Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Бизнес: сезон продаж

Первая волна крупных продаж бизнеса пришлась на конец прошлого года. Основным покупателем малых и средних производственных предприятий стало государство в лице венчурных фондов. Татарстанские девелоперы и ритейлеры избавлялись от непрофильных активов, направляя вырученные деньги на спешное погашение кредитов и долгов. Лидеры производственного сегмента торопились найти инвестора и дать своему бизнесу шанс на развитие в кризисные годы. Компании нефтехимического сектора обратили внимание на сети АЗС, чтобы усилить розничное направление своего бизнеса.

С этого года рынок замер в ожидании второй волны сделок. Покупатели не спешат тратить деньги и ждут тотальных распродаж. На фоне стремительного роста предложений цены на бизнес действительно падают. Продавцы, которым необходима срочная продажа, делают скидки до 70% от изначально заявленных цен. Однако общая масса владельцев ждет своего покупателя, не желая уступать более 30% от стоимости. Именно этот дисконт является сегодня среднерыночным.


Какие предприятия были проданы за последние полгода и почему?
Кто скупает бизнес-проекты?
Насколько бизнес упал в цене?

С осени прошлого года количество продаваемых бизнесов в Казани возросло в 5 раз. Владельцы вынуждены продавать доли и проекты. Большинство делают это, чтобы погасить кредиты в банках. Остальные - из-за невозможности самостоятельно содержать бизнес и нести все издержки. Процент тех, кто создавал бизнес с целью продажи и запланировал ее до кризиса - ничтожно мал.

Потенциальных покупателей бизнеса, в отличие от предложений, сегодня совсем немного. Участники рынка отмечают активность группы бизнесменов, успевших летом прошлого года вывести свои капиталы из ценных бумаг и продать основной бизнес. Эти «бизнес-ангелы» с осени 2008 г. держат сбережения в «кэше», дожидаясь нужного момента для приобретений. И он, по оценке бизнес-брокеров, не за горами. Уже осенью этого года они прогнозируют обвал цен на бизнес-проекты и бум продаж.

Активы за долги

Ряд крупных татарстанских компаний успели продать непрофильные активы, что называется, под занавес — в октябре-ноябре прошлого года. Сделки были вынужденными. Так, успел избавиться от кинопрокатного бизнеса девелопер «Сувар-Казань». На момент продажи ему принадлежала сеть кинотеатров из 13 кинозалов — 26,5% местного рынка кинопроката. В условиях падения цен на недвижимость компания столкнулась с ростом объема краткосрочных кредитов: их совокупная сумма превышала $50 млн. (по данным аналитиков компании «Финам»). По оценке экспертов, продажа кинотеатров помогла девелоперу выручить $10 млн., которые и были направлены на погашение займов. Покупателем стал Банк Москвы, передавший кинопрокатный бизнес в управление питерской компании «Синема-Инвест». Помещения кинотеатров «Сувар-Казань» сохранила за собой.

Дополнительным фактором продажи кинобизнеса стала его убыточность — «Сувар-Кино» продемонстрировал чистый убыток по итогам 2007 г. в размере 5,5 млн. руб. «Поддерживать убыточный актив в текущих условиях невозможно, — отмечает Алексей Курасов, эксперт ИК «ФИНАМ». — Мы полагаем, что «Сувар-Казань» сконцентрируется на сохранении бизнеса в сфере строительства и продолжит избавляться от непрофильных и убыточных активов». Побудить компанию к продаже других активов могут оставшиеся кредиты на общую сумму 2 млрд руб., которые компании нужно выплатить до конца мая.

Следом «за долги» свой агропромышленный бизнес продала группа компаний «Бахетле». Сумма кредитов корпорации на середину ноября составляла 2,75 млрд. руб. ОАО «Профит Групп», принадлежащее кипрским оффшорам, по оценке экспертов, заплатило за ОАО «Бахетле-Агро»   630 млн. руб.

Продажа бизнеса с целью закрытия кредитов — основная причина сделок прошлого полугодия. По словам Юрия Чикирова, заместителя генерального директора по оценке и экспертизе объектов и прав собственности компании «АКЦЕПТ», большинство владельцев бизнеса уже столкнулись с проблемой обесценивания залога. Банки ужесточили кредитную политику и обязали компании внести другой залог в обеспечение займов или погасить кредит. Поставленные перед фактом бизнесмены зачастую принимают решение продать бизнес, опасаясь увеличения издержек.

Ожидается, что тенденция продаж за долги в ближайшие месяцы усилится.

Продажа ради развития

Если для одних компаний продажа — способ погасить долги, то для других — шанс усилить позиции на рынке. В декабре прошлого года КАМАЗ продал 10% акций немецкому концерну Daimler за $250 млн. с последующей выплатой дополнительных средств в размере $50 млн. при условии положительных результатов финансово-хозяйственной деятельности ОАО «КАМАЗ». Продажа инициировалась одним из акционеров КАМАЗа — «Тройкой Диалог», изыскивающей средства для собственного расчета с кредиторами. В результате КАМАЗ получил стратегического партнера Daimler, сотрудничество с ним должно позитивно отразиться на конкурентоспособности продукции КАМАЗа.

Воспользовалась ситуацией и направила средства в развитие сети группа компаний ТАИФ. В феврале этого года ОАО ТАИФ-НК, «дочка» ОАО ТАИФ, приобрела сеть автозаправочных станций «Татсол» (10 АЗС). Сумма сделки не называется, однако, по предположению аналитиков, она составила порядка $30-40 млн.

Присматриваются к продаваемым компаниям и лидеры из других секторов. По словам Дели Горяевой, руководителя направления бизнес-брокериджа ИК «Элемтэ», в их компанию уже обращалось несколько крупных игроков строительного рынка, желающих купить небольшие строительные компании для усиления своих позиций. Однако пока эти намерения не осуществились — бизнесмены приценились и отложили покупку.

Сами строители отрицают обилие предложений на покупку строительного бизнеса на рынке. По словам Лилии Лысенко, заместителя генерального директора компании «ФОН», купить бизнес им не предлагали и раньше, и планов таких у компании нет. Основная задача для строителей сейчас — реализовать начатые проекты.

Не получала предложений купить или продать бизнес и компания «МЖК-Союз». Ильдар Мухаметшин, заместитель генерального директора компании, считает, что строительный бизнес для покупки сейчас не привлекателен.

Спрос на девелоперские объекты упал

Всплеск предложений на рынке офисной недвижимости произошел в начале октября 2008 г. Девелоперы, инвестировавшие в офисные проекты, стремились оперативно от них избавиться.

Так, на продажу был выставлен проект по продаже комплекса «Ибрагимовский» на перекрестке ул. Декабристов и пр. Ибрагимова в Московском районе в 9,5 тыс. кв. м. Его продал «Унистрой» еще осенью. Тогда же «Бауэр-Казань» продала свой бизнес-центр Bauer Plaza на проспекте Ямашева. По словам Яна Айзенштата, генерального директора компании «Бауэр-Казань», здание продали по частям, и доход от продажи соответствовал их ожиданиям. Назвать сумму сделки он отказался.

Но большая часть площадей реализуется с трудом. Так, с осени не продано офисное здание общей площадью 10,7 тыс. кв. м по ул. Декабристов (девелопер — ООО «Сайда»). Цена площадей, заявленная в 45 тыс. руб. за квадрат, сейчас сменилась на «договорную». По данным «ДК», собственники готовы продать офисный центр за 370 млн. руб., то есть по 36 тыс. руб. за кв. м.

Еще сложнее приходится владельцам недостроенных объектов. В компании THOR United рассказали, что завершают строительство бизнес-центра на улице Кирпичникова на средства международного фонда недвижимости Thor Real Estate Master Fund. Но вот поиск покупателей затянулся. Шестиэтажное здание общей площадью в 4 тыс. кв. м класса «В+» продается с августа прошлого года. Практически сразу интерес к зданию в Казани проявил сибирский банк, но с началом кризиса отказался от покупки. С тех пор появились два потенциальных покупателя, забронировавших два этажа центра, но сделка до сих пор не совершена. «Мы продолжаем искать покупателей на все площади здания, в приоритете единый покупатель», — отметила Раузалия Суниева, руководитель казанского подразделения THOR United. Сложности в основном связаны с отсутствием свободных денег у потенциальных покупателей.

Те, кто хочет приобрести, либо ждут обвала цены объекта, либо ищут средства на покупку. И THOR United уже готова пойти на снижение цены. Сейчас стоимость квадрата в здании составляет 50 тыс. руб., но торг уместен. В убытке от небольшого дисконта компания не останется. Всего THOR Group вложила в это здание 90 млн. руб., и продажа по нынешней цене позволит группе получить стопроцентную прибыль на вложение. Продажа некоторых строительных объектов, по словам Алексея Кузьмина, директора юридической компании «Оптимум», осложняется неготовностью документов. «У нас, к сожалению, многие до сих пор сначала строят здание. А потом начинают собирать разрешающие документы, оформлять землю, согласовывать проект», — отметил он. Зачастую эти операции делаются уже на стадии продажи здания. Такие «не готовые» к продаже проекты идут с дополнительным дисконтом минимум в 30% от стоимости. «Как раз 20-25% стоимости проекта необходимо на оформление земли и сопутствующей документации», — пояснил бизнесмен.

Участились сделки с госучастием

С началом кризиса усилилась активность государства в покупке долей бизнеса. В рамках проектного и венчурного финансирования, по данным Алексея Кузьмина, в Татарстане за прошедшие полгода совершено до 80% всех сделок по продажи долей бизнеса. Он рассказал, что осенью этого года провел сделку по продаже крупного промышленного предприятия по заказу госкорпорации. «Предприятие не успевало выплатить кредиты, выпустило допэмиссию, и ее выкупило государство, став основным владельцем этого бизнеса», — пояснил он.

Участники рынка юридических и консалтинговых услуг подтвердили большую долю сделок по продаже бизнесов с госучастием. Названия приобретенных малых компаний они не раскрывают, ссылаясь на прописанную в их договорах конфиденциальность. Отметили лишь, что речь идет о производственных компаниях.

Среди основных «каналов» покупки бизнеса через проектное и венчурное финансирование участники рынка называли Инвестиционный венчурный фонд РТ.

В рамках венчурных программ государство через фонды (располагающие государственными средствами) входит в уставный капитал малого и среднего бизнеса — зачастую производственного или наукоемкого. Эти программы рассчитаны как на создающийся новый бизнес, так и на развивающийся. Фонд берет контроль над компанией — не менее 51%. Остальные проценты получает бизнесмен, предложивший идею. Венчур в данном случае не только дает деньги, но и участвует в процессах управления, маркетинга — ставит все бизнес-процессы. Его интерес — сделать бизнес прибыльным. Предполагается, что через некоторое время венчурный фонд из бизнеса выйдет, продав свой пакет второму владельцу бизнеса или же кому-либо другому.

Также средства для венчурных вложений государство выделило через тендеры, проводимые Министерством экономического развития РФ, двум управляющим компаниям. Одна из них — УК «Тройка Диалог», уже разместившая свой закрытый фонд «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан». Его объем — 800 млн. руб.: по 200 млн. от бюджетов России и Татарстана, 400 млн. — деньги инвесторов.

Другая — УК «АК БАРС КАПИТАЛ» сформировала свой закрытый паевой фонд «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан (высоких технологий)» в октябре 2007 г. Сумма чистых активов фонда составила 300 млн руб.: по 75 млн выделили бюджеты России и Татарстана, 150 млн. — деньги частного инвестора, которым выступил «АК БАРС» БАНК. Но эти средства освоены не полностью.

«Фонд существует чуть более года и в венчурные проекты сейчас размещено порядка 15% его активов или 45 млн. руб., — рассказал Алексей Дорогов, генеральный директор Управляющей компании «АК БАРС КАПИТАЛ». — Средняя сумма финансирования одного проекта — 25-30 млн руб., максимальная — 45 млн. руб.». По ныне действующим правилам, финансируя бизнес, зарегистрированный в форме ООО, фонд получает не менее чем контрольный пакет — 50%+1 доля. В ЗАО — не менее блокирующего пакета — 25%+1 акция. Однако эти правила скоро изменятся. Сейчас они находятся на утверждении в ФСФР, и уже известно, что требования по минимальной доле участия фонда в финансируемом бизнесе будут снижены до 25%+1 голос.

Рынок предложения переполнен

Сегодня на российском рынке предложений готового бизнеса превалируют компании финансового сектора и сферы услуг. Растет количество заявок на продажу среди торговых компаний: как оптовых, так и розничных.

В Казани торговля также в числе лидеров. В среднем магазин в торговом центре можно купить за 1 млн руб. Финансовые компании продают на порядок дешевле. Коллекторский бизнес или кредитного брокера можно купить за 300-600 тыс. руб. Оценить реальную стоимость финансового бизнеса сложнее, чем торгового. Здесь предлагается купить бренд, работающий на рынке, и наработанные контракты, а не какое-то имущество.

Много заявок выставлено на продажу бизнеса автомобильного сегмента и смежного сектора услуг.

С осени этого года в республике через казанских бизнес-брокеров выставлены на продажу несколько крупных производств: литейное, кирпичное, химическое, пластиковой тары, газированной воды и еще ряд проектов.

Новыми предложениями на рынке продаж бизнеса стали ювелирный завод и торговые площади ТЦ «Сити-Центр». Ювелирный завод, по основным характеристикам похожий на казанский ювелирный завод КУЛОН, собственники готовы продать за 300 млн. руб. А 3 тыс. торговых площадей ТЦ «Сити-Центра» — за 225 млн. руб.

Первый проект опытный бизнес-брокер Рустем Хасанов считает наиболее привлекательным. «Ювелирный бизнес, думаю, будет востребован в ближайшее время покупателями. Я бы покупал этот бизнес не дороже суммы его 1,5-2-летнего дохода в докризисный период. Думаю, сумма не превысит 200 млн. руб.», — пояснил эксперт. Площади «Сити-Центра», по его мнению, будут менее востребованы. Так как падает стоимость арендных ставок на фоне роста коммунальных услуг. Рентабельность бизнеса заметно снижается. «Запрашиваемые деньги за этот объект не окупятся раньше чем через 5 лет. Такие проекты нужно покупать по балансовой стоимости. А она, думаю, не превысит 100 млн. руб.», — отметил Рустем Хасанов.

Сам бизнес-брокер успел купить себе бизнес — типографию, и считает, что совершил выгодную сделку. «Сегодня рынок делят 7 типографий, от которых «кормились» порядка 300 посредников. Посредники первыми почувствовали снижение дохода и объема работ. Потом дошло дело и до типографий. Дальнейшего снижения этого сектора, скорее всего не будет», — пояснил Рустем Хасанов. Этот бизнес он купил недорого, намерен вложить деньги в новое оборудование и сделать выгодное предложение издателям с целью сформировать хорошую клиентскую базу.




мнение
Кризис — время рейдеров

Рамиль Булушев
генеральный директор коллекторского «Агентства Финансовой Безопасности»: 

«Кризис способствует усилению рынка слияния и поглощений (M&A). Я не вижу ничего плохого, если речь идет о законных действиях. Однако все чаще возникают рейдерские прецеденты. Разработано немало схем афер отъема бизнеса у владельцев. Один из последних гениален по своей простоте: злоумышленники без ведома владельцев, и руководства фирм регистрируют в госорганах сделки о мнимой продаже долей ООО посторонним людям. А потом «перепродают» самим себе. В результате фирмы меняют собственника, который вместе с правом владения юрлицом получает и все права на собственность «уведенной» фирмы. Махинаторы воспользовались «правовой дырой» — госорганы не обязаны проверять достоверность «соглашения» о переходе доли ООО, а подделать его не представляет проблемы.
Опыт пострадавших предпринимателей показывает, что защититься от таких афер крайне сложно. Единственное, чего можно добиться в такой ситуации — это возбуждение уголовного дела о мошенничестве. Но расследование займет долгое время, а «слить» ликвидные активы — дело нескольких недель».

мнение
Часть проектов продают вдвое дешевле

Антонина Врублевская
директор «Агентства Инвестиций «i2b»:

С началом кризиса сделки по продаже крупного бизнеса частным инвесторам приостановились. Платежеспособных покупателей совсем немного, и они ждут существенных скидок. А продавцы не желают уступать в цене.
На ряд некрупных проектов стоимость снизилась вдвое: в среднем с 3,5 млн руб. до 1,2 млн руб. Все чаще продавцы готовы пойти на бартерный обмен – обменять бизнес на недвижимость, например. Но количество покупок незначительно. Наиболее ликвидным стал мелкий бизнес, в основном в сфере услуг: автосервисы, парикмахерские. Он всегда был самым дешевым (180-200 тыс. руб.), спрос на него с кризисом не изменился.

детали
Производство в тысячу раз дороже финансовых компаний
Бизнес, выставленный на продажу, по данным на 16 марта 2009 г.





Анна Саушина

Журнал «Деловой квартал»
03.04.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов