Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Проявить выдержку

В 2008 году доля бренди от всего рынка алкоголя без учета пива и слабоалкогольных коктейлей составляла в стоимостном выражении более 8%. В то же время рост рынка бренди в 2008 году был выше, чем у остальных алкогольных напитков в целом: примерно 15% по сравнению с 2007 годом против 10%

Для рынка бренди (рассматривается рынок всех бренди и коньяков, за исключением французских коньяков, произведенных в провинции Коньяк, Франция) характерно достаточно равномерное распределение продаж в течение года. Исключение составляет характерный практически для всех алкогольных категорий предновогодний пик продаж.

Большая часть продаж бренди приходится на ценовой диапазон 280-620 руб. за бутылку объемом 0.5 л. Однако за рассматриваемый период (с января по октябрь 2008 года в сравнении с аналогичным периодом 2007 года) максимальные темпы роста были характерны для премиального сегмента. Это было вызвано общей тенденцией к «премиумизации» рынка алкоголя, имевшей место на протяжении большей части 2008 года. «Принимая во внимание текущую экономическую ситуацию, мы можем прогнозировать некоторое замедление темпов роста премиального сегмента, – говорит специалист направления крепких алкогольных напитков компании «Бизнес Аналитика» Никита Стариков. – С одной стороны, потребители будут переходить на более дешевую продукцию, с другой – этот переход может быть компенсирован переключением потребителей «классического» французского коньяка на премиальные марки бренди».

Тенденция к «премиумизации» обнаруживается и при рассмотрении структуры рынка по сроку выдержки. Максимальные темпы роста продаж в стоимостном выражении были характерны для более выдержанных марок. Однако данная тенденция также, вероятнее всего, замедлится уже в ближайшем будущем.

По словам директора Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФФРА) Вадима Дробиза, около 40% продаж пришлись на коньяк стоимостью до 300 руб., еще примерно 45% – на продукцию стоимостью до 600 руб. Примечательно, что росту популярности «темных» спиртов способствовал выход на рынок настойки «Мягков Медовая с перцем». «Благодаря ей, у потребителей был разрушен стереотип о том, что настойка – это второсортный продукт. Позднее рост популярности настоек привел к увеличению интереса к коньяку и виски», – поясняет Дробиз.

Лидеры рынка

Лидером на российском рынке бренди по-прежнему является Группа компаний «КиН», имеющая в портфеле несколько семейств-лидеров рынка, таких как «Московский» и «КиНовский». Устойчивые позиции данному производителю обеспечивает его лидерство на наиболее емком московском рынке, отмечают в «Бизнес Аналитика».

С пятого на второе место за рассматривемый период поднялся Виноконьячный завод «Альянс-1892». Подобный подъем был обеспечен ростом продаж семейства «Старый Кенигсберг» – основного бренда компании. В результате перемещения «Альянса» на второе место по одной позиции в рейтинге потеряли Дербентский коньячный комбинат, Ереванский коньячный завод, принадлежащий Pernod Ricard, и Кизлярский коньячный завод.

За рассматриваемый период в рейтинге появился Торговый дом «Межреспубликанский винзавод» с основными семействами «Бастион», «Кутузов», вытеснив из десятки лидеров Торговый Дом Арома («Черный Аист», «Нахимов»). Своим появлением в десятке лидеров ТД «Межреспубликанский винзавод» обязан бренду «Бастион», приобретенному компанией осенью 2007 года.

Что касается десятки семейств-лидеров, то здесь также не обошлось без изменений. Значительные изменения произошли в нижней части рейтинга семейств марок. В целом увеличилось количество дорогих семейств. Такие семейства как «Ной» и «А.Бержерак» вытеснили из десятки лидеров «Бастион», «Коньяк» Ставропольского виноконьячного завода, «Пять звездочек» и «Три звездочки» Дербентского коньячного комбината.

Уровень концентрации сократился как на уровне компаний, так и на уровне марок. «По нашим оценкам, – говорит Стариков, – рынок бренди пострадает в условиях кризиса менее значительно, чем некоторые другие алкогольные категории. Можно ожидать некоторое снижение объемов продаж в натуральном выражении, однако меньшее, чем в других алкогольных категориях (за исключением водки, продажи которой, по нашим оценкам, вырастут). Потеря потребителей в результате их переключения на водку, как более выгодный (с точки зрения соотношения «цена/градус») продукт, будет отчасти компенсирована переключением потребителей с премиальных категорий (французский коньяк, виски) на бренди».

Заданным курсом

Как отметила руководитель PR отдела ГК «КиН» Екатерина Гамова, продажи компании в начале 2009 года выросли по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Их общий рост составил 26,03%. «Нам это удалось, благодаря принятию ряда стандартных мер, вполне действенных в текущей ситуации, – отметила Гамова. – В их числе сокращение размеров и сроков товарного кредита, в очень редких случаях отмена неснижаемых кредитов. Платежная дисциплина была подтянута буквально за две недели после возникновения первых проблем в банковской среде. Сократилась просроченная дебиторская задолженность до приемлемого до нас уровня. После этого мы продолжаем работать очень стабильно. Людям руки мы не выкручиваем, агрессивных действий не предпринимаем. Мы не склонны к нервным решениям. Поддаваясь панике, ты раскачиваешь и свой бизнес, и бизнес партнеров.

Но, пожалуй, самое главное – это то, что в компании на сегодняшний день существует налаженная и отработанная система продаж, которая бесперебойно работает, принося ощутимые результаты».

Что касается возможности сокращения потребительского спроса, то в ГК считают, что ничего критичного не произойдет. «Все эти годы мы искали своего потребителя, партнера, которые нас понимают и разделяют наши ценности. Люди вряд ли откажутся от своих привычек, хотя излишества, конечно, отойдут, – отметила Гамова. – У нас достаточно демократичная цена и есть позиции, на которые наверняка обратят внимание наши партнеры и потребители. В то же время, люди, которые переходили на какие-то статусные позиции, вполне могут вернуться к хорошо знакомому производителю, предлагающему достойный продукт по справедливой цене. В конце 2007 года, когда речь ни о каких кризисах не шла вообще, мы достаточно сделали для того, чтобы предложить рынку интересные продукты именно в «народном» сегменте. Сейчас эта наша традиционная близость к потребителю всех уровней очень хорошо реализована в таких продуктах, как, например, коньяк «КиНовский». Мы работаем в разных ценовых сегментах и для каждого покупателя у нас есть свой продукт по той цене, которую он готов за него заплатить. Мы ожидаем рост продаж в среднем и нижнем ценовом сегментах. Если говорить про рынок в целом, то думаю, что ситуация выстроится аналогично нашим ожиданиям».

Рост реализации продукции отмечают и в компании «Альянс-1892». «По предварительным итогам начала года в сравнении с началом прошлого года отмечается стабильный рост, – говорит генеральный директор  ВКЗ «Альянс-1892»  Игорь Кудрявцев. – Вся продукция ВКЗ «Альянс-1892» производится исключительно из французских спиртов, тогда как подавляющее большинство российского коньяка производится из российского, французского, молдавского, армянского, дагестанского и другого сырья. В настоящее время во Франции в связи с политикой дерегулирования в коньячной и винной отрасли, идет рост цен на сырье. Нам удалось договориться с нашим основным поставщиком о более плавном росте цен на сырье относительно рыночных. Политика компании «Альянс-1892» всегда строилась на принципе, в соответсвии с которым рост цен на продукцию не превышал среднегодовой уровень инфляции. В связи с изменением валютного курса евро по отношению к рублю ситуация осложнилась. В настоящее время проведен ряд мероприятий по оптимизации издержек и совершенствованию производственных и коммерческих бизнес-процессов. В планах компании «Альянс-1892» на 2009 год – дальнейшее увеличение объемов производства и продаж основных брендов «Старый Кенигсберг», «Трофейный», «Век Буржуазии» и рост в целом нашей доли на рынке российского коньяка. По нашему мнению, мы обладаем рядом очевидных конкурентных преимуществ, таких как: лучшее соотношение цены и качества продукта; самая современная организация производства и дистрибуции товаров. Поэтому, несмотря на кризис, мы с оптимизмом смотрим в будущее».

Ожидания игроков

Оценивая перспективы рынка, «Альянс-1892» ожидает падения спроса в мире и в России, в частности, на дорогой французский коньяк и перераспределения спроса на более дешевые коньячные бренды в условиях мирового кризиса. Факторы снижения потребительских возможностей значительной части населения (прежде всего, среднего класса, как основного элемента развития в структуре потребления до кризиса) приведут к росту спроса на среднеценовой и недорогой российский коньяк наряду со снижением объемов потребления премиального коньяка и »премиумизации» как главного тренда докризисного периода на рынке алкоголя. «Пожалуй, одной из немногих стран, которой не грозит коньячный кризис, является Россия. Снижение уровня жизни населения и потребительских возможностей может вызвать рост потребления недорогого коньяка за счет увеличения количества покупателей, которые раньше позволяли себе более дорогую продукцию: россияне уже переходят на режим экономии, в том числе и в продуктах питания» – подчеркнул Кудрявцев.

По сравнению с другими крепкими алкогольными напитками бренди демонстрирует устойчивость к кризисным явлениям. А растущая популярность среди россиян «темных» спиртов способна благоприятно отразиться на результатах продаж этой категории напитков. В то же время, подчеркивают эксперты, говорить о каких-то определенных тенденциях, сложившихся в период кризиса пока рано.

СЕГМЕНТЫ: Ценовые сегменты бренди, доли по стоимости, %

Ценовой сегмент

Доля рынка по стоимости

Изменение,

10М2007

10М2008

Премиальный (>620 руб./0.5л)

7.3

8.2

0.9

Субпремиальный (390 – 620 руб./0.5л)

29.8

29.7

-0.1

Среднеценовой (280 – 390 руб./0.5л)

41.6

42.9

1.3

Низкоценовой (<280 руб./0.5л)

21.3

19.2

-2.1

Источник: Бизнес Аналитика. Данные розничного аудита по 20 крупным городам РФ

РЫНОК БРЕНДИ: Сегменты по выдержке. Доли по стоимости, %

Сегмент по выдержке*

Доля рынка по стоимости, %

Изменение, %%

10М2007

10М2008

3*

28.8

28.4

-0.4

4*

30.7

29.2

-1.5

5*

27.4

29.1

1.7

КВ (6-7 лет)

7.6

7.4

-0.2

КВВК (8-9 лет)

2.0

1.8

-0.2

КС (10-12 лет)

1.9

2.0

0.2

ОС (12 лет +)

1.1

1.4

0.4

Источник: Бизнес Аналитика. Данные розничного аудита по 20 крупным городам РФ

* КВ – Коньяк Выдержанный

КВВК – Коньяк Выдержанный Высшего Качества

КС – Коньяк Старый

ОС – Коньяк Очень Старый

ИГРОКИ: Рейтинг по доли рынка по стоимости

Компания

Место в рейтинге по доли по стоимости

Изменение доли по стоимости, %%

10М2007

10М2008

Группа компаний «КиН»

1

1

-0.8

Виноконьячный завод «Альянс-1892»

5

2

2.4

Дербентский КК

2

3

-2.5

ЕКЗ (Pernod Ricard)

3

4

-0.4

Кизлярский КЗ

4

5

-0.3

МФПО Мульти Групп Концерн

9

6

1.5

Мосазервинзавод

7

7

-0.9

ТД Межреспубликанский ВЗ

12

8

1.0

ЮНИВЭЙ Груп (Холдинг ДОМ ВИНА)

8

9

-1.1

Дагвино, ВКЗ

6

10

-1.7

Источник: Бизнес Аналитика. Данные розничного аудита по 20 крупным городам РФ

МАРКИ: Рейтинг по доли рынка по стоимости

Семейство марок

Место в рейтинге по доли по стоимости

Изменение доли по стоимости, %%

10М2007

10М2008

Московский, КиН

1

1

-2.1

Старый Кенигсберг, Альянс

4

2

2.0

КиНовский, КиН

2

3

1.3

Коньяк, ККЗ

3

4

-0.6

Арарат, ЕКЗ

5

5

-0.3

Ной Араспел, ЕКВВК «Арарат»

13

6

0.8

Коньяк, Дагвино СПб

6

7

-1.3

Ной Классик, ЕКВВК «Арарат»

12

8

0.5

Черный Аист Бренди, Ferrand/ТД Арома

15

9

0.1

А. Бержерак, КиН

11

10

-0.3

Источник: Бизнес Аналитика. Данные розничного аудита по 20 крупным городам РФ

КОНЦЕНТРАЦИЯ: Доли по стоимости, %

 

Доля рынка по стоимости, %

Изменение, %%

10М2007

10М2008

Тор 5 компаний

52.5

51.0

-1.5

Тор 10 компаний

72.1

69.4

-2.7

Тор 5 марок

29.5

30.0

0.5

Тор 10 марок

40.8

39.3

-1.4

Источник: Бизнес Аналитика. Данные розничного аудита по 20 крупным городам РФ

 Андрей Филатов

Статья была опубликована в журнале  "Продвижения Продовольствия.Prod&Prod" №2 (4) 2009

www.habeas.ru

13.05.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов