Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Бизнес, шитый нитками

Швейная отрасль Киргизии оказалась в нокдауне из-за падения спроса на внешних рынках и изменения порядка налогообложения. Швейникам удалось вернуть прежний порядок уплаты налогов; надежды на восстановление спроса они связывают с ориентацией потребителей на продукцию эконом-класса

В первые два месяца 2009 года швейная отрасль Киргизии пережила серьезнейшую встряску. По данным Национального статкомитета, в январе-феврале объем промышленного производства в Киргизии сократился на 25%. У швейников все было серьезнее - до 40%, по данным директора Ассоциации предприятий легкой промышленности Кыргызской Республики "Легпром" Сапарбека Асанова. "В прошлом году мы произвели продукции на сумму пять миллиардов сомов (120 млн долларов). В этом году за два месяца мы произвели пока только на 242 миллионов сомов", - говорит замминистра промышленности, энергетики и топливных ресурсов КР Гульбарчин Асанова.
Первое, что приходит на ум для объяснения такого глубокого провала, - костлявая рука мирового экономического кризиса. Действительно, резкое падение спроса на внешних рынках могло сыграть свою роль: на экспорт уходит более 90% готовой продукции на сумму около 110 млн долларов, швейные изделия являются второй по величине статьей в структуре киргизского экспорта (после золота). Но не меньшую роль сыграл и местный фактор: неожиданный вывод швейной промышленности из патентной системы.
Резкое изменение ситуации в отрасли для швейников сродни удару под дых: если в советское время в республике производилось около 30 млн единиц готовой продукции, то в последние годы в два раза больше. Главная задача для отрасли теперь - закрепиться на завоеванных позициях.

Возьмешь чужое - сошьешь свое


По словам Гульбарчин Асановой, за постсоветское время структура киргизского легпрома резко изменилась в пользу швейной промышленности (см. график). И это несмотря на то, что сегодня фактически 95% "советских" предприятий закрылось. За последние 15 лет производство переместилось с крупных промышленных гигантов на малые и средние предприятия. "Отрасль снова возродилась, но теперь уже в новом структурном исполнении, - подтверждает г-н Асанов и объясняет: - маленькие цеха перерастают в крупные предприятия. Сегодня у нас в отрасли 58 обществ с ограниченной ответственностью. Это компании, в цехах которых работает до 700-800 человек". При этом на одном предприятии в среднем пока работает 50-100 человек.
Производство сконцентрировано в основном в Чуйской области, в Бишкеке и в городе Ош на юге республики. Инвестиции местные: по словам директора легпрома, деньги идут с товарооборота: продали товар - инвестировали в расширение производства. "В принципе, доступны и кредиты в местных банках, если вы согласны со ставкой в 25%", - замечает г-н Сапаров, хотя подчеркивает, что очень немногие из киргизских швейников идут в этом направлении. А вот иностранцы, по словам г-жи Асановой, интереса к отрасли не проявляют. Возможно, потому что в ней долгое время доминировали "серые" схемы работы. Да и сейчас, по признанию специалистов, при официальной зарплате швей от 3,5 до 7-8 тыс. сомов за месяц (100-200 долларов) фактически они получают в два-три раза больше. То есть процветает практика "конвертных" зарплат.
Иностранцы поставляют швейникам сырье и покупают готовую продукцию. Главный поставщик - Китай (до 70% материалов), также материалы закупаются в Турции, Корее, ОАЭ. Кстати, ввозятся они, как и оборудование, с нулевым таможенным тарифом.
Сбыт идет в северном направлении. Крупнейшей торговой площадкой, на которой швейники реализуют свою продукцию, является находящийся на северной окраине Бишкека оптово-розничный рынок "Дордой", один из самых крупных в Центрально-Азиатском регионе. Девять из десяти произведенных в Киргизии швейных изделий завершают свой путь в гардеробе жителей России и Казахстана. По словам Сапарбека Асанова: "Мы полностью зависим от потребительского спроса, формирующегося на этих двух крупнейших рынках".

Купят сами


Экспортная ориентация была безусловным плюсом для предприятий, работающих в стране с населением пять миллионов человек. Как отмечает г-н Асанов: "5-10% <нашего производства> достаточно для того, чтобы охватить внутренний рынок. Тем более что есть категории потребителей, которые предпочитают, к примеру, только дорогую западную одежду или только турецкую, или могут позволить себе только китайский импорт". Но падение спроса в Казахстане и России сразу же отразилось на киргизских компаниях. По итогам 2008 года объем экспорта упал на 20% по сравнению с 2007?м. "Три года мы получали хорошие заказы, сегодня поток этих заказов приостановился", - жалуется г-жа Асанова.
По ее мнению, возможный выход из ситуации - расширение рынков сбыта: "Мы освоили Сибирь и Центральную Россию, теперь нужно идти дальше, в Магадан, на Дальний Восток. Возможности у нас хорошие - у нас есть мощности, и мы можем это сделать".
Может быть, внесет свою лепту и увеличение госзаказа. В начале марта президент Киргизии Курманбек Бакиев потребовал: "Нужно, чтобы все государственные закупки, связанные с приобретением товаров и услуг, в приоритетном порядке осуществлялись у кыргызстанских производителей". В ответ правительство подготовило изменения в закон "О государственных закупках". В частности, предполагается, что все потребности государственных структур в швейной продукции, в том числе армии и МВД, будут обеспечиваться исключительно местными производителями. Сегодня эти поправки находятся на согласовании.

Дело - патент


Но не только "схлопывание" рынков сбыта ударило по швейникам. В конце прошлого года резко изменились правила игры в отрасли. Последние три года киргизские швейники работали по патентной системе. Согласно ей раз в год предприниматели покупают в налоговых органах патент, определяющий сумму налоговых выплат в зависимости от количества рабочих мест, а не от объема производства. В конце декабря 2008?го патенты были отменены, и бизнесмены просто закрывали цеха, потому что было неясно, как будет развиваться ситуация. Ведь предприниматели брали кредиты под расширение производства, часто закладывая свое имущество, в расчете еще как минимум на год работы по патенту. В течение двух месяцев представители бизнеса добивались восстановления статус-кво. По их мнению, переход на новую систему налогообложения серьезно подрывает устойчивость бизнеса в очень напряженный период, когда главные внешние рынки киргизских швейников находятся в состоянии кризиса.
Патент - это необходимая для швейников вещь, убежден директор "Легпрома". "Не будем забывать, что исключительно благодаря введению патентной системы мы легализовали целую отрасль". По мнению Сапарбека Асанова, патент решает три главные задачи: "Во-первых, легализация теневой экономики. Во-вторых, создание микроклимата для развития предприятия, и, в-третьих, в корне уничтожает коррупцию". До 2005 года около 60% швейников были в тени, напоминает г-н Асанов, а сегодня в тени работать невыгодно.
Сапарбек Асанов рассказал: "Мы пошли по всем инстанциям, я неделю фактически ночевал в парламенте, и нам удалось доказать свою правду".
Правительство, приняв во внимание доводы представителей отрасли, пошло на восстановление патентной системы. Правда, ставки патентов были увеличены в два раза. И в правительстве все же считают отмену патентной системы одной из стратегических целей развития отрасли. Как сказала Гульбарчин Асанова: "Мы будем работать по патентной системе до тех пор, пока не увидим, что можно начать постепенный перевод промышленности на другую основу". По ее мнению, патенты в перспективе нужно отменять - ведь при патентной системе доходы государства не увеличиваются пропорционально подъему уровня производства.

Город для швейников


Швейная промышленность находится на вершине пирамиды, в основании которой лежат хлопковое поле и овечья отара. Это производственная цепочка, в нее включено и сельское хозяйство, и машиностроение, и торговля. Именно поэтому развитие швейной отрасли имеет огромное значение для экономики страны в целом. Государство могло бы сыграть важнейшую роль по стимулированию всей цепочки через выделение целевых дотаций, долгосрочных льготных кредитов ключевым участникам.
"Я считаю, что нашей швейной отрасли необходимо активнее осваивать натуральные материалы - чистую шерсть, хлопок, шелк, для этого необходимо увеличить усилия для развития собственной сырьевой базы", - убеждена Гульбарчин Асанова. Правительство уже пригласило немецких экспертов помочь в разработке стратегии развития швейного производства. Предполагается, что будет выработан пакет мер на период 2009-2011 годов, который создаст условия для возрождения текстильного сектора Киргизии.
В качестве одного из катализаторов швейного производства предполагается и создание нескольких технополисов: как минимум четырех, в том числе и в новостройках, опоясывающих Бишкек. Первый из них швейникам хотелось бы видеть на северной окраине столицы, у рынка "Дордой". В мэрии киргизской столицы уже давно лежат все необходимые документы. Увы, как говорит г-н Асанов, планы по строительству технополиса рядом со столицей пока не удается воплотить, в правительстве и мэрии города говорят, что нет подходящего участка земли. Тем не менее в ассоциации "Легпром" надеются начать строительство первого технополиса уже в этом году. "Предварительно в проекте изъявили желание участвовать 26 компаний. Будет создано акционерное общество, каждый сможет на свои средства построить себе предприятие", - говорит г-н Асанов. "Конечно, у нас и сегодня работники трудятся в достойных условиях, но до западных стандартов еще далековато. Технополис позволит нам с самого начала организовать производство в соответствии с требованиями стандартов развитых стран и тем самым позволит открыть двери на их рынки", - надеется руководитель "Легпрома".

Удержать рубежи


После восстановления патентной системы ситуация начала постепенно нормализовываться. По словам г-жи Асановой, хотя швейники и потеряли два месяца, они снова начали получать заказы. "Есть надежда, что нам удастся закрыть это отставание, и промышленность сможет достичь по итогам года уровня 2008?го", - говорит она. С таким прогнозом согласен и Сапарбек Асанов: "В этом году мы рассчитываем сохранить прошлогодние объемы производства, то есть около 55 миллионов изделий".
По мнению г-на Асанова, у киргизской швейной промышленности есть все необходимое, чтобы пережить период кризиса без особых потерь. Хотя объемы заказов из России и Казахстана уменьшаются, маловероятно, что все без исключения покупатели перейдут на дешевую китайскую одежду. Директор "Легпрома" убежден, что не последнюю роль в стабильности спроса на киргизскую одежду на рынках СНГ играет тот факт, что "у нас с нашими потребителями одинаковый менталитет, воспитание, прошлое… и ГОСТ у нас одинаковый". "Мы приложили огромные усилия и ресурсы, чтобы изучить рынки, на которых сегодня присутствуем, и удержаться на них. Поэтому просто так закрыться и уйти мы не собираемся", - говорит Сапарбек Асанов.
Директор "Легпрома" осторожен в своих долгосрочных прогнозах, считая, что никто не знает, как сложится ситуация. "Можно сказать одно - наша продукция качественна, доступна по цене и наиболее подходит к требованиям покупателей в сложившейся ситуации финансового кризиса. Люди отказываются от дорогих вещей и переходят на эконом-класс - к нам. Мы планируем расширить спектр наименований изделий, чтобы как можно полнее удовлетворить спрос наших новых покупателей. У отрасли есть все шансы не только банально выжить, но и осуществлять рыночную экспансию", - оптимистично заключает Сапарбек Асанов.





Виктор Глумсков, автор "Эксперт Казахстан"

Журнал "Эксперт"
09.04.2009



в москве спортивное табло по низкой цене
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов