Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Караван уходит в сеть

Интернет-магазины получили нежданный шанс для развития: в период кризиса более прибыльна торговля виртуальная, нежели в реальных торговых точках

Интернет-торговля вступила в период бурного роста. Причинами этого стали и увеличение проникновения широкополосного доступа (в Петербурге, по данным аналитиков "Яндекса", уровень проникновения интернета за последние полгода составил 52,2%, тогда как по Северо-Западному региону он достигает 27,8%), и расширение возможностей электронных платежных систем. Стимулом для развития сегмента интернет-магазинов, как ни парадоксально, стал и экономический кризис.

Как отмечают участники рынка, затраты на обслуживание интернет-магазина на порядок меньше, чем на содержание оффлайновой торговой точки: речь идет об экономии и на оплате аренды помещения, и на содержании штата продавцов. Эту выгоду видят не только те, кто сейчас занимается выбором бизнес-модели для будущего магазина, но и те, у кого уже есть бизнес в оффлайне. Примером могут служить, например, торговые сети бытовой техники и электроники, в последнее время все активнее развивающие направление интернет-торговли, тогда как еще несколько лет назад это было скорее просто дополнительной фишкой корпоративного сайта. Что же касается открывающихся с нуля интернет-магазинов, то руководители трех новых ресурсов, работающих на рынке около полугода, оптимистично оценили срок окупаемости вложений в два-три месяца.

Объемные вопросы


Аналитики по-разному оценивают объемы российского рынка интернет-торговли, однако сходятся все на одном - в последнее время он развивается весьма динамично. Так, согласно данным информационного агентства "Интегрум", в 2008 году объем рынка интернет-торговли B2C составил 2,42 млрд долларов - на 20% больше, чем годом ранее. Отметим, что темпы роста этого сегмента, по данным "Интегрума", замедляются. "В целом объем рынка электронной коммерции в 2008 году в России составил около 3 млрд долларов, - говорит вице-президент компании Mail.Ru Анна Артамонова. - Темпы роста при этом составили около 60%". По различным оценкам, объем рынка интернет-торговли B2C в 2009 году достигнет 2,7?3 млрд долларов, что уже неплохо с учетом массового сокращения продаж по всем направлениям.

Руководитель "Яндекс.Маркета" Алексей Авдей так оценивает рост рынка за год: "Если судить по динамике переходов пользователей на интернет-магазины, рост действительно есть и в прошлом году составил около 25% по сравнению с 2007?м. Возможно, если бы не кризис, этот показатель был бы еще выше".

Заметим, что объемы рынка интернет-торговли B2B несколько выше. "По нашим оценкам, общий объем рынка электронной торговли B2B за 2008 год с учетом сделок, которые проводились только в электронном виде, составляет порядка 145 млрд рублей, - рассказывает коммерческий директор ОАО "Центр развития экономики" (B2B?Center) по рынку интернет-торговли в сегменте B2B Андрей Бойко. - Официальная статистика на сегодняшний день - 104 млрд рублей, но поскольку в 2008 году объявлены крупные закупки на строительство, которые еще не завершились, то предполагаемый итог 2008?го - 138?150 млрд рублей. Плюс ко всему кризис сделал свое дело и повлиял на объемы сделок - по сравнению с 2007 годом наблюдается снижение объемов рынка".

Оценить объемы регионального рынка интернет-торговли значительно сложнее. Это связано в первую очередь с тем, что большинство таких торговых площадок работают либо на федеральном уровне, либо на несколько регионов.

"Оценивать общий объем петербургского рынка интернет-торговли сложно, - считает Авдей. - Если верить нашим наблюдениям, петербургский рынок показывает более высокие темпы роста, чем московский и общероссийский. Это связано с тем, что интернет в Петербурге развивается динамичнее, чем в остальных округах и в целом по России, да и общий показатель проникновения интернета на Северо-Западе выше среднего. При этом отрыв Санкт-Петербурга от Москвы по-прежнему велик: если сравнивать посещаемость "Яндекс.Маркета", то, по данным TNS за февраль, месячная аудитория сервиса составляет 3,8 млн в России, 1,8 млн в Москве и 322 тыс. в Санкт-Петербурге. Кроме того, петербургских интернет-магазинов, размещенных на "Яндекс.Маркете", сегодня все еще меньше, чем московских. Это связано с тем, что в Петербурге интернет-торговля развита слабее, чем в столице, что вполне объяснимо: в Москве больше денег (а торговля - это всегда деньги), да и сами интернет-магазины появились намного раньше, поэтому столичные потребители привыкли к такому способу приобретения товаров".

"Потенциал петербургского рынка онлайн-торговли выше, чем московского: последний уже во многом насыщен, - считает Анна Артамонова. - Уровень интернет-проникновения и активность интернет-магазинов в Петербурге намного ниже, чем в Москве. Как следствие, в относительных показателях этот рынок растет быстрее, но в абсолютных цифрах - медленнее".

В агентстве "Интегрум" отмечают, что на долю Москвы и Петербурга приходится более половины всех интернет-заказов, при этом Москва намного обгоняет Северную столицу: 57,1% против 9,3% от общего количества заказов в электронных магазинах в наиболее развитых городах РФ соответственно. Третье место делят между собой Екатеринбург и Нижний Новгород - по 2,1% (таким образом, отрыв Петербурга от остальных регионов весьма значителен).

Мы выбираем, нас выбирают


На лидирующих позициях среди покупок в интернет-магазинах есть совсем не технологичные товары. "Сейчас активно развиваются направления продажи электронных билетов, банковской электронной коммерции, заказ туров через интернет - за рубежом они работают уже давно, начинают активно развиваться и у нас, - рассказывает Анна Артамонова. - Если говорить о конкретных товарных категориях, то, как мы видим на "Товарах@Mail.Ru", это телевизоры (люди переходят на плоскоэкранные модели), ноутбуки (все больше людей мигрируют с обычных компьютеров) и сотовые телефоны (их меняют на более многофункциональные)".

По данным "Интегрума", лидер продаж - книги. Это легко объяснимо: книжная продукция - товар, который выбирают, как правило, не столько по внешнему виду или техническим характеристикам, сколько по названию - это своеобразная защита от приобретения "не того" товара. Немалую роль в продвижении именно этого сегмента сыграло и то, что именно книжные магазины являются одними из старейших проектов интернет-коммерции на рынке B2C в сети (например, Ozon), так что их аудитория сформировалась значительно раньше, чем у других проектов.

В режиме экономии


Спрос на услуги интернет-магазинов, скорее всего, будет расти. По данным исследования "Социо-Интернет-Мониторинг", проведенного фондом "Общественное мнение" (ФОМ) в марте 2009 года, только 16% пользователей покупали или заказывали товары или услуги в интернет-магазинах, 18% никогда этого не делали, но хотели бы воспользоваться таким сервисом. Что, конечно, не означает мгновенного двукратного увеличения аудитории интернет-магазинов, но потенциал для роста весьма велик.

Есть и сдерживающие факторы развития этого сегмента бизнеса. Пожалуй, основной - недостаточное проникновение электронных платежей. По данным "Интегрума", на сегодня наличные остаются преимущественным способом оплаты покупок в интернет-магазинах: их доля примерно в четыре раза выше, чем платежей с помощью кредитных карт.

"Несколько лет назад, когда интернет-магазины боролись между собой в первую очередь с помощью ценовой конкуренции, главным преимуществом в глазах потребителей была низкая стоимость товаров. Качество и уровень сервиса торговых площадок были невысоки. За прошедшее время они сильно изменились в лучшую сторону: среднестатистический потребитель стал намного взыскательнее, перестал гнаться за минимальной экономией, готов платить за дополнительные услуги. Соответственно, интернет-магазины с плохим обслуживанием, малым числом доступных способов доставки и т.п. конкуренции не выдерживали. Теоретически кризис может несколько "развернуть" внимание потребителей к низким ценам даже в ущерб обслуживанию, но это процесс длительный: люди к хорошему привыкают быстро и надолго, - прогнозирует Анна Артамонова. - С кризисом можно ожидать, что к онлайн-торговле обратятся новые слои населения в поисках возможностей сэкономить, но пока трудно сказать конкретнее".

Алена Журавлева, автор "Эксперт Северо-Запад"

Журнал "Эксперт"
14.05.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов