Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Алкоголь "в законе"

Благодаря разработанному Министерством финансов законопроекту, ужесточающему контроль над оборотом алкогольной продукции, на рынке останутся только крупные игроки

Проект закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" в данное время находится на заключительной стадии согласования с заинтересованными государственными органами. По словам министра финансов Болата Жамишева, документ не предусматривает "введение госмонополии, но предполагает существенное ужесточение законодательства по контролю над оборотом спирта и алкогольных напитков". В частности, в новом законопроекте предлагается "установление минимальных объемов производства для спиртовых заводов с целью исключения выгона "серого" спирта, реализация алкогольной продукции только через специализированные магазины (реализация в любом другом месте будет означать нарушение закона со всеми вытекающими отсюда последствиями), технический контроль за производством и реализацией в цепочке "производитель - опт - розница"".

Напомним, что еще два года назад обсуждалась возможность введения государственной монополии на производство и продажу крепкого алкоголя. Но от этой идеи очень быстро отказались, посчитав ее нецелесообразной. Вместо этого Минфин приступил к разработке законопроекта, ужесточающего контроль за оборотом данной продукции. Доводы Минфина просты: с одной стороны, ужесточая законодательство, государство заботится о здоровье нации (дело в том, что число отравлений некачественной водкой составляет порядка шести-семи тысяч в год), с другой - надеется таким образом увеличить количество налоговых поступлений, а это около семи миллиардов тенге. Правительство приводит следующие данные: на долю нелегального оборота приходится 60% от общего объема алкогольного рынка страны.

Есть еще более радикальные оценки. Недавно сенатор Светлана Джалмагамбетова, предлагая ускорить принятие закона, заявила: "Сегодня алкогольный рынок страны на 80% теневой. Лицензию на выпуск алкоголя имеют 36 фирм, но установленную Минфином минимальную производительность в 150 миллионов тенге акцизов ежегодно выполняют лишь четыре-пять фирм". В связи с этим бюджет недополучает 10 млрд тенге акцизов и 6 млрд налога на добавочную стоимость (НДС) от производства и реализации алкогольной продукции.

Безусловно, такой закон необходим. Но принимается он в достаточно сложный для отрасли период. "Это связано с общим кризисным состоянием мировой экономики, снижением покупательской активности населения, неплатежами, труднодоступностью кредитных ресурсов и неконтролируемым нарастающим импортом алкогольной продукции. Значительная часть предприятий в таких условиях вынуждена приостановить свою работу, а остальные работают вполсилы", - отмечает президент Ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции "КазАлко" Амиржан Калиев.

Бросить "тень"


По его мнению, данные по обороту теневого рынка сильно завышены. "Безусловно, эта цифра не отражает ту действительность, которую имеем в отрасли. Сегодня точных данных всего объема теневого алкогольного рынка Казахстана никто не имеет. Охват проводимых в РК исследований составляет менее 50% торговых точек республики (ими не охвачены рынки, сельская местность, крупные супермаркеты, где идет основная торговля, и сеть кафе, ресторанов, гостиниц), - отмечает он. - Для наиболее реального его определения используются данные еще советских времен, так как при тогдашней плановой экономике объем производства напрямую был связан с уровнем реализации. Произведенная алкогольная продукция реализовывалась практически до последней бутылки, то есть сколько надо, столько и производилось".

Наибольший объем водки и ликеро-водочных изделий был выпущен в 1980 году (практически 14,3 тыс. дал). Но в то время не существовало ни импорта, ни слабоалкогольных напитков, спрос на которые в последнее время растет, из-за чего рынок крепкого алкоголя потерял не менее 20% объема. "Если все это учесть и минусовать даже с самого большого годового объема производства, то реальный объем рынка водки и ликеро-водочной продукции составляет не более 11 миллионов дал. Сегодня импорт крепкого алкоголя равен полутора-двум миллионам дал. В результате чего отечественным производителям остается рынок в объеме около девяти миллионов дал. Из них легально производим последние три года в среднем шесть-шесть с половиной миллионов дал водочной и ликеро-водочной продукции", - отмечает г-н Калиев. Получается, что доля нелегальной продукции составляет 35-40%.

Желанный импорт


В Казахстане растет и импорт алкогольной продукции. Если до 2007 года на долю импортного крепкого алкоголя приходилось 6-8%, то в настоящее время уже 16%. В денежном выражении на долю импорта приходится 30-35% общего объема рынка. В то же время отечественное производство снижается. По данным Агентства РК по статистике, в прошлом году было произведено на 6% меньше водки (46,8 млн литров), на 12,2% - этилового спирта, на 27,3% - коньяка. Кроме того, сократился выпуск пива и вина - на 12,3 и 34,8% соответственно.

По мнению Амиржана Калиева, в Казахстане созданы самые мягкие условия для импорта, в частности, низкая плата за лицензию - 10 МРП (минимальных расчетных показателей). Для сравнения, в России для импортеров стоимость разовой лицензии, выдаваемой на два месяца и ограничивающей объемы импортируемой продукции до двух тысяч дал, составляет 1000 МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Помимо этого в России существует ограничение, согласно которому на территории страны в год может продаваться не более 10% импортной продукции от общего объема. "Россия защищает свой алкогольный рынок, а у нас этого не было и нет. Поэтому, если мы сегодня не примем жесткие ограничения на ввоз крепкой алкогольной продукции, то через год более половины наших предприятий прекратят свое существование", - отмечает президент ассоциации "КазАлко".

Закон написанный


Между тем в законопроекте нет пункта, ограничивающего либо ужесточающего правила импорта крепкого алкоголя. В нем вводятся лишь более жесткие требования к отечественным производителям алкогольной продукции. К примеру, требование о минимальном объеме производства в зависимости от номинальной производительности брагоректификационной установки для производителей этилового спирта и номинальной производительности автоматической линии розлива для производителей водок, водок особых и ликеро-водочных изделий.

Получается, что это некий прыжок в прошлое, возвращение к плановой экономике. "Нигде в мире, да и в других отраслях отечественной промышленности нет обязательной, законодательно установленной минимальной нормы деятельности бизнеса в зависимости от производственной мощности технологического оборудования, с угрозой отзыва лицензии при неисполнении, - говорит Амиржан Калиев. - Сегодня предприятие по выпуску алкогольной продукции представляет собой целый комплекс по производству водок, водок особых, ликеро-водочных изделий, вин, коньяков, бренди, сувенирной продукции. Процесс розлива происходит на одних и тех же линиях. Процент загрузки линий производством того или иного вида продукции постоянно изменяется в зависимости от сезона, праздничных дат, предпочтений, платежеспособности населения - то есть в зависимости от спроса".

После введения закона производителям придется производить требуемое количество продукции, ради того чтобы сохранить лицензию. Но при этом существует опасность, что она будет невостребована на рынке. Получается, что у импортеров, для которых подобных мер не вводится, появится еще одно конкурентное преимущество, они смогут более оперативно реагировать на изменения потребительских предпочтений.

Еще одно нововведение - запрет повторного использования потребительской тары - может привести, в частности, к росту цен, так как повторное использование тары позволяет производителям сокращать издержки. Кроме того, возникнет необходимость утилизировать уже использованную тару.

"Требование обязать предприятия по производству этилового спирта в течение трех лет установить оборудование по промышленной переработке жидкой барды (отход производства этилового спирта. - "ЭК") также не учитывает текущую ситуацию. Такого переходного периода явно недостаточно", - отмечает г-н Калиев.

К примеру, для введения данного требования в Российской Федерации, имеющей свой завод по изготовлению такого оборудования, было отведено 10 лет переходного периода. Но и за это время не все производители успели установить подобное оборудование. В Казахстане такое оборудование вообще не производится, а стоимость импортного (в зависимости от технологии утилизации) составляет два-шесть миллионов евро. Таким образом, большинство отечественных производителей в условиях труднодоступности кредитных ресурсов вряд ли смогут следовать требованиям закона.

В законопроекте существует пункт, согласно которому алкогольная продукция должна будет продаваться в специализированных магазинах. Как сообщалось ранее, это будут либо отдельно стоящие небольшие магазинчики, либо специализированные отделы в больших магазинах. Сделано это, чтобы "не было смешения товаров". "В большинстве случаев торговля - это малый семейный бизнес, где всей семьей зарабатывают, чтобы погасить кредит, выплатить ипотеку, оплатить учебу детей. В случае принятия закона в городах и районных центрах большинство торговых точек будет закрыто. Это вновь приведет к потере рабочих мест, возникновению проблем невыплаты долгов, к банкротству малого бизнеса", - прогнозирует глава "КазАлко".

В целом законопроект, похоже, нацелен на то, чтобы оставить на рынке лишь крупных производителей, так как только они смогут удовлетворить все его требования. А маленькие и средние компании вновь останутся не у дел.



Валентина Палаичева, автор "Эксперт Казахстан"

Журнал "Эксперт"
25.03.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов