Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Как авиатакси Dexter потеснило лимузины в небе

Деловая авиация в России существует больше десяти лет. Но — только для элиты: самолет под заказ стоит десятки тысяч долларов. Инициаторы первого в России проекта авиатакси Dexter убеждены: снизить в десять раз стоимость заказного перелета можно. Главное — найти правильные самолеты и убедить потенциальных клиентов в том, что каждый из них может стать небожителем за небольшие деньги.

эксперты
Евгений Андрачников
председатель совета директоров управляющей компании проекта «Авиа Менеджмент Груп» (Москва)
Олег Пантелеев
глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» (Москва)

Почему в России невозможно купить отечественный самолет для эксплуатации в режиме такси?

Как рассчитать стоимость летных километров?

Когда авиатакси станет общедоступным видом транспорта?

Двадцать лет назад авиаперелеты в России были рядовым делом: можно было легко попасть из одного населенного пункта в другой, заплатив при этом немногим больше, чем стоил рейсовый автобус. Тогда малая авиа­ция переживала расцвет: принимать самолеты небольшой вместимости (вроде Ан-2 или Л-410) мог любой аэропорт, а государство эту отрасль исправно субсидировало. Перевозя пассажиров, маленькие самолеты совершали по миллиону рейсов в год. В 1992 г. малая авиация как массовый вид транспорта фактически умерла.

В те же 90-е гг. российская элита стала потихоньку примерять на себя новый атрибут деловой жизни — бизнес-авиацию. «Деловой» флот РФ состоит в основном из Як-40, Як-42, Ту-134 и Ту-154, выведенных из парков отечественных компаний. Эти самолеты ремонтируют, переоборудуют их интерьер и получают просторный бизнес-джет. Они комфортабельны и могут преодолевать большие расстояния, но очень дороги в эксплуатации. Например, расход топлива для Як-40 составляет 1,2 т на 1 час полета. Поэтому и конечная цена для потребителя высока: перелет из Москвы в Санкт-Петербург на борту Як-40 обойдется в $12–15 тыс., путешест­вие из столицы в Сочи на Ту-134 — в $30–40 тыс. Получается, бизнес-авиация в России — продукт исключительно олигархический. Не говоря уже о частной авиации — содержать личный самолет могут позволить себе единицы.

«Это несправедливо, — считает Евгений Андрачников, руководитель проекта авиатакси Dexter. — Фактически все, что представлено в России как бизнес- или частная авиация, — привилегия очень богатых и больше напоминает лимузин». И делает вывод — небу нужны не только «автобусы» и «лимузины» — небу нужно воздушное такси: «Самое главное, что отличает такси от лимузина, — это доступность цены. Каждый из нас когда-нибудь ездил на такси по городу, но далеко не каждый летал на частном самолете». В этом и заключается глобальная идея проекта авиатакси Dexter — расширить круг «небожителей», пользующихся услугами чартерной авиации.

 Идея создания авиатакси витала в воздухе

В конце прошлого века бизнес стал перемещаться из столицы в регионы, по­ближе к недооцененным активам. Но прямое авиасообщение связывает далеко не все города, а транзитный трафик на 90% идет через Москву и Санкт-Петербург. Так что авиатакси — единственный разумный выход в этой ситуации.

Все упиралось в одно. Не в деньги. Инвесторы, готовые вложиться в проект, были. Не было «правильных» самолетов. Первым, кто разглядел перспективу для возрождения малой авиации, стал Сергей Недорослев, известный бизнесмен, владелец группы компаний «Каскол». В свое время он приобрел активы крупных авиастроительных предприятий России, в том числе нижегородского завода «Сокол» (специализировался на выпуске и ремонте истребителей МиГ). В конце 90-х гг. там осваивали самолет М-101Т — разработку ОКБ им. Мясищева. Именно на эту машину г-н Недорослев сделал ставку: судно небольшое, экономичное, быстроходное. Способно летать на высоком эшелоне, не требует особых условий для взлета-посадки, может перевозить 4–6 пассажиров на расстояние до 1000 км. В общем, идеальный вариант для аэротакси.

В 2000 г. началась сертификация и доводка самолета М-101Т. Сертификат был получен в 2003 г., а в марте 2004-го Сергей Недорослев презентовал идею авиатакси президенту ФПГ «Промышленные инвесторы» Сергею Генералову. Задумка понравилась, и в начале 2005 г. «Каскол» и «Промышленные инвесторы» создали проект «Авиа Менеджмент Груп», в рамках которого появилось первое в России воздушное такси Dexter. Суть проекта емко сформулировали в слогане «Персональные воздушные линии для тех, кто стремится успевать больше». С заводом «Сокол» подписали контракт на 15 самолетов плюс опцион — на 30.

 Ставка на отечественный авиапром не сыграла

Бизнес-модель разрабатывали тщательно. Наняли международную консалтинговую компанию, которая предложила два варианта развития. Первый подразумевал регулярные перевозки, второй — чартерные. Потенциальную клиентуру просчитывали четко: в поле зрения московских предпринимателей все чаще попадали города, находящиеся вдалеке от столицы: Самара, Казань, Нижний Новгород. Связывать региональные офисы было необходимо, а прямого авиасообщения между парами городов не существовало. Собрать шесть бизнесменов на регулярные рейсы не представляло никакого труда, впрочем, окупаемость наступала и при меньшей, чем 100%, загрузке.

Первые полеты совершили из Москвы — перевезли пассажиров в Астрахань, Нижний Новгород, Самару. В 2005 г. у Dexter было три собственных машины нижегородской сборки и две арендованных. К концу 2006 г. «Авиа Менеджмент Груп» рассчитывала расширить парк до 15 отечественных самолетов.

Однако ставка на российский авиапром не сработала. Как вспоминает Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства «АвиаПорт», часть самолетов М-101Т, примерно год успешно проработав на регулярных рейсах, ушла на техоб­служивание, с которого так и не вернулась: «Причина в том, что завод получил заказ Минобороны на учебно-тренировочный самолет Як-130 плюс занимался модернизацией МиГ-31 и другими проектами в интересах ВВС. От производства и доработки М-101Т пришлось отказаться, идею задвинули в долгий ящик». Между тем инвестиции в нее к тому моменту уже составили $85 тыс.

 «Правильный» самолет нашли в Швейцарии

В конце 2006 г. руководителям «Авиа Менеджмент Груп» пришлось искать новые варианты — но уже не в России. Весь мировой рынок частной авиации они проштудировали досконально. «Правильное» судно — это целый набор характеристик, начиная от экономичности и простоты в эксплуатации, заканчивая приемлемой скоростью, вместимостью и удобством для пассажиров. Однако, несмотря на кажущуюся широту выбора, очень быстро он сузился до нескольких иностранных машин. Всемирно известные самолеты, используемые в деловой авиации, такие как Gulfstream, Global Express, Legacy, Hawker, Cessna, Falcon, пришлось отмести сразу. «Все они в основном реактивные, предназ­начены для увеселения публики. Они нужны для того, чтобы тратить деньги, а не зарабатывать», — объясняет Евгений Андрачников.

Поиск осложнялся тем, что самолет должен быть сертифицирован в Российской Федерации для коммерческого использования. Сертификацию обычно проводит производитель, когда верит в то, что на его машину в стране будет спрос. Видимо, в Россию верят немногие, и в стране сертифицировано всего 10–15 типов иностранных воздушных судов (исключая Boeing и Airbus).

После анализа этой информации руководители проекта остановились на швейцарском Pilatus (PC-12). «Других вариантов и не было, — вспоминает г-н Андрачников. — Есть более мелкие машины типа американского Piper Meridian или французского Socata TBM 850, но с полной загрузкой (четыре человека) они покрывают очень небольшой радиус — до 600 км». Для Dexter такая дальность была уже неприемлема — полетав на отечественных самолетах, руководители проекта поняли: оптимально востребованное расстояние перелета для аэротакси — 600–1200 км. Pilatus способен беспосадочно пролететь до 2000 км, а кроме того, он вмещал восемь пассажиров.

Не последним аргументом в пользу Pilatus стала цена. «То, что самолет сертифицирован, — это еще полвопроса, — конкретизирует Евгений Андрачников. — Потом на него необходимо установить набор дополнительного оборудования, например, дополнительную радиостанцию, черный ящик и т.д. Плюс НДС, плюс таможенная пошлина». С учетом всех дополнительных трат один самолет марки Pilatus обходится компании в $3,7 млн.

Подготовка к эксплуатации Pilatus заняла почти весь 2007 г. — нужно было об­учить инженеров и летчиков. Первые самолеты пришли в Россию в октябре 2007-го. Сейчас у Dexter их восемь. Половина — в новой модификации PC-12/47E — поступила в феврале 2009 г.

 Свободны от конкуренции

Идеальную схему работы авиатакси предприниматели нарисовали еще на стадии зарождения проекта. Г-н Андрачников описывает ее так: в парке компании — 200–250 самолетов, они разбросаны по всем основным транспортным узлам страны. Приехал, скажем, клиент в Кемерово и хочет оттуда попасть в Новокузнецк. Звонит диспетчеру, заказывает борт, и в течение нескольких часов самолет от ближайшей стоянки прилетает в Кемерово.

С каждым аэропортом компания заключает договор на стоянку воздушного судна и обслуживание пассажиров через VIP-залы. Евгений Андрачников уверяет: договариваться с аэропортами вовсе не сложно — потому что желающих летать в этом формате просто нет. Региональные власти тоже никаких препятствий не чинят. «Наш бизнес на 100% финансируется частным капиталом, мы нигде и никогда не использовали административный ресурс своих акционеров. В этом не было никакой необходимости», — говорит он.

Больше всего внимания в Dexter уделяют прозрачности ценообразования. Главный индикатор цены в деловой авиации — летный час, для каждого самолета его стоимость разная. Г-н Андрачников: «Мы рассчитываем сумму исключительно из километража. 1 км полета стоит 160 руб., и неважно при этом, сколько пассажиров летит: один или восемь. Например, если между точкой А и точкой Б расстояние — 700 км, то полет будет стоить 112 тыс. и ни копейкой больше. И никаких дополнительных топливных сборов».

Идеологов проекта аэротакси конкуренция не пугает. Евгений Андрачников: «Вопрос с наличием $100 млн в России вообще не стоит — люди, желающие соз­дать такой же формат и составить нам конкуренцию, могут найтись. Вопрос — найдется ли воздушное судно для этого?» Эта самоуверенность объясняется просто: «Авиа Менеджмент Груп» выкупила у швейцарского завода всю российскую квоту на поставку Pilatus до 2011 г.

Глобальная цель Dexter — расставить свои самолеты по всей стране: в России 329 аэропортов, способных принимать небольшие суда. Если в каждом регионе будет стоять хотя бы по одному самолету, клиентам не придется платить за порожний пробег. Сейчас — приходится: цена перегона порожнего судна тарифицируется со скидкой 25% от стоимости полета. По мере увеличения авиапарка компания минимизирует эти расходы.

Идеологи проекта готовы часами говорить о преимуществах своего бизнеса. Если кратко, их пять. Первое — доступная цена. Второе — разветвленная сеть. Третье исходит из второго: возможность составления сложных маршрутов. В качестве четвертого плюса г-н Андрачников называет независимость: никаких посредников при общении с клиентами у перевозчика нет. А самое главное, говорит он, «мы не жадные и не просим денег сразу». То есть компания готова работать по гарантийным письмам и даже с отсрочкой платежа. Пока ни разу не было, чтобы клиенты не заплатили, гордится Евгений Андрачников.

Еще совсем недавно руководители «Авиа Менеджмент Груп» признавали: рынок воздушного такси пока существует потенциально. Но это ненадолго: уже сейчас Dexter ежедневно совершает рейсы из разных аэропортов. И активно пополняет список регионов присутствия. Центр, Поволжье, северо-запад и юг уже освоены. В феврале 2009 г. Dexter разместил часть авиапарка в аэропорту Нового Уренгоя и начал экспансию на Урал. «Полеты на авиатакси — это нормальный вид транспорта, — в очередной раз подчеркивает г-н Андрачников. — Потому что долететь из Санкт-Петербурга в Псков за 60 тыс.  руб., а не томиться шесть часов в автомобиле, согласитесь, вполне подъемно. Люди очень скоро это поймут. Не пройдет и четырех лет, как рынок взорвется в хорошем смысле слова».

досье
Авиатакси Dexter
Создано в 2004 г. Учредители и основные инвесторы — российская группа «Промышленные инвесторы» и аэрокосмический холдинг «Каскол». Компания имеет свидетельство эксплуатанта (СЭ) № 481, выданное Министерством транспорта Российской Федерации 5 декабря 2005 г.
В парке компании — восемь самолетов Pilatus (РС-12), которые вмещают восемь пассажиров, развивают скорость до 519 км в час и способны преодолевать расстояние до 2000 км. В 2008 г. Dexter подписал договор с американ­ским авиапроизводителем Cessna Aircraft на поставку в 2011 г. 20 новых реактивных четырехместных самолетов Citation Mustang.

Источник: данные компании.

мнение
В отношении Dexter я оптимист
Олег Пантелеев
глава аналитической службы агентства «АвиаПорт»:
— Для бизнеса сегодня модель продажи «летных километров» по-прежнему актуальна: кризис — не кризис, а интересы в регионах у многих компаний остаются. И есть большая разница. Или ты едешь за 500 км на автомобиле, проводишь деловую встречу и возвращаешься — день потерян. Или преодолеваешь то же расстояние за час, проводишь встречу в аэропорту и возвращаешься на место работы. Реально выигрываешь время.
Минус для «Авиа Менеджмент Груп» в том, что темпы приобретения и ввода в эксплуатацию воздушных судов сильно отставали от запланированных: сначала потеряли много времени с отечественной техникой, да и в поставках Pilatus была пауза — как раз в этот момент производитель выводил на рынок новую версию самолета.
В отношении Dexter я настроен оптимистично. Это не такой уж капиталоемкий проект, новый бизнес по своим масштабам — не самый крупный для акционеров. Да и подход, основанный на по­следовательном наращивании капитализации компании, позволяет более гибко развивать авиатакси: сегодня владельцы готовы отказаться от быстрого возврата вложенных средств, но создать устойчивый бизнес. Проект разумный и прагматичный, у него своя ниша, растущий сегмент. Если им удастся растопить сердце и кошелек делового корпоративного клиента, успех обеспечен.

Другое дело, когда Dexter станет способен работать как полноценный регулярный перевозчик на тех маршрутах, где сейчас сообщения нет и где использование других типов самолетов нерентабельно. Сейчас для освоения этого направления нет нужного количества самолетов, да и момент для запуска не лучший.

 

детали
Почему деловая авиация не использует малые воздушные суда
Специфика бизнес-полетов в России
В США 75% авиарынка занимает деловая авиация. В России на ее долю приходится всего несколько процентов.
Ввоз иностранных самолетов для бизнес-авиации облагается таможенной пошлиной в 20% и НДС в 18%. Единственная альтернатива — отечественные машины. Малых судов среди них практически нет, а самолеты большей вместимости имеют средний возраст 25–30 лет.
Купить иностранный самолет и зарегистрировать его в другой стране может любое частное или юридическое лицо. Но летать под иностранным флагом внутри России запрещено, это расценивается как каботаж.
95% воздушных судов для деловой авиации размещены в Москве. Это лишает клиентов гибкости при выборе собственного маршрута и увеличивает расходы на оплату порожних пробегов.

Источник: авиатакси Dexter.





Ольга Селезнева

Журнал «Деловой квартал»
05.06.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов