестоимость нашей продукции. К тому же по качеству импортное сырье значительно уступает отечественному.

Хотя, конечно, в сравнении с мясопереработчиками центрального региона мы в более выигрышном положении. Работаем в сырьевом регионе — по соседству Алтай, Новосибирская область. Но даже здесь стоимость хорошей качественной свинины растет вслед за импортом. Да и отдельные категории свинины — карбонат, грудинка, орех — в нужных объемах тоже сложно найти.

Среди положительных факторов на сырьевом рынке можно отметить рост объемов производства мяса птицы, который наблюдается в последнее время. По­этому многие переработчики стали уделять внимание этой категории сырья. Оно качественное и относительно недорогое.

— Но сегодня очень актуален вектор на развитие внутреннего потребления. На ваш взгляд, в перспективе способен ли аграрный комплекс прокормить страну без помощи зарубежных поставщиков продуктов питания?

— При одном условии — если будет обеспечено развитие собственной сырьевой базы. Я убеждена, что всем нам помогут только местные производители. Нам нужны свои животноводческие хозяйства, свои бойни. Для нас, мясопереработчиков, это стабильные поставки качественного сырья при небольшой транспортной составляющей, а для местных хозяйств — гарантированный спрос на продукцию. Для регионов — рабочие места и налоги.

Если же говорить о способности предприятий выпускать готовый продукт, то здесь много сильных производителей, которые в состоянии удовлетворить весь имеющийся потребительский спрос.

— Каким образом скажется кризис и предпринимаемые на государственном уровне шаги на ситуации в пищевой перерабатывающей промышленности?

— Все зависит от спроса. Мы работаем лицом к лицу с потребителем. Если потребительский спрос будет расти, будут расти и объемы производства.

До настоящего времени отрасль бурно развивалась. Появилось много новых игроков. Только в Красноярске и Красноярском крае насчитывалось более 70 мясопереработчиков. На российском рынке их тысячи. Но в условиях кризиса эта ситуация однозначно изменится. Многие не переживут трудное время из-за долгов, плюс уйдут мелкие неэффективные производители. В перспективе на российском рынке останутся несколько десятков крупных компаний.

Радужные краски неуместны

Руслан Гурьев, исполнительный директор ЗАО «Сибирская Аграрная Группа»

— Сегодня много говорят о том, что отечественная пищевая промышленность обречена на бурный рост. Вы согласны с этим мнением?

— То, что мясопереработка сегодня бьет рекорды по доходам и объемам производства, в корне неверно. Напротив, отрасль схлопывается, вся мясопереработка испытывает серьезные трудности. Доходность отрасли упала, стоимость импортного, а за ним и отечественного сырья выросла. При этом мы не можем соответственно возросшим расходам поднять цены на конечную продукцию. Тогда начнут падать объемы продаж. Я недавно посетил одно из крупнейших предприятий сибирского региона, и даже у этого гиганта ситуация крайне непростая: объемы сократились, затраты остались примерно на том же уровне, маржинальная рентабельность стала ниже, отсрочки по сетям увеличились, проценты по банковским кредитам выросли.

Так что развиваться сегодня очень непросто, а порой и невозможно. Не секрет, что во всей промышленности — не только в пищевке — существует дефицит инвестиционных ресурсов. Сегодня нет не то чтобы «длинных» денег, нет никаких. Банки на инвестиции идут не­охотно, причем не потому, что у них на это нет средств, а потому, что сами опасаются второй волны кризиса и невозвратов по кредитам. И в такой ситуации, по моему мнению, чем раньше банки начнут списывать свои плохие долги, тем будет лучше. Сейчас все оттягивают этот процесс и делают тем самым только хуже. Но процесс списания плохих долгов неизбежен.

— То есть вы ожидаете стагнации в отрасли?

— Думаю, по-прежнему будет снижаться потребление продукции. До конца текущего года точно. Как следствие этого, ожидаются массовые сделки по слиянию и поглощению компаний. Мелкие предприятия, которые работают менее эффективно, уйдут с пищевого рынка. И если сейчас они из последних сил держатся, то к осени это станет делать практически невозможно.

Если же говорить глобально, то и в пищевой промышленности и во многих других в обозримой перспективе будет очевиден процесс старения основных фондов. Конечно, все последние годы у нас были связаны с модернизацией активов, которые достались в наследство от советской эпохи, с повышением их эффективности. Например, если в лучшие советские времена свинокомплекс «Томский» производил 13 тысяч тонн мяса в год, при том что на него работала вся Томская область, то в прошлом году он произвел 27 тысяч тонн мяса. В кризисный 1998 год здесь производилось 3 тысячи тонн мяса. Эффективность проведенной Сибирской Аграрной Группой модернизации очевидна. Тем не менее необходимость введения новых производств бесспорна. Новые строительства — лишь единичные примеры, они осуществляются преимущественно в европейской части страны, и доля их в отечественном пищепроме очень незначительна. Мы, кстати, понимаем, что невозможно жить одним днем даже в непростых экономических условиях. В 2009 году мы закончим объединение двух томских мясокомбинатов на единой современной площадке и завершим строительство нового свинокомплекса.

Восстановите имидж восстановленного

Дмитрий Мирончиков, региональный директор «ВБД — Сибирь и Дальний Восток»

— Рынок молока, помимо общей, переживает еще и собственную небольшую революцию, имеется в виду новый технический регламент. Как все это сказывается на развитии отрасли и отечественной сырьевой базы?

— Ввод технического регламента и, главное, шумиха в СМИ, в которой было мало фактов, но много эмоций, сильно повлияли на восприятие населением сухого молока. В этом не было бы проблемы, если бы не фактор сезонности. Всем известно, что в России летом производится молока в несколько раз больше, чем зимой. У потребления молочных продуктов обратная структура. Соответственно, летом на рынке возникают излишки сырья, зимой — дефицит. Раньше часть «летнего» молока сушили, затем зимой восстанавливали и использовали. Теперь это сделать будет сложно — с применением восстановленного молока можно будет сделать молочный напиток, а будет ли на него спрос, неизвестно. Мы сушим молоко для наших предприятий на Дальнем Востоке и на Севере, где сырого молока нет в принципе, но большинству предприятий заниматься сухим молоком стало почти бессмысленно. Сырьевая база не очень развита, крупные хозяйства, которые можно назвать промышленным производством, составляют 20–25 процентов, остальные — мелкие. От них сложно добиться стабильных по количеству и качеству поставок. Почти нет молока, соответствующего высшему сорту по требованиям нового техрегламента.

На мой взгляд, сейчас нужна очень серьезная поддержка сельхозпроизводителям, молочным хозяйствам. У них ситуация достаточно тяжелая — в технологическом плане и в кадровом. Необходимо внедрять инновационные методы производства и новое оборудование, привлекать квалифицированный персонал. В этом заинтересованы и мы: модернизация могла бы привести к снижению сезонности поставок сырого молока, улучшению его качества.

— Что ждет отрасль в обозримом будущем: стагнация или рост объемов производства?

— Сложно прогнозировать в условиях нестабильной экономической ситуации. Пока все говорит о том, что отрасль ожидает стагнация. Мы рассчитываем, что в целом объем потребления молока не снизится, за счет традиционных молочных продуктов. Мы в этом направлении тоже работаем, снижаем цены на «социальный ассортимент», увеличиваем выпуск наиболее экономичных товаров. Поддерживать уровень потребления молока жизненно необходимо, чтобы не допустить сокращения поголовья молочного стада. Наблюдается также падение потребления йогуртов, десертов, функциональных продуктов, что не лучшим образом сказывается на доходности отрасли.




Ольга Шадрина

Журнал "Эксперт"
10.06.2009



в санкт петербурге проектирование автодорог по низкой цене
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов