Рынок встал – дилеры забегали
Продажи тяжелых грузовиков встали вместе с бизнесом их потребителей. Дилеры рассчитывают на сервис
Если назвать апрельский спад продаж легковых автомобилей на российском рынке на 53% драмой, то ситуация на рынке грузовиков – уже трагедия.
Падение продаж тяжелых грузовиков в России за первый квартал 2009 года составило 90%. В этом нет ничего удивительного, так как рынок тяжелой коммерческой техники связан с теми секторами российской экономики, которые в первую очередь пострадали от кризиса. Такие отрасли, как строительство, ритейл федерального масштаба и автотранспортный бизнес, использовавшие для своего развития привлеченные финансовые ресурсы, в условиях финансового кризиса и промышленного спада заморозили развитие новых проектов и отказались от обновления автопарков.
Автопроизводители вынуждены снижать объемы производства под резко сократившийся спрос и концентрировать усилия на снижении издержек. Дилеры в борьбе за лояльность оставшихся клиентов ищут спасения в сервисе и обещают улучшить качество обслуживания.
Не ждали
В 2008 году почти половина из 75 тыс. проданных в России новых тяжелых грузовиков были импортированы. Как и на рынке легковых автомобилей, общие итоги прошедшего года финансовый кризис испортить не успел – многие производители тяжелых грузовиков в годовых отчетах отмечают рост российских продаж.
На российском рынке сменился лидер. По импорту в РФ новых автомобилей на первое место вышел МАN – в 2008 году компании удалось реализовать 6 тыс. 646 тяжелых (общей массой более 16 тонн) грузовых автомобилей. На втором месте Volvo с результатом 6 тыс. 580 новых грузовиков, а на третьем Scania – 4 тыс. 704 машины.
Причиной такого успеха МАN стала новая стратегия, которую с 2006 года провозгласил возглавивший ООО «МАН Автомобили Россия» Пер Густав Нильссон, заявивший, что намерен вывести компанию в лидеры российского рынка. Конкурентоспособные цены и наличие автомобилей на складе позволили компании в первой половине прошлого года привлечь уставших от ожидания машин российских клиентов. Однако в Санкт-Петербурге, где рынок перешел в стадию насыщения еще весной прошлого года, МАN не успел потеснить прошлогодних лидеров и остался на третьем месте, хотя другие игроки рынка так и не смогли показать существенного роста продаж.
С лета прошлого года на российском рынке грузовиков наметился застой, осенью перешедший в спад продаж. Региональный директор по маркетингу филиала «МАН Автомобили Россия» в Санкт-Петербурге Наталья Соловьева так объяснила ситуацию: «В ноябре-декабре 2008 года продажи техники MAN сократились по сравнению с предыдущими месяцами 2008 года в несколько раз. Столь резкое падение продаж объясняется не только экономическим кризисом, сокращением перевозок, замораживанием многих строительных проектов, но и тем, что программы автокредитования и лизинга на покупки грузовых автомобилей и иной спецтехники в Санкт-Петербурге фактически были приостановлены. Грузовики и спецтехника перестали приносить доход владельцам в объемах, достаточных для погашения кредитов и лизинговых платежей».
Несмотря на это, конец прошлого года с точки зрения импорта грузовиков оказался ударным. И все благодаря правительству, которое для оказания поддержки отечественному автопрому решило повысить таможенные пошлины на импорт иномарок, в том числе и грузовых, и начало плавную девальвацию рубля.
Затоварились
По данным Ассоциации импортеров автомобилей и таможенных брокеров, в декабре 2008 года импортирован 14 тыс. 441 коммерческий автомобиль – на 76% больше, чем в ноябре. Как считают в ассоциации, причина роста импорта – стремление производителей завезти автомобили до повышения таможенных пошлин, которое было проведено с 12 января 2009 года.
Коммерческий директор ООО «Скания-Русь» (генеральный импортер и дистрибутор техники Scania на территории России) Андрей Чурсин объяснил логику автопроизводителей иначе: «Как правило, в секторе грузового автотранспорта четвертый квартал года является наиболее удачным по объему продаж. В предыдущие годы заказы размещались в производство исходя из этого оптимистичного сценария, однако резкий спад деловой активности в четвертом квартале прошлого года привел к резкому падению спроса и все крупнейшие производители грузовой техники закончили год с большим количеством машин на складах, в том числе и в России».
В первом квартале этого года ситуация с продажами еще более обострилась, в том числе и на петербургском рынке. По данным «Петростата», в первом квартале этого года объем выполненных строительных работ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области сократился на треть, а объем автомобильных грузовых перевозок – на 40,7%. По информации Северо-Западного представительства АСМАП, объем перевозок импортных легковых иномарок автомобильным транспортом сократился на 90%.
При таком спаде операционной активности основных потребителей тяжелых грузовиков об интересе к покупке новой техники говорить сложно. В таких условиях трудно привлечь клиентов даже самыми выгодными предложениями по ценам на автомобили и по условиям лизинга. На фоне снижения объема перевозок и ухудшения кредитных условий потребители не только отказываются от покупки новых грузовиков, но даже сдают обратно технику, что взята в лизинг ранее.
Ситуация на рынке грузовой техники в начале этого года оказалась под влиянием не только снижения спроса, но и давления складских запасов, которые только по западным производителям оцениваются в 9?10 тыс. машин. При существующих объемах продаж этих запасов может хватить на ближайшие год-два.
Производство под спрос
Падение спроса на грузовики не является чисто российской проблемой, все крупнейшие мировые производители грузовых автомобилей завершили первый квартал 2009 года со спадом продаж более чем на 50%. Так, мировые продажи грузовиков Renault упали на 52%. Продажи компании Scania AB упали на 55%, а Volvo Trucks – на 51%. В этих условиях автопроизводителям пришлось сокращать выпуск машин и изменять производственную стратегию.
После того как продажи MAN AG в первом квартале 2009 года также упали на 50%, компания решила провести сокращение производственных расходов, так как не видит признаков восстановления спроса на свою продукцию. Планируется снижение дивидендных выплат за 2008 год и сокращение производственных издержек за счет остановки производства грузовиков на 70 дней в течение первой половины года. В зависимости от ситуации к этому могут добавить еще несколько коротких недель. Концерн MAN отложил решение о строительстве второго сборочного завода в Польше и провел увольнения сотрудников.
В условиях кризиса сбыта в автомобильной промышленности MAN планирует сконцентрировать все свои возможности и инвестиции на подготовке своих двигателей и грузовых автомобилей к рынку будущего. «Мы разработали технологию MAN PURE DIESEL для всех автомобилей. Эта технология, безопасная для окружающей среды, станет основой для двигателей стандарта Euro 6 от MAN», – заявил руководитель отдела Engineering & Portfolio Management компании MAN Бернд Майерхофер.
На открытии в начале этого года сборочного завода Volvo Trucks в Калуге генеральный директор Volvo в России Ларс Корнелиуссон отказался назвать объем производства калужского завода в этом году, сказав, что предприятие будет работать не на склад, а только на спрос на рынке. При этом оценить спрос он затруднился.
Вынужден снижать объемы производства даже КамАЗ, получивший после повышения импортных пошлин немалые преференции. Генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин в одном из последних интервью признался, что завод сократил план производства на этот год на 25%. Более того, так как перспективы спроса на грузовики туманны и зависят от ситуации в экономике в целом, генеральный директор запретил подчиненным использовать термин «стратегическое планирование» и призывает их работать под заказ в рамках квартальных планов.
Тем не менее КамАЗ ищет деньги на доводку и организацию производства семейства новых автомобилей, без которых, по словам Когогина, у компании нет будущего.
В такой обстановке продавцы грузовых автомобилей готовы на все. Так, автомобильная корпорация «Грузомобиль» (дилер КамАЗа, Isuzu и других марок, в 2008 году реализовал 2,9 тыс. грузовиков) начала использовать бартерную систему продаж. Теперь грузовики можно обменять на товары и услуги. В корпорации рассчитывают, что бартер составит 30% от общего объема продаж в 2009 году.
Но основная часть дилеров решила переключиться с продаж на сервис, на укрепление отношений с клиентами, которые эксплуатируют уже купленные автомобили. Лояльность клиентов в условиях кризиса – залог будущих успехов в продажах, когда бизнес оживет, кредитные рынки оттают и потребители вновь начнут покупать грузовики.
Капиталистические обязательства
Как заявил директор по продажам компании «Петроскан» (дилер Scania) Сергей Носков, «2009 год будет достаточно тяжелым для транспортного бизнеса. Наши планы – постараться максимально соответствовать потребностям наших клиентов».
С ним солидарен и директор петербургского филиала ООО «МАН Автомобили Россия» Денис Масленников. «Отношение к клиенту должно быть одинаковым во все времена. Но в условиях кризиса мы понимаем, что именно сейчас нашим клиентам как никогда нужна поддержка MAN. Мы пересматриваем условия обслуживания для постоянных клиентов филиала в Санкт-Петербурге, разрабатываем более гибкие схемы предоставления различных услуг, расширяем пакет сервисных услуг, планируем проведение комплексных мер по стимулированию клиентской лояльности», – поясняет Масленников.
А компания Volvo Trucks по итогам российской дилерской конференции, состоявшейся в феврале этого года, приняла на себя десять обязательств перед клиентами авторизованных СТО Volvo в России в сервисном обслуживании.
Этому предшествовала длительная работа по сертификации всех сервисных станций Volvo, расположенных на территории страны, и их аттестация по единому стандарту DOS (Dealer Operating Standard), принятому во всем мире для авторизованных сервисных станций Volvo. И хотя эти обязательства сами по себе не являются новым словом в обслуживании, владельцы грузовиков Volvo, российский парк которых в конце прошлого года достиг 50 тыс., наверняка оценят внимание к их проблемам в столь сложное время.
Однако для того чтобы вновь начали покупать грузовики, клиенты должны не просто выжить, а еще и потеснить конкурентов и заработать. Дилерам придется побегать за клиентами, но другого пути у этого бизнеса просто нет.
Николай Демидов
Журнал "Эксперт"