Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Доказать на цифрах

Эфирное цифровое телевидение повысит конкуренцию на вещательном рынке. Однако его шансы на успех в борьбе с самой популярной и доступной кабельной технологией неоднозначны. В пользу второй говорят уже внедренная «цифра» и привычки потребителей

Недавно передо мной встал выбор: какое телевидение подключать в новой квартире. Спутниковое и IP я отсек сразу по причине дороговизны. Оставалось кабельное и новомодное цифровое эфирное. Подумав, отдал предпочтение первому. Решающую роль в выборе сыграло доверие к проверенной технологии. Кроме того, в кабеле возможность просмотра цифрового ТВ также предусмотрена. Через неделю я узнал, что в моем доме кабельное телевидение выбрали процентов 80 жителей. Кризис вынудил их отказаться от спутника, а о цифровом эфирном вещании практически никто не слышал.

Доступный досуг

Цифровое телевидение — проект государственный. До 2015 года к нему планируется подключить все регионы, на что потратят 127 млрд рублей. Свердловская область — пилотная: в феврале прошлого года здесь запущено тестовое вещание.

Преимущества цифрового ТВ перед традиционным эфирным очевидны. Во-первых, оно позволит преодолеть информационное неравенство: жители отдаленных районов смогут смотреть столько же каналов, сколько и телезрители в мегаполисах. Во-вторых, новая технология экономит энергию: при аналоговом вещании на одной частоте присутствует один канал, при цифровом — до десяти. В-третьих, резко улучшится качество приема. Все это поставит цифровое эфирное ТВ в прямую конкуренцию самому популярному и доступному на данный момент кабельному вещанию (74% абонентов среди всех клиентов альтернативного ТВ).

Пока рынок цифрового эфирного ТВ показывает бурный рост. По словам генерального директора компании «Цифровое телевидение» Александра Миха, с февраля 2008 года подключились уже более 50 тыс. домохозяйств региона. Потенциальный рынок — 3 млн абонентов.

Кризис пока практически не повлиял и на рынок кабельного ТВ. По словам коммерческого директора ОАО «НКС-ЕвроАзия» (Екатеринбург, ТМ «Твое ТВ») Алексея Пинженина, в связи с кризисом жители не стали повально отказываться от кабельного ТВ:

— Особой разницы с докризисными временами мы не наблюдаем, отказов не намного больше. Телевидение — наиболее доступная форма проведения досуга во время кризиса.

Также малое количество абонентов решились перейти с цифрового кабельного вещания на более дешевое аналоговое. Правда, мы видим некоторое стремление наших новых клиентов к использованию более доступных технологий: количество подключений на цифровое телевидение снизилось примерно на 20% по сравнению с докризисными месяцами, а на аналоговое телевидение — возросло на те же 20%.

С Алексеем Пинжениным во многом согласен исполнительный директор УК ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в Тюмени Владимир Барвинский:

— Сегодня в сложных экономических условиях люди выбирают более дешевые виды отдыха, наблюдается повышение спроса на кабельное телевидение. Оттока абонентов мы не наблюдаем. Правда, из-за кризиса многим компаниям, оказывающим услуги кабельного телевидения, в связи с ростом курса доллара пришлось отказаться от дорогих валютных каналов. Это вызвало некоторое недовольство со стороны небольшой части аудитории. Но мы полагаем, что со временем вещатели и операторы кабельного ТВ придут к взаимопониманию, и каналы премиум-класса вернутся в сети.

Стабильную динамику демонстрируют и другие операторы.

Земля и воздух

Кардинальная разница между технологиями кабельного и эфирного ТВ — способ передачи данных.

— Цифровое эфирное телевидение доносит сигнал до абонента без проводов и тарелок, — указывает на преимущества Александр Мих. — Соответственно покрыть «цифрой» можно самые отдаленные и труднодоступные территории. Кроме того, одну приставку можно использовать дома и на даче, перевезти на новую квартиру или подарить. ТВ легко можно установить самому, где удобно, без помощи специалиста, без сверления стен.

В то же время кабельщики обращают внимание на недостаток технологии: ухудшение качества сигнала в результате
электромагнитных помех. Особенно это заметно в городах с большим населением. Кроме того, кабельным абонентам не надо устанавливать никаких приемных антенн.

Раньше сторонники эфирной «цифры» в числе ее преимуществ выделяли возможность кодирования на одной частоте до десятка каналов. Теперь кабельщики освоили «цифру» в проводе.

 

Для потребителя, однако, перечисленные недостатки и преимущества малозначимы. Главное — канальное наполнение и стоимость услуг. В эфире в цифровом формате пока вещает всего восемь каналов, в кабеле — 60 —70. Стоимость подключения примерно равна (если опять-таки брать в расчет только цифровую технологию). Цена приставки, необходимой для принятия цифрового сигнала (если в телевизоре нет встроенного декодера), — около 3,5 тыс. рублей, а с поддержкой телевидения высокой четкости — 6,5 тыс. рублей.  

Разниться может абонентская плата. Сегодня стоимость различных цифровых кабельных пакетов на Урале — от 240 до 950 рублей. В Екатеринбурге в среднем 250 рублей стоит 60 каналов, в Перми 350 рублей — 45 каналов. На этом фоне особняком стоит Уфа, в которой, например, оператор Ufanet продает базовый пакет из 87 каналов за 30 рублей в месяц. Причина парадоксально низкой цены — практически 100?процентное проникновение кабельного ТВ.

Что может предложить эфирное ТВ? Пока оно работает в тестовом режиме, никакой абонентской платы со зрителей не взимается. В будущем, по словам Александра Миха, базовый пакет (по идее, 8 — 10 каналов, закодированных на одну частоту, но количество бесплатных каналов до сих пор  не утверждено, вполне может быть, что госкомиссия расширит его до 24) останется также бесплатным. Дополнительные пакеты будут подключаться за плату. Пока ее размер неизвестен. Можно предположить, что стоимость их трансляции будет ниже, чем во многих уральских городах: технология передачи цифрового сигнала по эфиру намного дешевле, нежели по кабелю.

Слом традиций

В прошлом году мы прогнозировали, что к 2010 — 2011 годам уральский рынок альтернативного телевидения войдет в стадию высокой конкуренции. В сегменте кабельного ТВ будет исчерпана первичная абонентская база и операторы начнут бороться за клиентов путем снижения цен, увеличения качества и разнообразия сервисов. Внутреннее соперничество должно было вывести платное ТВ на уровень развития, при котором оно сможет конкурировать с бесплатным.

Прогноз оправдался: в среднем цены на предоставление услуг кабельного ТВ упали на 20%. Операторы стали активно внедрять услуги цифрового вещания. Кроме того, многие отменили плату за подключение, ввели скидки до 50% на прокладку кабеля внутри квартиры для некоторых категорий граждан, предложили выгодную цену при подключении нескольких услуг одновременно (например интернет и ТВ или интернет, телефон и ТВ). Абонентская база крупнейших игроков выросла с осени на 10 — 20%.

Пока кабельщики теснят эфирное ТВ. Сможет ли оно им ответить введением «цифры»? Вряд ли. Бурный рост с февраля прошлого года во многом объясняется субсидированием покупки и бесплатной раздачей приставок.

Пока не определены тарифы на дополнительные пакеты, мы не можем сказать, насколько будет выгоднее пользоваться эфирным ТВ. Но рискнем предположить две вещи: кабельщиков в Уфе эфирному ТВ никогда не победить и даже не потеснить, в остальных городах разница в ценах должна достигать 150 рублей (меньшую абонент вряд ли воспримет).

Александр Мих тоже не склонен праздновать безоговорочную победу:

— Если человека устраивает та или иная услуга или вещь, он пользуется ею долго, несмотря на то, что есть что-то более новое и современное. Однако кабельным операторам придется повысить уровень работы с абонентами, потому что в последнее время этот показатель заметно ухудшился. От разнообразия выбора абоненты только выиграют: раньше альтернативы кабелю не было, а сейчас нужно бороться за каждого клиента качеством услуг и сервиса.

Действительно, привычка и доверие к проверенным технологиям могут дать кабельщикам конкурентное преимущество в тех регионах, где их позиции сильны (крупные областные города, столицы). Так что к 2015 году места эфирной «цифре» в городах с населением больше 200 тыс. человек (учитывая еще развитие спутникового ТВ, IP-TV) может и не остаться.

Эфирное ТВ, вероятно, займет крепкие позиции в населенных пунктах, где кабельщикам развивать бизнес невыгодно (малое количество абонентов, необходимость большой стройки) или невозможно в силу географического расположения. В итоге эфирная «цифра» будет служить неким универсальным, «резервным» источником телевидения для всех граждан вне зависимости от их места нахождения и уровня доходов.


Сергей Ермак



Журнал "Эксперт"
27.03.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов