Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Кустарно-денежные отношения

Хобби, связанное с изготовлением различных предметов своими руками, не только развивает мелкую моторику и художественное воображение, но и способно приносить деньги. Это явление, на иностранный манер именуемое "хенд-мейд" или "крафт", за пять лет из почти что маргинальной субкультуры превратилось в привлекательное для бизнеса направление.

Шаловливые ручки
В России хенд-мейд — сделанные своими руками игрушки, украшения, одежда, предметы интерьера, а также масса разнородных предметов, которые принято называть подарками,— начал обретать свое нынешнее значение около шести лет назад. В 2003 году почти синхронно возникли первый магазин "Бюро находок", торговавший диковинным хенд-мейдом в исполнении отечественных авторов, и первые тематические сообщества и сайты в рунете (в частности, в "Живом журнале" появилось комьюнити ru crafts, а через полгода — и ru handmade).

Довольно долго эта тема находилась на периферии общественного сознания. Тем временем магазины, торговавшие авторскими изделиями, неуклонно, хотя и без особой спешки, увеличивали клиентскую базу, мастера совершенствовались в изготовлении уникальных артефактов и периодически светились в медиаресурсах. В какой-то момент произошло качественное изменение: летом 2008 года хенд-мейд стал одной из главных новостей для тех, кто "рубит фишку". Чем ниже падал фондовый рынок, тем больше народу можно было наблюдать как среди покупателей крафтовых штучек, так и среди тех, кто решил посвятить себя их изготовлению. Нынешней весной стало ясно, что хенд-мейду кризис доставил совсем мало хлопот и довольно много бонусов, один из которых — мода среди людей, еще недавно и не помышлявших о трате денег на продукцию кустарей-одиночек.

Параллельно — если не сказать, с опережением — развивается активность рукоделов в интернете. Площадка первой ступени — бесплатное ЖЖ-сообщество ru handmade — уже насчитывает более 8 тыс. участников, каждый день здесь публикуется от 30 до 80 с лишним сообщений. Понятно, что не на каждый заявленный объект непременно находится покупатель, но в качестве тестового полигона сообщество прекрасно сгодится. На сайте "Ярмарка мастеров" (livemaster.ru) все гораздо серьезнее: каждый автор, желающий выставляться на ресурсе, должен заплатить. Деньги не слишком большие: самый прокачанный аккаунт — с возможностью выставить 100 работ, сопроводить каждую шестью фотографиями и получить максимум прочих бонусов, помогающих в раскрутке изделий,— стоит 370 руб. в месяц, а за 120 руб. в месяц можно получить все то же самое, только выставленных работ будет 25. Стоит отметить, что создатели "Ярмарки мастеров" зарабатывают не только распространением подписки на свои услуги среди авторов, но и сотрудничают с магазинами, торгующими товарами для хенд-мейда (материалами, фурнитурой и т. п.), отправляя на их сайты своих посетителей. Впрочем, авторы на это не досадуют, напротив, исправно докладывают в книге отзывов "Ярмарки" о творческих и финансовых успехах, достигнутых благодаря существованию ресурса.

Лабораторный опыт
В реальном мире хенд-мейд-продукция сегодня встречается все чаще. Даже магазины, торгующие серийно изготовленными подарками, охотно берут приглянувшиеся авторские работы и нередко ставят на самое видное место. Наибольшую раскрутку крафту дают торговцы, решившие сосредоточиться только на нем,— чаще всего эти люди сами одарены в художественном плане и признают, что идеологическая подоплека ("Давайте продвигать хенд-мейд!") в их бизнесе имеет не меньшее значение, чем финансовая.

Ветераном направления следует считать сеть "Бюро находок": вслед за открывшимся на Садовом кольце в феврале 2003 года магазином появилось еще три. Блокнот, замаскированный под пачку "Беломора"; настенное устройство "Звони, наливают" с колокольчиком и стопкой; часы, помещенные в неожиданные бытовые и электрические приборы,— все это добро, продававшееся в ценовом диапазоне от 500 до 6 тыс. руб., быстро нашло своих преданных поклонников, число которых год от года неуклонно увеличивалось.

К январю 2009 года их стало столько, что команда магазина "Аптека подарков и зайцы", входившего в сеть "Бюро находок", во главе с Вячеславом Мерлушкиным решила выступать соло, не прерывая при этом прежних дружеских и рабочих связей. Магазин стал называться "Лаборатория сновидений", но, как подчеркивает Вячеслав, сны — а вместе с ними подушки со смешными надписями, забавные "сонные" повязки на глаза, кукольные ангелы-хранители спокойного сна и даже особые "Врата сновидений" — не более чем одна из десяти системообразующих тем обновленного магазина.

Изменения коснулись не только ассортимента и названия, но и способов продвижения товара и взаимодействия с окружающим миром. Не отрицая могучей силы сарафанного радио, приводящего к его прилавку изрядную часть клиентов, магазин активно осваивает интернет: работает толковый сайт, есть представительства в главных социальных сетях страны, сетевые ресурсы используются для поиска авторов. По словам Анны Ляленко, занимающейся мониторингом профильных сообществ в ЖЖ, половину новых авторов "Лаборатория" обрела благодаря интернету.

С авторами, кстати, в магазине стараются строить особые отношения, в которых больше личного подхода и цехового товарищества, нежели голого бизнеса. С этим, по признанию Вячеслава Мерлушкина, связана главная проблема "Лаборатории": художественно ориентированные личности терпеть не могут повторяться, в то время как покупательский спрос требует от них воспроизводить удачный объект. Кого-то приходится уговаривать "еще разок", кому-то — помогать в найме помощников, способных провести подготовительные работы.

Как считает Вячеслав, и хенд-мейду в целом, и его проекту кризис пока скорее помогает. По крайней мере, "Лаборатория" по-прежнему способна приносить деньги, которых хватает не только на зарплаты продавцам и аренду помещения на Большой Ордынке, но и на развитие бизнеса и новые проекты. Число авторов и разнообразие их продукции постоянно растет, и магазин уже столкнулся с тем, что под весь ассортимент у него просто не хватает места. Расширение "Лаборатории" пошло по сетевому принципу как более рентабельному и надежному по сравнению с прямым увеличением торговой площади. В начале мая на севере Москвы открылось еще два магазина, один в кинотеатре "Байконур" в "Отрадном", другой — в кинотеатре "Варшава" на "Войковской". Владельцы "Лаборатории сновидений" уверены, что подарков хватит на все три торговые точки, как и покупателей: если раньше среди клиентов, по их наблюдениям, преобладали обеспеченные люди среднего возраста, то теперь стало гораздо больше молодежи. Свою роль в этом сыграли собственные усилия "Лаборатории": магазин участвовал в нескольких крупных выставках и акциях, где на него обратили внимание почитатели хенд-мейда. Следующим шагом развития своего дела владельцы "Лаборатории сновидений" полагают создание арт-дизайн-продюсерского агентства, где наряду с состоявшимися мастерами смогут получать ценный опыт люди, желающие научиться создавать интересные вещи своими руками.

Ручные массы
Немаловажным фактором в развитии отечественного крафта стали массовые мероприятия, на которых авторы сами продают свои произведения. В Москве в этом качестве хорошо себя зарекомендовал Sunday Up Market, созданный дизайнером Марией Бергельсон в октябре 2008 года. Сначала он проходил два раза в месяц по выходным в Random Showroom на Чистопрудном, затем — на "Винзаводе", а с этого мая перебрался на территорию фабрики "Красный Октябрь". На Sunday Up Market выставляются главным образом молодые модельеры и проекты, которые в рабочее время функционируют в интернете. Упор делается на одежду и обувь, хотя сумки, украшения и сувенирка также имеются; плюс то здесь, то там возникают вещи не столько авторские, сколько винтажные. Торговля запросто совмещается с лекциями модного обозревателя ИД "Афиша" Юлии Выдолоб, выставками российских и зарубежных фэшн-фотографов, а также с показами кинофильмов. Такой подход себя оправдывает: люди приходят не только на шопинг, но и потусоваться и в результате обращают внимание на продающиеся вещи и покупают.

В Санкт-Петербурге собрание авторов, занятых хенд-мейдом, носит название "Фестиваль авторских вещей "ДеЛа`Рук"" и дислоцируется на козырном месте: во дворе костела Святой Екатерины на Невском. Впервые фестиваль прошел там в августе 2008 года, повторился в декабре в питерском ТЦ "Мега", а теперь вновь будет проходить на Невском с 23 мая по 20 сентября. По словам организаторов, супругов Антощенко-Оленевых, "ДеЛа`Рук" растет уверенными темпами: число заявившихся на первый майский уикенд участников в несколько раз больше, чем на предыдущих акциях; самоокупаемость фестиваль продемонстрировал еще в декабре. Но главные доходы от него планируется извлекать не из оплаты участниками оргсборов, которые в зависимости от количества проведенных на фестивале дней и выставленных предметов могут варьироваться от 5500 до 10 тыс. руб. и обеспечивают приличное выставочное место с комплектом оборудования, навес и по необходимости электричество. Более интересное поле для заработков организаторы видят в работе с образовавшимся вокруг фестиваля сообществом. Например, они подготовили к выпуску оборудование для домашнего производства, компактное и недорогое: трехкоординатный фрезерный станок для прототипирования, изготовления пресс-форм и небольших серий изделий из пластика, дерева и мягких металлов; установки для вакуумного литья и термоформовки и т. д. Спрос на такую продукцию есть уже сейчас. Также определенные надежды организаторы фестиваля возлагают на проведение мастер-классов и семинаров по хенд-мейду, продажу материалов, предоставление виртуальных и реальных торговых площадок. "Все это способно приносить неплохие деньги",— считает Алла Антощенко-Оленева.

Что касается авторов, то для них фестиваль уже доказал свою эффективность в качестве торговой площадки. Антощенко-Оленевы даже подсчитали торговый потенциал стандартного места на фестивале: по их оценкам, для Невского в прошлом году он составил 10 тыс. руб. в день (на место размером 2 кв. м), для ТЦ "Мега" — 22 тыс. руб. в день (на 0,8 кв. м). Реальные же продажи с одного места составляли от 4 тыс. до 18 тыс. руб. на Невском, а в ТЦ "Мега" — до 30 тыс. руб., что убедительно доказало конкурентные преимущества ярмарки хенд-мейда перед бутиками с брендированной продукцией.

Автора!
Среди авторов хенд-мейда есть самые разные люди: одни видят в нем хобби и успокоение души, другие — неплохой приработок, а некоторые вполне успешно зарабатывают им на жизнь.

Сергей Бучнев — автор востребованных в "Лаборатории сновидений" и "Бюро находок" работ, в том числе пробки для ванной "Мина" и "алкогольной" серии изделий из железа, включая прекрасную клепаную "Антилопу гну" на четыре стопки. Раньше Сергей работал на Министерство обороны, но в 2003 году основатель "Бюро находок" Дмитрий Щепин сманил его в сферу авторских подарков: сначала сам подкидывал идеи новых объектов, а потом взял на реализацию идеи Сергея. Сегодня у Сергея и его партнера — небольшое производство, на котором куются новые подарки для дружественных магазинов и время от времени изготавливаются предметы для сторонних проектов. И хотя кризис резко сократил количество крупных и дорогих заказов, на отсутствие работы и денег Сергею жаловаться не приходится.

А для Виты Владимирцевой, бывшего кинообозревателя и действующей многодетной матери, увлечение хенд-мейдом произросло из неутоленной детской страсти выжигать по дереву: выжженные, раскрашенные акрилом и покрытые лаком шары со звенелкой внутри сначала раздаривались друзьям "для медитаций и залипания", а затем были предложены на пробную продажу знакомым с небольшим магазинчиком молодежной одежды. Несмотря на непрофильность торговой точки, шары нашли своих покупателей. Это вдохновило Виту на дальнейшее движение, которое уже привело ее в "Лабораторию сновидений", где заинтересовались изготовленными по такой же технологии куклами-неваляшками с оригинальными рисунками. А на первомайской акции Garage Sale в рамках фестиваля комиксов "КомМиссия" Вита впервые попробовала самостоятельно продавать свои работы — расписные деревянные браслеты — и нашла это занятие весьма увлекательным. Следующей остановкой в ее хенд-мейд-дороге обещает стать питерский "ДеЛа`Рук".

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ


КоммерсантЪ-Деньги
18.05.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов