Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Кризис по барабану

Грязь на одежде всегда раздражает, а стиральные машины даже в наше время есть далеко не у всех. По признанию владельцев прачечных самообслуживания, их бизнес не подвержен влиянию кризиса, ведь люди с приходом тяжелых времен не стали пачкаться меньше. Тем более что этот сервис — один из самых доступных среди бытовых услуг. Как себя чувствуют действующие прачечные и есть ли на этом рынке свободные места, разбирался корреспондент "Денег" Роман Рожков.

Детище мафии
На Западе прачечные самообслуживания давно стали не просто успешным бизнесом — они сформировали новый пласт культуры общения. Даже герои многих зарубежных фильмов (например, "Домино" с Микки Рурком или сериала "Друзья") зачастую назначают там встречи и заводят новые знакомства, удачно совмещая приятное с полезным.

Самая развитая индустрия ландроматов (англ. laundromat — "прачечная самообслуживания") находится в США, ее оборот — около $3 млрд в год. Почти полвека там существует ассоциация прачечных самообслуживания CLA (Coin Laundry Association), в которую входит около 30 тыс. предприятий из Соединенных Штатов и со всего мира.

Принято считать, что Аль Капоне был "крестным отцом" не только чикагской мафии, но и индустрии прачечных. Сам термин "отмывание денег" (money laundry) появился в 20-х годах прошлого века в США с подачи Капоне. Сначала парни из его банды обошли прачечные Чикаго, заявив их владельцам, что хотели бы получать $10 в месяц "вознаграждения за охрану". Если хозяева платить не желали, то они лишались защиты. А это означало разбитые витрины, двери, облитые кислотой, сорванные вывески, испорченное белье клиентов. Вскоре платить стали все. Капоне, присмотревшись к этому бизнесу повнимательнее, решил по несложной схеме легализовывать криминальную прибыль от бутлегерства с помощью сети автоматических прачечных. Доход от этого законного вида деятельности смешивался с "грязными" деньгами и декларировался как полученный легальным путем. В результате Капоне открыл прачечные по всей Америке. Они были недорогие и доступные, люди к ним привыкали, и это постепенно становилось частью культуры, а кроме того, настоящим бизнесом.

В 1991 году на территории РФ, по данным Союза предприятий и организаций бытового обслуживания населения, работало 957 прачечных самообслуживания, но они функционировали на базе больших фабрик-химчисток. Во всем секторе бытовых услуг прачечные оказались самыми нерентабельными, поэтому они "умерли" в течение нескольких лет после распада СССР.

Сегодня для России эта модель предпринимательства пока в диковинку — даже в Москве и Петербурге действует всего несколько десятков ландроматов, о регионах говорить вообще не приходится. Но тем лучше для тех, кто только открывает свои прачечные: рынок свободен, конкуренция слабая, заходи — не хочу.

Студенты и прочие клиенты
Петербургский предприниматель Давид Папаскири рассказывает, как ему около пяти лет назад пришла в голову мысль открыть собственную прачечную. "Началось все с личного зарубежного опыта,— говорит он.— Я был тогда студентом и ездил по обмену на учебу в Европу. Там я стал активным пользователем подобных прачечных. Вернувшись в Россию, я задумался об организации своей такой же, удивляясь, почему этого нет здесь".

Сегодня Давид — владелец сети "Студенческие прачечные Санкт-Петербурга", в нее входит 15 мини-предприятий. В самом названии компании содержится ответ на вопрос, на кого первоначально была рассчитана эта услуга. Однако бизнесмен оговаривается: студенты — одни из основных клиентов, но далеко не единственные. "Есть много людей, которые живут в съемных квартирах, и тех, у кого сломалась машинка,— добавляет Папаскири.— Молодые семьи и пенсионеры, которые не могут себе позволить машинку, тоже приходят. У нас в Питере до сих пор много коммуналок, там проблема просто с местом, куда поставить стиральную машину". Часто в прачечные приходят и те, у кого дома есть машинки. Они стирают и сушат крупногабаритные вещи, с которыми бытовая машинка не справится и которые сложно сушить в домашних условиях: пуховики, пледы, одеяла.

Однако главные свои надежды предприниматели возлагают пока все-таки на студентов. "В общежитиях это на 100% работает, там в комнатах запрещено размещение стиральных машин",— говорит Валерий Томин, директор компании "Фреш", управляющей сетью прачечных самообслуживания в Санкт-Петербурге и предлагающей услуги по организации прачечного бизнеса "под ключ". По словам Давида Папаскири, студенты—соседи по комнате часто приходят вместе и платят за стирку в складчину.

Поэтому работающие сейчас в Москве и Петербурге прачечные располагаются в основном в студенческих городках неподалеку от общежитий или прямо в них. Так, в столице частные предприниматели открыли свои прачечные в главном здании МГУ, в Доме аспиранта и студента на улице Шверника, в филиале Дома студента на Ломоносовском проспекте, в гостиничном корпусе РХТУ имени Менделеева, в Митине. Правда, не все выдерживают давление кризиса и успешно решают административные проблемы: недавно закрылись прачечные в общежитии МГИМО на улице Новочеремушкинской и в Измайлове.

Владельцы прачечных в один голос твердят, что культуру пользования ими нашим соотечественникам надо прививать, и работы на этом фронте — непочатый край. "Открываешь прачечную, а народ не знает, что такое сушильный агрегат, боятся туда засунуть белье, хотя современные сушильные машины даже разглаживают белье",— объясняет Давид Папаскири. Владимир Безбородов, совладелец бытового центра "Чистофф" и управляющий прачечной самообслуживания "Прищепка", считает, что в этом поможет как раз открытость всему новому, характерная для учащихся в вузах: 80% из них, попробовав стирать свои вещи в прачечных самообслуживания, будут приходить сюда и дальше.

Поскольку большинство прачечных находится в зданиях общежитий, то основной партнер для немногочисленных пока участников этого рынка — руководство вузов. Несмотря на то что работающие сейчас в общежитиях прачечные открылись благодаря их личному участию, с ними не так просто договариваться. По словам Владимира Безбородова, смущает непредсказуемость ситуации — все построено прежде всего на личных контактах, и если вдруг человека, с кем бизнесмен вел переговоры о предоставлении площади под прачечную, сместили или перевели на другую должность, связи теряются. Следующий на его месте может не перезаключить договор, выставить помещение на тендер или поднять аренду. "Если брать коммерческую площадь под прачечную, она будет давать копейки и окупаться годами,— разъясняет Владимир.— Поэтому в администрациях студенческих городков мы ищем людей, заинтересованных в улучшении условий проживания студентов; людей, которые понимают, что прачечные самообслуживания нужны и полезны для учащихся. Хорошо, что такие люди находятся. В противном случае студенты были бы вынуждены создавать несколько антисанитарные условия в ванных комнатах общежитий". Однако прямой поддержки от вузов нет.

Некоторые вузы пытались организовать свой бизнес на прачечных, рассказывает Давид: "Но ничем хорошим это не закончилось — дело только развалили. Мое мнение — не может высшее учебное заведение, имея общежитие, заниматься, скажем, продажей продуктов или стрижкой клиентов. Бизнесом надо управлять и делать это профессионально".

В силу особенности расположения (учебные заведения) доступ потребителей к прачечным ограничен, а это сужает рынок. "У меня есть две прачечных, расположенные прямо внутри общежитий, и постираться там могут только те, кто там живет,— рассказывает Папаскири.— Нет потенциала для роста бизнеса на данном конкретном объекте. Здесь дело не столько в размере аренды и коммуналки, сколько в том, что есть потолок для роста и для общей выручки, выше которого не прыгнешь. Но так как это сеть прачечных и проект, несущий социальную нагрузку, я ее буду держать. Однако теперь для новых прачечных я ищу помещения, куда вход был бы снаружи, чтобы люди могли зайти с улицы".

Еще одна сложность, связанная со спецификой клиентской базы, заключается в сезонности бизнеса на прачечных. Казалось бы, вещи требуют ухода и стирки всегда, вне зависимости от времени года. Но летом и зимой студенты сдают сессию и разъезжаются по домам, объясняет Владимир Безбородов: "Из-за того, что студгородки в каникулы практически пустуют, в июле и январе оборот падает на 30%, в августе падение может составить 40-50%. Спрос жилых районов может сгладить это падение, но и на него тоже действует летний спад — летом значительная часть целевой аудитории предпочитает отдыхать за городом".

Постирай себя сам
На Западе людей приводят в ландроматы в первую очередь высокие тарифы на электроэнергию и воду и желание сэкономить. "Там они лишнюю каплю не прольют без надобности",— уверяет Владимир Безбородов. Кроме того, на высокий спрос со стороны населения влияет дороговизна ремонта бытовых стиральных машин после окончания гарантийного срока, и стремление освободить в доме место, которое было бы занято стиральной машинкой, полагает Валерий Томин.

Конкуренцию прачечным самообслуживания составляют традиционные сети химчисток. Но совпадает у них разве что вид деятельности — чистка одежды, и у каждого свои конкурентные преимущества.

Прачечные — это экономия, скорость и качество стирки, еще и количество белья в одной загрузке как минимум в два раза превышает загрузку бытовой машины, утверждает Валерий Томин. "Возьмем приемные пункты химчисток-прачечных, которых довольно много в Москве. У нас разные целевые аудитории,— рассуждает Владимир Безбородов.— Там с клиента возьмут 140 руб. за одну рубашку, 100 руб. за одну футболку и т. д. Вдобавок заказ выполняется два дня, 24 часа — в лучшем случае. Если же клиент пришел к нам, он за два часа и постирал все, и высушил. Несложно подсчитать, насколько дороже пользоваться приемными пунктами химчисток-прачечных: за одну и ту же сумму там одну рубашку постирал, у нас — 5 кг белья. В "Чистофф" стирка и сушка обойдется студентам в 150 руб., остальным — в 250 руб., в "Прищепке" — 250 и 350 руб. соответственно. У химчисток есть плюс: они постиранное белье и погладят; у нас — погладят за небольшую дополнительную сумму, но в любом случае это будет дешевле. Из-за такой разницы в ценах и целевых аудиториях, со стороны сетей химчисток-прачечных практически нет конкуренции, со стороны прачечных рынок свободен".

По его словам, рынок прачечных самообслуживания настолько ненасыщен, что своих коллег по цеху он не воспринимает как конкурентов — только как партнеров. "Каждый из нас находится в разных районах столицы: северо-запад, восток, север, юг. Москва большая, бизнес — востребованный и слабоконкурентный, прачечных мало, а саму услугу вернуть в сознание людей очень тяжело и очень важно",— заключает Безбородов.

Стоимость услуг прачечных, организованных по схеме самообслуживания, ниже цен традиционных химчисток в 2-8 раз. Использование сетей приемных пунктов приводит к росту накладных расходов по сбору, перевозке, сортировке, хранению и маркировке белья, что в конечном итоге вытекает в удорожание услуг. К тому же время работы пунктов приема и выдачи одежды в химчистках совпадает с рабочим графиком большинства людей.

Вложиться в открытие
Профессиональное оборудование для прачечных в России не производится, и его приходится ввозить из-за рубежа. Соответственно, покупка производится в валюте, отсюда и срок окупаемости в последние месяцы увеличился. Однако участники рынка предостерегают от экономии на оборудовании, ведь это основной капитал. 80% инвестиций при открытии прачечной — это вложения в машины.

По данным, предоставленным Владимиром Безбородовым, покупка оборудования обойдется в среднем в 1,5-3,5 млн. руб. Сюда входят пять стиральных машин 8-килограммовой загрузки: подешевле — ASKO (330 тыс. руб.), подороже — Speed Queen или Maytag (430 тыс. руб.) или Electrolux (500-600 тыс. руб.). Кроме стиральных машин нужны сушильные: на четыре аппарата потребуется 200-250 тыс. руб. При покупке гладильных катка, доски и утюга можно уложиться в 100 тыс. руб. Прочие необходимые расходы — касса, стеллажи и корзины для белья, стол, система фильтрации воды, изготовление вывески, фирменные пакеты, диван или кресла для посетителей, телевизор, огнетушители, решетки на окна — 120-150 тыс. руб. Первоначальная закупка моющих средств (порошки, кондиционеры, отбеливатели, пятновыводители) — 10 тыс. руб. В дальнейшем статья расходов на моющие средства составит порядка 10% оборота, отмечает Владимир.

Аренда помещения — едва ли не самая насущная проблема предпринимателей. Мест с невысокой арендной платой в шаговой доступности от жилых массивов практически нет. А большинство подходящих помещений, расположенных в удобных "проходных" местах, сданы коммерческим структурам под более доходные предприятия. "Для прачечной нужно помещение 30-50 кв. м, сейчас аренда под бытовые услуги стоит порядка 900-1200 руб. за квадратный метр в месяц (это в среднем по рынку, без учета сложностей с подключением электромощностей и воды). Итак, на аренду уходит 30-50 тыс. руб. в месяц, но надо еще оставить аванс за последний месяц, так что запишем в первоначальные расходы еще 50 тыс. руб.",— подсчитывает Владимир Безбородов.

Ежемесячные расходы формируются из коммунальных расходов (8-15 тыс. руб.), бухгалтерского сопровождения (5 тыс. руб.), зарплаты персонала (два администратора — 40 тыс. руб.), выплаты единого 6-процентного налога с доходов и арендной платы (30-50 тыс. руб.). В сумме — 80-120 тыс. руб.

"При средних инвестициях в 1,5 млн руб. и средней прибыли в 100 тыс. руб., инвестиции вернутся в течение 15 месяцев, но если учесть время на раскрутку прачечной и набор постоянной клиентской базы, то срок 20-24 месяца реалистичнее для хорошего места",— резюмирует Владимир Безбородов.

При всей кажущейся привлекательности бизнеса действующие игроки призывают задумывающихся открыть свою прачечную воздержаться от поспешных выводов. Так, например, Давид Папаскири в разговоре с корреспондентом "Денег" посоветовал быть готовым к произволу контролирующих органов. "Но с ним все же можно справиться по той причине, что этот бизнес не воспринимается и на самом деле не может являться бездонной кормушкой",— говорит он.

"Проблема в предыдущие годы была с дорогими и растущими в эйфории арендными ставками, но сейчас все нормализуется",— говорит Валерий Томин. Однако Давид Папаскири добавляет: при открытии прачечной проблема не столько в том, чтобы просто найти помещение (во время кризиса многие закрываются и перестают снимать офисы), а найти помещение, где хватает мощностей, потому что это энергоемкий бизнес. Пиковая мощность стиральной машинки — 3,5 кВт, сушилки — 4,5 кВт, и для средней прачечной требуется 30-40 кВт. "Дефицит мощностей,— разводит руками Папаскири.— Под офис сдадут помещение, где нужно 2-3 кВт под компьютеры и освещение, а найти площади под прачечные — часто проблема". Поэтому сумму за подведение дополнительных электромощностей, которая официально может составить от 100 тыс. руб. за 1 кВт, а неофициально — 300-500 тыс. руб., сложно спрогнозировать, говорят игроки, и при расчете начальных инвестиций в дело мы ее не учитывали.

Тонкостей, делающих этот бизнес успешным или неуспешным, очень много, утверждают владельцы прачечных. Хорошо сначала хотя бы посоветоваться, а еще лучше заполучить партнера с опытом работы с прачечными самообслуживания. И еще следует уяснить: главное достоинство прачечных — не столько в прибыльности, сколько в стабильности и надежности бизнеса на долгий срок, отмечают участники рынка.



КоммерсантЪ-Деньги
10.04.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов