Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Паника суслика

Юний Давыдов,
Генеральный директор
рекламного холдинга R&I GROUP

Мой одноклассник Костя по кличке Суслик стал большим человеком. Он и в 1985 был статусный пацан: из школы его забирал папин водитель на серой горкомовской «Волге». Костя всегда был хорошистом, но не отличником, всегда во всем участвовал, но не был лидером. Наоборот, он принципиально не имел своего мнения, всегда поступал так, как поступает большинство, но с легким запозданием. И, надо сказать, эта стратегия надежно работает.

Впрочем, у Кости есть одна тайная проблема, которую никаким супер-папой не решить. Нормальные девчонки Суслику никогда не давали. Почему? Читайте дальше – и все поймете.

Зато в бизнесе Суслик преуспел – банк, инвестфонд, драгметаллы и, наверняка, еще куча всякого добра в сундуках. Откуда? Ну, в начале, ясное дело, папа помог. Но потом сам, все сам.

«Он пунктуален, аккуратен и совершенно лишен азарта, никогда не рискует. Он не стремиться стать первым, но всегда второй!» – писал про Костю популярный журнал. Я бы добавил к этому, что у него патологически развит инстинкт самосохранения, поэтому Суслик всегда чувствует, когда начинает дуть ветер и мгновенно «ложиться на дно».

В 1991 (ГКЧП – паника – кризис) Суслик слил активы, свернул бизнес, свалил в Испанию.

В 1998 (инфляция – паника – кризис) Суслик слил активы, свернул бизнес, свалил в Испанию.

В 2008 (война – паника – кризис) Суслик слил, свернул, свалил.

Точнее, про 2008 год я точно не знаю, но готов спорить, что он наверняка в Испании.

Но не стоит завидовать Суслику! Дело в том, что он ведь не тусоваться туда едет – он там регулярно спасается бегством, хотя его никто не ловит. У человека каждый раз приступ паники, нервные срывы и проблемы с сердцем. И каждый раз он искренне заявляет приближенным: Все рухнуло! Этого кризиса мы уже точно не переживем!..

Ну, ясное дело, нормальные девчонки такому не дают.

Давайте посочувствуем Суслику! 

Простите, а при чем тут чей-то одноклассник Костя по кличке Суслик?! – спросит редактор журнала National Business, которому я обещал написать позитивную статью о том, почему компании в кризис не должны сокращать бюджеты на маркетинг.

Но проблема-то не в том, что компании сокращают бюджеты. Проблема гораздо глубже. Давайте задумаемся, ПОЧЕМУ они сокращают бюджеты?

Потому что так решил руководитель. А он с чего так решил?! Думаете, потому что сократилось производство? Или реклама подорожала? Или товар перестал продаваться? Или смежники перестали вовремя платить? Может, какой-то другой объективный фактор?

Я много общался с такими руководителями по всей стране. На самом деле бюджеты сокращают, ПОТОМУ ЧТО СТРАШНО. Ровно по этой же нелепой причине увольняют людей.

«Все сокращают, и я, как все». «Вот-вот грянет кризис, нужно готовиться». «Чтобы выжить, нужно срочно оптимизировать издержки». А многие не предпринимают вообще никаких действий, но начинают в самый ответственный момент пить запоем, потому что боятся, что бизнес рухнет. Естественно, после такого поведения руководителя он рушится сам собой.     

Но ведь причина и следствие тут явно перепутаны! Не устаю повторять - кризис в первую очередь в наших головах. Оказывается, этому депрессивному самогипнозу начальники подвержены похлеще, чем домохозяйки.

 

Костя-Суслик – это не только такой человек. Это еще и болезнь, которой мы все больны! Вот ее диагноз: отсутствие собственной позиции, нежелание «высовываться», стадное чувство, мгновенная подверженность панике, готовность чуть что юркнуть в норку и отсидеться: кто на 2 гектарах испанского побережья, а большинство на 5,5 кухонных метрах в хрущевке. Знаете такую популярную матерную поговорку: «Нас е..., а мы крепчаем»? Уверен, что знаете. Ее, безусловно, придумали те же суслики, чтобы оправдать свое пугливое существование. Но выясняется, что никто все эти годы не крепчал. Дунул сильный ветер, и все вдруг оказались такими слабыми, пугливыми и беззащитными!.. 

Мы, как стадо сусликов, вечно готовы шугануться, слинять и зашифроваться. И не дай Бог оказаться первым или последним – лучше уж где-то в серединке... Мы свято верим, что так безопаснее. Действительно, подстрелить или поймать суслика голыми руками невозможно. Суслик, сука, вертлявый! Да только так никто и не ловит, все гораздо проще – залить в норки воды или поджечь, а выходы закрыть сеткой. Суслики тут же в панике выскакивают и дружно попадают в сеть. Вот и все – можно снимать шкурки. Кстати, почти половина зверьков, попав в капкан, умирает от разрыва сердца. Задумайтесь – они САМИ, не дожидаясь развязки, массово умирают от страха!

Это все, конечно, не про сусликов. Это про людей. Сегодняшние сводки с «полей» уже просто какие-то... странные. Статистика самоубийств среди бизнесменов, действительно, жуткая.

Германия. Миллиардер А. Мерл. Бросился под поезд.

Англия. Миллионер К. Стивенс. Бросился под поезд.

Франция. Финансист Р. Вильяше. Вскрыл вены.

США. Глава риэлтерской компании С.Гуд. Вскрыл вены.

РФ, Москва. Владелец концерна по продаже авиабилетов В. Зубков. Застрелился.

РФ, Петербург. Учредитель аптечной сети А. Хромов. Застрелился.

РФ, Н. Новгород. Владелец сети магазинов С.Поляков. Повесился.

РФ, Екатеринбург. Владелец ресторанной сети А. Доронин. Повесился.

РФ. Петербург. Акционер фармацевтического холдинга В. Григориади. Выбросился из окна.

РФ, Омск. Биржевой брокер А. Солнцев. Выбросился из окна...

Так реагируют бизнесмены. Что и говорить об обычных людях! Всплеск суицида  в Новосибирске, Новокузнецке, Воронеже, Екатеринбурге, Каменске-Уральском…

Все это – в открытом доступе, информацию легко найти. Но об этом как-то не принято писать и говорить. Типа, ну что уж тут поделаешь – в кризисные времена всегда неизбежно куча самоубийств, но говорить об этом вслух – еще больше нагнетать. Лучше тихо переждать.

Но это ведь тоже – типичная позиция суслика! Обязательно нужно говорить. Не для того, чтобы в конец зашугать, а чтобы прекратить эту дикую моду – решать проблемы суицидом!

Давайте вздохнем поглубже. Давайте спокойно посмотрим в Прошлое, Будущее и Настоящее. А потом уже будем принимать решения о нашей жизни в целом и о сокращении бюджетов в частности.

Смотрим в Прошлое… Великая Депрессия в США.

7 января 2009 года на американском National Public Radio я с изумлением услышал потрясающее интервью с финансовым историком Джоном Стилом Гордоном. Речь шла о прошлом кризисе и массовых самоубийствах среди банкиров. Он заявил, что все это миф: во времена Великой депрессии количество самоубийств не только не было выше, но даже несколько ниже среднего. А масса историй о выбрасывающихся из окон банкирах – полна чушь, которая началась со слов Уинстона Черчилля. Он где-то написал, что якобы видел это своими глазами. Как утверждает Гордон, Черчилль был известен склонностью к преувеличениям, но история пошла гулять по газетам и журналам и прочно укоренилась в массовом сознании. Ее до сих пор цитируют вполне солидные авторы, не затрудняясь проверить, соответствует ли она действительности.

Так, получается, дурят нашего брата! Получается, все было вовсе не так смертельно!

Так может, и сегодня нет причин для паники?

Смотрим в Будущее. Спокойно, без эмоций, без Паники Суслика.

Ни один серьезный эксперт не говорит, что нынешний кризис приведет к закату современной цивилизации. Абсолютно все утверждают, что он пройдет и экономика восстановится. Разнится только в сроках. Прогнозы варьируются от осени 2009 г. до осени 2011 г. Значит, этот кризис продлиться от нескольких месяцев до 3 лет.

Ну и?! Кто-то всерьез боится не пережить эти три года?!

Экономика продолжает падение. Но если взглянуть на динамику, возникает логичный вопрос «А куда дальше падать-то?!» Очевидно, что большая часть падения уже произошла. Это значит, что дно близко. А что будет, когда мы его достигнем?

Возможно, будет просто медленный подъем, постепенное восстановление экономики, как после Великой Депрессии. Но ведь мы-то живем в эпоху высоких технологий, сверхбыстрых коммуникаций и стремительных скоростей. Поэтому высока вероятность того, что после достижения «дна» начнется самое настоящее «ралли», даже «супер-ралли»!

А теперь смотрим в Настоящее.

Просто посмотрите на ваш бизнес. Неужели не жалко его тупо «минимизировать»? Ведь скоро придется восстанавливать!

Смотрите-ка – в вашем бизнесе давным-давно работает неплохая команда. Да, безусловно, сейчас самое время выгнать к чертовой матери всех лоботрясов. Но исключительно для того, чтобы на их место немедленно взять профессиональных, сильных, надежных бойцов, которых сегодня, к счастью, совсем не проблема найти.

Смотрите – ваш бизнес все еще производит товар, который по-прежнему можно продать. Просто сегодня, действительно, надо уметь продавать! А это значит, что именно сейчас вам остро нужны настоящие, агрессивные, дорогие специалисты по рекламе, PR и маркетингу, а не какой-нибудь дальний родственник с зарплатой 800 у.е., которого неудобно выгнать.

Да, сегодня самое время «диверсифицировать». Но, конечно, не сокращать и обрезать все подряд, а наоборот – развивать новые направления. У вас ведь полгода назад были какие-то планы на развитие? В кризис эти планы реализовать на порядок дешевле! Ведь главное в любых планах – не покупка новых станков или технологий. Главное всегда – люди. Вам нужны новые, агрессивные, классные топ-менеджеры! Еще полгода назад вы не могли их себе позволить, но именно кризис дает вам эту сказочную возможность!

Кризис – время готовиться, но не к похоронам, а к будущему бурному рынку. У вас сегодня есть шанс стать лидером завтра.

Да, ваших ресурсов надолго не хватит, но ведь, согласитесь, они у вас по-прежнему есть! В лучшем случае этой осенью, а в худшем через три года падение остановится, начнется рост.

И когда он начнется, вы стартуете не из общей ж…, не из норки суслика, а с высоких позиций сильного бизнеса.

Опубликовано в журнале «National Business» 01.09
17.03.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов