Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Есть стали меньше

Российское пищевое производство заметно сокращается. Население снижает объемы потребления и переходит на недорогие отечественные продукты

Пищевая промышленность начала резко терять обороты. Согласно сезонно скорректированным данным Росстата, выпуск продукции в пищевой промышленности к апрелю 2009 года сократился на 13% по отношению к пику, достигнутому в октябре 2008 года. Хотя еще совсем недавно участники пищевого рынка не уставали повторять: «Мы имеем дело с едой, в кризис люди есть не перестанут, а потому беспокоиться о снижении производства незачем». Сегодня уже очевидно, что кризис докатился и до пищевки.

Основная причина сокращения объемов производства — снижение потребительского спроса. Прежде всего, у населения закончилась паника раннекризисного периода, когда люди закупали продукты длительного срока хранения. Вдобавок потребители от многого отказались: например, от деликатесной рыбы, дорогих молочных продуктов, колбасных изделий и проч.

На этом фоне товаропроводящие сети стали менять свою политику: оптовики, испытывая недостаток оборотных средств, перешли на более мелкие партии закупок, что вызвало рост издержек у производителей; розница стала активно оптимизировать ассортимент, оставляя только самый ходовой. Плюс ко всему многие производители стали жаловаться на то, что розница задерживает выплаты и их оборотные средства уменьшаются.

Стагнация на пищевом рынке началась задолго до кризиса. С ноября 2007 года до наступления кризисного потребительского ажиотажа отрасль почти все время демонстрировала отрицательные темпы прироста (за исключением небольшого периода — июня-июля 2008 года, когда кривая вышла в плюс на 1–2%). Конечно, на фоне общих показателей были отрасли, которые динамично развивались, например рыбная, алкогольная или отдельные сегменты молочного рынка; были и отрасли с низкой динамикой, такие как кондитерская, мясоперерабатывающая, хлебная. Кризис вкупе с протекционистскими мерами государства несколько изменил ход развития пищевой промышленности: сегодня многие успешные подотрасли оказались в числе аутсайдеров. Так, по итогам года ушли в минус многие переработчики молока, алкогольная, рыбная отрасли и мясопереработка. Не самые сладкие времена переживают производители сахара. В то же время немного нарастила производство крупяная промышленность, положительную динамику показывают мясное и сырное производство.

Независимо от места в рейтинге Росстата, сегодня все игроки пищевого рынка — и лидеры, и аутсайдеры — решают одни и те же задачи: чем ответить на снижающийся спрос, как оптимизировать производство и ассортимент и как воспользоваться начавшимся сокращением импорта.

Ушли в минус

Самую низкую динамику за январь—апрель 2009 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года — минус 45% — показали производители сухого молока. Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Татьяна Рыбалова называет две причины, которые влияют на падение производства сухого молока: принятие нового технического регламента и поток дешевой импортной молочной продукции, идущий прежде всего из Белоруссии и Украины.

Работающий сегодня в пилотном режиме техрегламент запрещает производителям молочной продукции использовать традиционные названия «молоко-кефир-творог» в тех продуктах, для производства которых используется сухое молоко. Споры вокруг техрегламента до сих пор идут, но этот закон уже успел отпугнуть покупателей — спрос на молочную продукцию активно снижается — и привел к сокращению производства сухого молока.

Импорт сухого молока — не менее болезненная проблема. По данным Молочного союза России, за 2008 год на территории РФ было произведено порядка 200 тыс. тонн сухого молока (в целом переработка молока составляет 14 млн тонн). Дополнительно к нам поступило официально еще порядка 90 тыс. тонн порошка из Белоруссии и Украины. С одной стороны, импорт сухого и цельного молока компенсирует потери отечественного производства, с другой — снижает и без того низкие цены на закупочное сырье российских производителей. В определенной степени сокращение отечественного производства сухого молока будет способствовать повышению производства цельномолочной продукции. «Во время кризиса покупатели отходят от глубокопереработанных продуктов типа йогуртов, творожков, сырков, где в основном и используется сухое молоко, в сторону более дешевых и традиционных молочных напитков», — отмечает Наталья Игнатьева из аналитической компании Nielsen.

Следующее просевшее направление продовольственного сектора — производство спиртных напитков. За год оно сократилось на 20%. Возможно, кому-то такое падение в отрасли покажется даже оптимистичным, так как это предполагает снижающийся потребительский спрос на алкогольную продукцию. Однако, по мнению директора Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза, с наступлением кризиса потребление водки и ликеро-водочных изделий не снизилось, просто увеличилась доля нелегальной продукции. Компании уходят в тень, чтобы удержать рентабельность. По оценкам специалистов, если при объеме рынка водки в 200 млн дал еще два года назад доля нелегальной продукции составляла треть, то к концу 2009 года доли легальной и нелегальной продукции могут почти сравняться.

Падение производства, обозначенное официальной статистикой, присутствует на всем алкогольном рынке. Прежде всего оно связано со снижением покупательского интереса к дорогим напиткам. С начала кризиса импорт вина сократился на 30%, наблюдается спад отечественного виноделия. Импорт крепкого элитного алкоголя уменьшился на 40%, но в объемном выражении он заменяется коньяком отечественного происхождения.

«За первый квартал 2009 года наше алкогольное производство упало на 5–8 процентов», — рассказывает директор по маркетингу ГК ФАЮР-СОЮЗ Ирина Ларина (основной бренд компании — водка «Пшеничная слеза»). По ее мнению, в ближайшее время покупатели вряд ли вернутся к дорогой продукции. Во втором квартале компания рассчитывает вернуть свое производство на прежний уровень. «Мы не намерены сокращать маркетинговые мероприятия, наоборот, оптимизируем их, будем проводить гибкую рекламную политику, привлекать конечного потребителя различными акциями», — поясняет г-жа Ларина.

Еще одна отрасль-аутсайдер — рыбная. Несмотря на увеличение объемов вылова до 4 млн тонн (в этом году объем рынка должен увеличиться на 30% по отношению к результатам прошлого года), происходит снижение производства рыбопродукции, консервов и пресервов из морепродуктов. За четыре месяца текущего года производство сократилось почти на 10%. По данным руководителя инвестиционно-аналитической группы Рыбного союза Тимура Митупова, наибольшее снижение в объемах производства произошло по рыбе специальной разделки (28,2%), охлажденной (23,9%), сушеной и вяленой (18,1%).

Основная причина падения производства — низкий спрос на рыбопродукцию из-за высоких цен: за текущий год стоимость рыбопродукции увеличилась на 14%. В результате потребительский выбор сместился от готовой переработанной продукции в сторону более дешевой целиковой рыбы. Снеки и морепродукты, которые в прошлом году среди всех продуктов питания показывали наибольшую динамику роста, теперь почти не покупают. Более того, ожидается, что к концу 2009 года рынок морепродуктов в объемном выражении схлопнется вдвое. По мнению генерального директора рыбной компании МАРИНАР Рафика Алиуллова, морские деликатесы стали довольно дорогими для массового потребителя. До осени, полагает он, покупательское поведение вряд ли изменится. А затем начнется новый рыбный сезон и цены немного упадут, что благоприятно скажется на всем рыбном рынке.

Помимо высоких цен причиной сокращения производства рыбы специалисты называют низкий объем поставок рыбы и морепродуктов на внутренний рынок. Свой вылов рыбаки отправляют на экспорт по более дорогим контрактным ценам. В частности, из выловленных на начало марта 300 тыс. тонн минтая рыбаки лишь десятую часть оставили на российском берегу.

Из положительных тенденций на рыбном рынке следует отметить, что происходит сокращение импорта в пользу аналогичной отечественной продукции. Так, если ранее на российский рынок в основном поставлялась норвежская сельдь, то сегодня ее объемы заменяются отечественным сырьем. По мнению г-на Митупова, падение объемов импорта рыбы и морепродуктов по году составит 15–20% по отношению к 2008 году.

Устойчивая динамика снижения производства наблюдается и на рынке мясопереработки. Еще осенью Мясной союз России прогнозировал падение в отрасли в связи с уменьшением потребления. По расчетам Мушега Мамиконяна, руководителя союза, в 2009 году совокупное снижение потребления мяса и мясопродуктов составит 15–17%. За год объемы производства колбасных изделий в стране, по данным Росстата, сократились на 10%. В отчете компании «Черкизово» за первый квартал 2009 года отмечается, что производство колбасных изделий в компании снизилось на 16%.

«Ориентируясь на общие тенденции рынка, мы прогнозировали, что и наши объемы переработки будут снижаться, — говорит руководитель управления по коммуникациям и связям с инвесторами ГК “Черкизово” Ирина Острякова. — В мясопереработке в основном используется импортное сырье, которое в последнее время сильно подорожало из-за изменения валютных курсов».

Новые лидеры

Есть отрасли, которые демонстрируют положительную динамику роста, однако, как показывают последние данные, она не устойчива. Так, крупяная промышленность откликнулась на первые месяцы кризиса активным ростом производства (в феврале 2009 года по отношению к январю прирост составил 26%), многие предприятия стали работать на полную мощность. Этот рост был связан с некоторой паникой населения, которое запасало все, что хорошо хранится.

В последние же месяцы спрос и на крупы начал сокращаться. «Осенью и в начале зимы у нас были очень хорошие продажи, поэтому говорить о каком-то кризисе было даже неудобно. Но сейчас падение продаж становится заметным, особенно по дорогим брендам», — отмечает генеральный директор компании «Мистраль» Олег Ершов. В апреле производство круп снизилось на 1,9% по отношению к марту этого года. «Наблюдаемое сегодня снижение продаж не связано с сезонностью, — говорит коммерческий директор компании “Ангстрем” Оксана Линник. — Для сезонности, когда летом опускаются продажи по причине появления свежих овощей и фруктов, еще рано. Работают другие механизмы. Сначала мы грешили на введение пошлин на рис, что привело к росту цен на нашу продукцию. Однако у производителей макаронных изделий тоже снизились продажи. Процесс падения продаж происходит по всему пищевому производству». Представители бакалейного рынка связывают надежды на восстановление продаж с холодным летом. Если погодные условия ухудшатся, то население будет есть больше каш, и продажи увеличатся.

Есть заметная положительная динамика и в молочной отрасли, а именно в производстве жирных сыров, брынзы. За год производство сыра увеличилось на 10–11%. Надо отметить, что поднять сырную отрасль российским производителям долго не удавалось: мешали плохое оснащение, отсутствие технологий и постоянное присутствие дешевого импорта из Белоруссии, Украины, Прибалтики. По словам Татьяны Рыбаловой, до кризиса сыроделы успели обновить оборудование и повысили качество продукции. И с наступлением непростых времен дорогие импортные сыры начали замещаться более дешевыми аналогами отечественного производства. Сыроделы рассчитывают на то, что производство будет расти и дальше.

Одним из лидеров роста сегодня является мясное производство, прежде всего мяса птицы и свинины. За прошедший год прирост составил 12%. Причины: протекционистские меры государства по сокращению квот на импорт мяса, девальвация рубля. В результате повысилась конкурентоспособность отечественной продукции, при этом выросли внутренние цены на мясо и, как следствие, рентабельность производителей. В то же время импорт мяса существенно снизился: по словам Мушега Мамиконяна, за первый квартал 2009 года импорт сократился на 30%. Игроки этого рынка рассчитывают на сохранение положительной динамики в течение всего года и даже объявляют о запуске инвестиционных проектов.




Софья Инкижинова, корреспондент журнала «Эксперт»

Журнал "Эксперт"
02.06.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов