Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Одежные инвестиции

Это раньше порвал выходной костюм — иди за новым. Кризисная логика заставила многих внимательнее относиться к ремонту одежды. А корреспондент "Денег" Анастасия Каримова, присмотревшись к ремонтному ателье как бизнесу, увидела возможность получения небольшого, но в случае удачи стабильного дохода. И, что привлекательно, при крошечном стартовом капитале.

Шить и зашивать
Знаний, полученных на школьных уроках домоводства, мне хватает максимум на то, чтобы собственноручно пришить пуговицу. По счастью, знакомая, частная швея Марина Данилина, которая начинала работать еще в 80-х в Доме моды Вячеслава Зайцева, готова сориентировать меня в мире портных. "Кто-то специализируется на пошиве одежды, кто-то — на ремонте. Наибольшую прибыль до кризиса имели ателье первого типа. В известном люксовом ателье "Соль" пошив костюма мог обойтись в 30 тыс. руб., а в очередь записывались чуть ли не за два месяца",— говорит она. Впрочем, опытная швея сомневается, что в нынешних условиях высокий индпошив в шоколаде. В любом случае мне интереснее присмотреться к бизнесу попроще, не требующему высочайшей квалификации специалистов и, главное, серьезных инвестиций. Этим требованиям удовлетворяет ремонт одежды.

"Тех, что специализируются на ремонте, можно поделить на несколько типов,— продолжает Данилина.— Люксовые ателье, работающие с дорогими вещами, ателье "фастфудного" типа в торговых центрах, предлагающие экспресс-услуги по укорачиванию только что купленных штанов, и дешевые ателье, которые располагаются обычно в подвалах или на первых этажах жилых домов". Огромный кусок пирога, размер которого никто не оценивал, "откусывают" надомные швеи вроде самой Марины Данилиной: они чаще всего занимаются и пошивом, и ремонтом. "Некоторые регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей, наиболее пробивные создают персональные сайты или блоги, стараются раскрутиться, чтобы потом открыть свое ателье по пошиву. Но у меня нет бизнес-амбиций. Клиентов мне вполне хватает благодаря сарафанному радио",— делится моя советчица. В связи с кризисом, отмечает она, возрос спрос на ремонт и переделку старых вещей: "Раньше в месяц у меня было пять заказов на пошив одежды и десять — на ремонт. В феврале был только один заказ на пошив и 18 — на ремонт. Буквально сегодня приходила моя старая клиентка, попросила заштопать джинсы. Жалуется, что на работе зарплату урезали, на обновки денег не хватает".

Услуги без бренда
Маркетинговые исследования подтверждают уверенность частной швеи в стабильности ремонтного рынка: по данным "РБК. Исследования рынков", в 2008 году рост объема услуг по ремонту одежды составил, как и в 2007-м, 10% в денежном выражении. В Московском регионе, утверждают исследователи, порядка 570 ателье по пошиву и ремонту одежды, больше всего их — 26% — находится в центре Москвы. По расчетам компании АМИКО, наиболее успешной выглядит концепция ателье, расположенного в торговом центре или местах с высокой проходимостью и в качестве перспективы развития имеющего создание сети ателье по ремонту и пошиву одежды под собственным брендом.

Оправданно ли вкладываться в раскрутку бренда на рынке, где и частники с сарафанным радио неплохо себя чувствуют? Тем более что у ремонтников-сетевиков редко бывает больше десятка точек. К примеру, в сети "Ваш размер" 13 точек (причем все находятся в торговых центрах), в "А-Айсберг" — 5, в "Службе ремонта одежды" — 3.

Одна из крупных сетей (целых 22 точки) привлекает меня предложением купить франшизу на открытие ателье под своим забавным названием — "Проворный ткачик". Звоню в петербургский головной офис под видом клиента. Руководитель отдела франчайзинга "Проворного ткачика" Инна Дубодел рассказывает мне, что единовременная плата при покупке франшизы составляет $8тыс., если возьму сразу три — $12,5 тыс. Будут и последующие выплаты: роялти, ежемесячное отчисление в пользу франчайзера в размере $180. "Роялти мы начинаем взимать только с четвертого месяца работы, когда ателье начинает выходить в плюс,— успокаивает меня менеджер.— При покупке франшизы вы приобретаете не только наш бренд, но все технологии по организации и ведению бизнеса. Мы поможем вам найти помещение, посоветуем, где лучше искать сотрудников, организуем обучение, проконсультируем по стандартам обслуживания".

Инна Дубодел отмечает, что у сети, работающей под единым брендом, есть преимущества: администраторы крупных торговых центров неохотно предоставляют площади одиночным ателье — к сетевикам они относятся куда лучше.

Звучит по-взрослому, даже слишком: заманчиво купить франшизу. Только цена ее сопоставима со стоимостью всего оборудования для ателье, которое франчайзер мне не подарит. "На момент открытия желательно, чтобы в ателье были подшивочная, скорняжная, трикотажная и две прямострочные машинки,— советует мне Тимур Орлов, директор по развитию компании "Мульти-мастер".— Еще нужны оверлок и парогенератор. Стоимость каждой машинки — $1-4 тыс.". Это расценки на современную профессиональную технику. Есть варианты и подешевле. Анна Зимова, которая уже в кризис рискнула открывать в Санкт-Петербурге сеть ателье "Пуговка", отмечает, что некоторые швеи предпочитают куда более простое и дешевое оборудование — даже машинки с педалями, стоимость которых составляет всего 6-8 тыс. руб. Кстати, неплохо еще оборудовать стойку ресепшн, а особый шик, причем вполне доступный (около 12 тыс. руб.),— манекен. В общем, все оборудование для ателье по ремонту одежды обойдется мне в 300-500 тыс. руб. А правы ли в "Проворном ткачике" насчет того, что к владельцам одной точки не особенно расположены торговые центры?

Редкие метры
В риэлтерских компаниях, занимающихся арендой коммерческой недвижимости, действительно без энтузиазма встречают желающего снять каморку для портного. В Blackwood занимаются помещениями от 60 кв. м, в United Realty Group — от 100 кв. м. Я попробовала позвонить напрямую в торговый центр "Атом" на Таганке, но и здесь меня ждала неудача: помещения меньше 50 кв. м в этом здании нет. А мне нужна комнатка 10-20 кв. м — не тот это бизнес, чтобы за что-то переплачивать.

У Инны Дубодел из "Проворного ткачика" есть рецепт на случай, если меньше 50 кв. м снять нельзя: приглашаем субарендаторов, создаем сервисный центр с ремонтом обуви или, скажем, фотоуслугами. Субарендаторы, понятно, отдельная головная боль. Можно самой ориентироваться не на чистый ремонт одежды, а, так сказать, мини-дом быта. По такому пути, например, идут в сети "Мульти-мастер": в ее пяти точках чинят также обувь, часы, очки и даже сотовые телефоны. На открытие "мультиремонта", по данным Тимура Орлова, требуется порядка 1 млн руб. Многопрофильные центры, соглашается Анна Зимова из "Пуговки", наверняка более рентабельны, с другой стороны — это существенное усложнение всех предпринимательских задач. "Нужно обладать очень большим опытом, чтобы отладить предоставление таких разноплановых услуг на одном пятачке",— убеждена Зимова. Пожалуй, я согласна.

"Где-нибудь в районе "Юго-Западной", в 10-15 минутах ходьбы от метро, вполне можно снять помещение под ателье, цена 1 кв. м в котором будет $300 в год — в месяц будет выходить всего 10-15 тыс. руб. Если проект вам удастся, мы поможем подыскать более солидное помещение в торговом центре,— говорит менеджер "Континент-недвижимости" Владимир.— Аренда помещения в торговом центре за пределами Третьего транспортного кольца будет стоить не менее $700 за 1 кв. м в год".

На "Московском сервере коммерческой недвижимости" мне удается найти свободное помещение (25 кв. м) в торговом центре "Рио" в районе станции метро "Академическая". Цена вопроса — $750 за 1 кв. м в год, это чуть больше $1,5 тыс. в месяц за все помещение, или более 50 тыс. руб. Риэлтер требует три суммы единовременно, договор со мной готовы заключить только сразу на год. Понимаю, что, пожалуй, стоит действительно начать с ателье в жилом доме — тем более что не только риэлтеры, но и мои советчики из швейного мира говорят, что это неплохой вариант для ремонтного ателье. На сайте агентства Penny Lane Realty вижу объявление о сдаче помещения площадью 68 кв. м на Симферопольском бульваре в жилом массиве всего за 19 тыс. руб. в месяц. Однако оказывается, что оно уже занято. Продолжаю искать. Замечаю объявление одного из своих знакомых в ЖЖ о сдаче 15-метровой комнаты в офисе, который находится на первом этаже жилого дома в районе "Бауманской". Цена вопроса — 18 тыс. руб. в месяц, платить надо сразу за два. Отличный вариант.

Хотя сейчас бурно развиваются многопрофильные ателье среднего класса при торговых центрах, маленькие недорогие ателье по ремонту одежды старого типа, располагающиеся в жилых домах, тоже не бедствуют. Я побывала в одном из таких частных ателье в районе Покровки, в Фурманном переулке. Оно принадлежит москвичке Елене Адриановой, выпускнице Московского государственного университета дизайна и технологии. Адрианова работает вдвоем с помощницей. В торговый центр не хочет переезжать по принципиальным соображениям: "Ателье в торговых центрах — это совсем другой формат работы. Там огромный поток клиентов, на один заказ должно уходить не более 20 минут. В нашем случае клиенты оставляют нам вещи на переделку и забирают только на следующий день. У нас много постоянных клиентов, с которыми приятно работать. Есть время попить чай и пообщаться с вами".

Елена Адрианова делится простыми секретами раскрутки. "Главное — это заметная вывеска со словом "ателье". Первые две недели можно клеить по району объявления о том, что вы открылись. Можно сделать специальные рекламные печати, они будут у людей перед глазами до тех пор, пока их не закрасят". И хотя в ателье старого типа не принято экспресс-обслуживание, можно, размышляет Адрианова, предложить его за отдельную плату.

Адрианова не чувствует какого-либо влияния кризиса: число клиентов не уменьшилось, но и не увеличилось. Сейчас к ней обращаются с заказами в среднем 13-15 человек в день. Самые распространенные просьбы — заштопать дырку или укоротить что-либо. Средняя стоимость заказа — 300 руб. По воскресеньям ателье не работает, на один месяц приходится в среднем 26 рабочих дней. Получается, месячная выручка — около 110 тыс. руб. Аренда 18-метровой комнаты во дворе жилого дома, по словам Адриановой, съедает примерно четверть выручки. "Нанять квалифицированного помощника можно за 15-20 тыс. руб. Следует заложить также некоторую сумму на закупку расходных материалов и ремонт оборудования — в моем случае это что-то вроде 10 тыс. руб. в месяц". Хотя владелица ателье и не раскрывает прибыли, она составляет никак не меньше 55 тыс. руб. в месяц. Получается, бизнес-модель ателье в многоквартирном доме подходит лишь тем, кто сам может и хочет работать швеей. Поскольку я швеей не являюсь, моя овчинка составила бы не более 25 тыс. руб. в месяц, то есть выделки бы не стоила.

У ателье в торговом центре другая экономика.

Что решают кадры
Предположим, что я все же сняла то помещение в торговом центре за 50 тыс. руб. в месяц. Еще столько же уйдет на зарплату двум сотрудникам. Стоимость срочной подгонки штанов в торговых центрах составляет в среднем 600 руб.— а это, говорят мои консультанты, самая востребованная услуга, ее можно взять за средний показатель. На такую работу у швеи, скорее всего, уйдет не более 30 минут, значит, за рабочий день она может выполнить 16 таких среднестатистических заказов, а выручка двух швей может составить до 19 тыс. руб. в день. Умножаем на 20 рабочих дней, получаем 380 тыс. руб. дохода минус расходная часть (80 тыс. руб.) — имеем чистую прибыль до 300 тыс. руб. в месяц. Теоретически, конечно: швея не работает как швейная машинка, без остановки. Подсчеты корректирует менеджер одной из столичных сетей ателье: хорошо, если швеи загружены половину рабочего времени. Месячную прибыль снижаем до 150 тыс. руб.

Руководитель новой петербургской сети "Пуговка" Анна Зимова по основному месту работы — директор и учредитель коммуникационного агентства "Антенна", и она уверена, что для создания собственного ателье вовсе не обязательно понимать в кройке и шитье. "Наша компания отличается от существовавших до этого в Питере ателье тем, что ее открыли люди, основной бизнес которых — рекламные и PR-услуги,— рассказывает Зимова.— Хотя в нашей сфере нет смысла делать общегородскую рекламную кампанию, наша наружная реклама и реклама в подъездах имеет отклик. Кроме того, мы проводим акции: предоставляем скидки на изготовление выпускных нарядов, 10-процентные скидки для пенсионеров".

В нехитром по идее бизнесе краеугольным камнем остается вопрос найма швеи. Я решила пойти самым простым путем — поискать швей на сайтах по трудоустройству. На Superjob.ru за последнюю неделю было опубликовано около 70 резюме портных и швей, ищущих работу в Москве. В анкете 36-летней портнихи с высшим образованием в графе "опыт работы" значатся бутики Bosco di Ciliegi, Kenzo, Hugo Boss, La Perla. Такой специалист претендует на вакансию с окладом не менее 40 тыс. руб. Женщины со средним специальным образованием и более скромным послужным списком просят за работу на полной ставке 20-30 тыс. руб. На сайте hh.ru при поиске швеи выпадает 23 актуальных резюме с аналогичными зарплатными ожиданиями.

"Сотрудник ателье должен сочетать в себе умение работать с клиентом и работать с одеждой,— объясняет Зимова.— В нашем деле качество работы определяет все. Если в кафе можно выехать за счет атмосферы или интерьера, то в ателье уже нет. На мастерах держится все. Нам пришлось проводить более сотни собеседований". "Квалифицированных мастеров очень мало,— подтверждает Тимур Орлов.— Мы ищем их по всем каналам: по объявлениям, по знакомым".

Нечестные работники могут всерьез попортить жизнь работодателю. "В случае контрольной закупки со стороны проверяющих органов вы можете надолго остаться без работы",— объясняет Зимова. Она убеждена: ни в коем случае нельзя брать людей без рекомендации и местной прописки.

"Швея, которой вы пообещали платить 25 тыс. руб. в месяц, может исчезнуть на третий день работы с клиентской норковой шубой за 500 тыс.,— предупреждает Зимова.— Или еще вариант: не выключит утюг, в результате чего возникнет пожар, а если швея неправильно устроена на работу, судиться будут с вами. Надо очень внимательно прописывать в трудовом договоре все моменты, касающиеся материальной ответственности сотрудника".

Один из важнейших моментов — контроль за сотрудниками, чтобы те не работали себе в карман. Ничто не мешает швее не пробить чек, поэтому большинство предпринимателей стараются брать на работу знакомых. Кроме того, помогает большое объявление над прилавком: "Если вам не пробили чек, вы получаете услугу бесплатно". Не самый рациональный вариант — посадить охранника, чтобы он наблюдал за швеями, или доверять системам видеонаблюдения.

В общем, схема, при которой ателье по ремонту где-то за полгода окупится и начнет приносить мне более 100 тыс. руб. чистыми, как мне кажется, возможна, только если бы я сама сидела в торговом центре, все контролировала, а иной раз что-то и шила. Дамам, у которых в школе с домоводством было лучше, чем у меня, и правда можно такое посоветовать.



КоммерсантЪ-Деньги
24.03.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов