Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Возвращение комиссионки

Лучшие времена для комиссионных магазинов ушли в прошлое вместе с советской властью. Однако разразившийся финансовый кризис дает им определенную надежду на возрождение. Московские чиновники даже планируют развернуть программу по открытию новых комиссионок в каждом административном округе. Правда, им придется выдержать конкуренцию с магазинами секонд-хенд и интернет-аукционами.

В Советском Союзе комиссионные магазины были местом поистине культовым. Именно через "комки", как их тогда называли, продавались самые дефицитные товары, привезенные соотечественниками из заграничных командировок или купленные в магазинах "Березка" на чеки Внешпосылторга. Герой Андрея Миронова в фильме "Берегись автомобиля" продавал магнитофон "Грюндиг" из-под полы в комиссионке, а Семен Семенович Горбунков в исполнении Юрия Никулина (в фильме "Бриллиантовая рука") искал в комиссионном магазине "точно такую же кофточку, но с перламутровыми пуговицами".

Вместе с дефицитом ушла в прошлое и значимость комиссионных магазинов для российских покупателей. Сейчас там просто продают поношенные и подержанные товары. А товары, бывшие в употреблении за рубежом, продаются еще и в магазинах секонд-хенд. Причем последние пользуются гораздо большей популярностью. Теперь в комиссионках отовариваются главным образом пенсионеры и малоимущие семьи. Да и отыскать комиссионный магазин, не заглянув в справочник, не так-то просто.

Существенная особенность комиссионок — они принимают товар от физических лиц. Да и ассортимент товаров, которые они готовы принять на реализацию, практически не ограничен: помимо одежды и обуви они готовы взять на комиссию хрусталь, ковры, бытовую технику, мебель, посуду, часы, статуэтки, картины, музыкальные инструменты и т. д.

До 1991 года все московские магазины, берущие товары у населения на реализацию, были объединены в "Москомиссионторг" (объединение по приему вещей у населения на комиссионных началах и реализации принятых вещей). Тогда в составе "Москомиссионторга", по различным оценкам, насчитывалось от 80 до 100 комиссионных магазинов.

По оценке департамента потребительского рынка и услуг столичного правительства, "в настоящее время в Москве функционирует около 20 комиссионных магазинов по продаже одежды, спорттоваров, электробытовой техники, посуды и прочего". За несколько лет количество комиссионных специализированных магазинов сократилось более чем в два раза: в 2006 году в столице насчитывалось приблизительно 50 магазинов. "В последние годы комиссионная торговля развивалась незначительными темпами в силу малорентабельности данного вида бизнеса. Спрос на покупку товаров в магазинах комиссионной торговли остается низким. Большая часть населения стремится продать вещи, но вещи не находят своего покупателя из-за достаточного уровня насыщения товарами торговых предприятий города",— рассказывает начальник управления координации непродовольственной торговли столичного департамента потребительского рынка и услуг Татьяна Корнешова.

Однако в условиях кризиса московские власти пересматривают отношение к комиссионным магазинам, возлагая на них большие надежды. Департамент потребительского рынка и услуг разработал "Антикризисную программу первоочередных мероприятий на потребительском рынке и услуг города Москвы", которая предусматривает в случае необходимости увеличение количества комиссионных магазинов в каждом административном округе.

Ранее для борьбы с кризисом предлагалось открыть не менее десяти блошиных рынков, на которых смогли бы бесплатно торговать малоимущие люди и пенсионеры. Однако эта инициатива была отвергнута. Теперь рассматривается возможность возрождения комиссионок. Планируется, что в каждом округе Москвы дополнительно будет открыто как минимум две комиссионки. По идее кризис должен спровоцировать увеличение количества клиентов, желающих выручить какие-либо деньги за ненужные вещи, а нужные приобрести по низкой цене. Однако, приведет ли это к возрождению комиссионной торговли, пока трудно сказать.

Похожая ситуация с комиссионными магазинами сложилась во время дефолта 1998 года. Кризис привел тогда в комиссионки новых клиентов, и это дало надежду на возрождение комиссионной торговли. Тогда же на комиссионки обратили внимание и московские власти, приняв постановление об их возрождении. Однако повышенный интерес к этому виду торговли угас вместе с кризисом.

Попытка возродить сеть комиссионных магазинов предпринималась и в 2003 году. Однако уже тогда классические комиссионки проигрывали секонд-хендам — 58 против 137.

Инициатива создания большего количества комиссионных магазинов вызывает противоречивые чувства у участников рынка. "Давно пора",— одобрили эту идею в комиссионном магазине "Мари". Как рассказали представители этой торговой точки, магазин просто физически не может вместить все вещи, которые покупатели хотят сдать на реализацию. Продавцы приезжают в магазин даже из Московской области.

"У нас магазинчик — 10 кв. м. Разве это торговля? Никто ничего не покупает, нет реализации — нет торговли",— говорит директор одного из комиссионных магазинов Андрей С. Инициатива увеличения количества комиссионных магазинов у него восторга не вызывает. "Комиссионная торговля только тогда возродится, когда исчезнет торговля с рук, когда исчезнет спекуляция, уменьшится количество торговых центров. Лично я в своем магазине ничего бы не купил",— уверяет Андрей С. По его мнению, основные клиенты комиссионок — "средний класс, который не боится слова "комиссионка"". В комиссионные магазины заглядывают и коллекционеры, которые гоняются за необычными вещицами из прежней жизни. Например, там можно найти старые самовары, телефонные аппараты с диском, чайники со свистком. По словам Андрея С., очень много вещей на реализацию приносят пенсионеры. Однако магазин все чаще им отказывает: вещи давно потеряли актуальность и товарный вид, продать их практически невозможно.

Как правило, у комиссионок своя сложившаяся клиентура — жители района, в котором он расположен. И мало шансов на то, что люди, которые раньше не думали о покупке вещей в комиссионках, начнут это делать. Скорее они просто перейдут в обычные магазины более дешевого сегмента или откажутся от покупки вещей, без которых могут обойтись. Даже малообеспеченные люди предпочитают комиссионкам вещевые рынки: там товары хоть и дешевые, но новые.

По мнению участников рынка, основная проблема комиссионок — отсутствие хорошего спроса на товары. Клиенты готовы сдавать вещи на комиссию и получать за это хоть какие-то деньги, но покупать предлагаемые в комиссионках товары желающих немного. Участники рынка отмечают, что в связи с кризисом количество сдаваемых вещей возрастает, но вот желающих купить этот товар становится все меньше. Это может привести к тому, что комиссионки просто завалятся до отказа вещами, которые будут раскупаться очень медленно.

Чтобы комиссионный магазин не стал складом ненужных и невостребованных вещей, товар, приносимый в комиссионки, приемщики тщательно осматривают и отбирают. Если они понимают, что эта вещь, скорее всего, не вызовет интереса у покупателей, то отказываются ее принять. Все чаще комиссионки выдвигают условие: вещь должна быть современной.

В обычном комиссионном магазине одежда — наименее ходовой товар. Хотя комиссионки тщательно отбирают принимаемые вещи, многие из них так и остаются невостребованными. Другое дело — специализированные комиссионки, которые реализуют одежду и аксессуары известных брендов: Hugo Boss, Versace, Valentino, Ferre, Chanel, Gucci, Fendi, Escada и т. д. К числу элитных относятся комиссионки "Второе дыхание", "Вторая жизнь", "Мечта", "Удачная находка". На отсутствие спроса они не жалуются.

Особых изменений с наступлением кризиса директор комиссионного магазина по продаже элитной брендовой одежды "Мечта" Ольга Гутеева не замечает: старые клиенты сохранились, появляются и новые, которые хотят как купить, так и сдать одежду. Ну разве что люди стали меньше покупать новые коллекции, цены на которые несколько выше, чем на коллекции двух- или трехлетней давности. "Женщина всегда остается женщиной. Какой бы ни был экономический кризис, если этот палантин подходит к ее платью, она без него не уйдет,— говорит Ольга Гутеева.— Если раньше наша клиентка продавала три вещи и покупала одну новую, то и сейчас она ее все равно купит, хотя продаст уже пять своих вещей".

Впрочем, некоторые кризисные изменения заметили в комиссионном магазине брендовой одежды "Удачная находка". Как рассказали его сотрудники, в этом году количество сдаваемых товаров увеличилось на 20%, а покупательская активность упала, хотя и не так значительно. При этом люди пытаются сдать не только брендовые вещи, но и "все подряд".

Прием товара в комиссионных магазинах происходит по следующей схеме. Комиссионка принимает от населения товары на реализацию, но берет за это свою долю — как правило, 30-50% от стоимости товара, которая добавляется к его цене. В конечном итоге продавец может рассчитывать на 20-30% от первоначальной стоимости сдаваемой вещи. Цена, по которой будет выставлен товар, обговаривается продавцом с приемной комиссией магазина. Если она покажется сотрудникам магазина завышенной, ее посоветуют снизить до реальных величин. Если продавец откажется на это пойти, товар будет выставлен по его цене, но продавец должен быть готов к ее возможному снижению. Товар должен быть продан в первые 20-25 дней. Если этого не происходит, то будет проведена уценка. Первая уценка, как правило, составляет 15-20%. Дальнейшие снижения цены будут проводиться раз в месяц и составят уже 30%, а то и 50%. Через несколько дней после покупки товара продавец получает деньги на руки. Комиссионный магазин принимает товар на определенный срок, после которого вещь снимается с реализации и возвращается хозяину. Если вещь дорогостоящая, в комиссионном магазине попросят оплатить ее хранение (как правило, эта сумма не превышает 5% в месяц).

Как уже отмечалось, у магазинов секонд-хенд дела идут получше, чем у комиссионок. Считается, что первые секонд-хенды появились в Европе после Второй мировой войны. Тогда предприимчивые граждане продавали в них вещи американских солдат, забытые в казармах или оставшиеся после их передислокации.

Если комиссионным магазинам становится все труднее удерживать свое место под солнцем, то секонд-хенды успешно находят своего покупателя. При этом портрет человека, который покупает вещи в таком магазине, постепенно меняется: теперь этим не брезгуют даже весьма состоятельные люди. Хотя основной костяк пока все же составляют малообеспеченные клиенты. В секонд-хенде можно найти и абсолютно новую одежду — как правило, этим отличаются стоковые магазины. В каждом секонд-хенде в отличие от комиссионного магазина есть весовой отдел, где одежда продается на вес. Она может быть упакована в тюки весом от 10 до 100 кг. Помимо стоковой одежды в секонд-хендах можно найти вещи категории "люкс" или "экстра" — с минимальным процентом износа, а также совсем поношенную одежду, которая продается как ветошь.

Однако возможность купить вещь, бывшую в употреблении, только комиссионками и секонд-хендами не ограничивается. Активные сделки купли-продажи подержанных вещей происходят через газеты частных объявлений, различные интернет-аукционы и интернет-сообщества. Наибольшей популярностью сейчас пользуются интернет-аукционы. Там представлены каталоги товаров и услуг с подробным их описанием, фотографиями. Преимущество такой формы продажи товаров заключается в том, что покупатель может непосредственно связаться с продавцом, узнать историю понравившейся ему вещи и договориться о скидке. Более того, такие сайты часто ведут статистику совершаемых сделок, что помогает убедиться в честности продавца и адекватности выставленной цены.

ЮЛИЯ ПОГОРЕЛОВА



КоммерсантЪ-Деньги
26.03.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов