Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Работа над ошибками

Почему в разгар кризиса компании начали активный набор сотрудников, хотя еще пару месяцев назад не менее активно их сокращали

Если верить статистике рекрутеров, кризис, считай, подошел к концу. Сразу несколько агентств в прошлом месяце обнаружили оживление на рынке найма персонала.

«В феврале мы впервые за последние четыре месяца зафиксировали положительную динамику», — радуется ведущий специалист «Империи кадров» Юлия Пискунова. По ее мнению, речь — о завершении массовых сокращений и возобновлении найма. По данным Pynes Group, в январе вакансии были открыты у 78% компаний. Причем 53% «активно набирали сотрудников». Статистика «Агентства Контакт» не такая впечатляющая, но в целом тоже позитивная. В нынешних январе-феврале количество вакансий оказалось всего на 14% меньше, чем годом раньше, хотя в сентябре-декабре 2008 г. спад по заявкам достиг 25%. Рынок оживает, радуется руководитель комплексных исследований агентства Екатерина Степанюк. Рекрутеры правы лишь отчасти.

ПЕРЕСТРАХОВАЛИСЬ

В конце прошлого года работодатели были в панике — не лучшее состояние для стратегических решений. «Одни избавлялись от неэффективных сотрудников, зато другие бились в истерике и выгоняли на улицу целые департаменты», — вспоминает руководитель департамента кадровой компании Antal International Наталья Куркчи.

Бывший управленец «ТНК-BP Менеджмент» вспоминает, как в ноябре от высшего руководства поступило указание провести сокращение. «Резали целыми отделами и подразделениями, — рассказывает он. — Все происходило вроде бы по трудовому законодательству: предупредили заранее, предложили уволиться по соглашению сторон, выплатили причитающееся и вдруг… кое-кого стали звать назад». Оказывается, из-за неумеренных увольнений даже в профильных блоках возник дефицит специалистов. По мнению экс-менеджера, злую шутку сыграла с кадровиками строгая дисциплина, свойственная крупным нефтяным компаниям: противоречащие друг другу приказы — сократить персонал и закрыть вакансии — пришлось выполнять практически одновременно. «Это выглядит неразумно, — говорит менеджер, — но, когда все торопятся выполнить указание начальства, уже не до тонкостей».

«Осенью 2008 г. руководство приняло решение об оптимизации затрат, в том числе — в качестве крайней меры — и оптимизации числа сотрудников непроизводственных подразделений корпоративного центра», — поясняет HR-служба «ТНК-BP Менеджмент». Хотя, как признавался «Ведомостям» источник в компании, по плану предполагалось сократить персонал на 15-20%. А в итоге опытные сотрудники, работавшие с основания компании, оказались за бортом.








«Тройка Диалог» действовала аккуратнее, но все равно переборщила. В ноябре компания объявила о сокращении как минимум 8% сотрудников. Но после первого шока, рассказывает директор управления по работе с персоналом «Тройки» Татьяна Тихонова, «пришло понимание: жизнь продолжается, и надо вести бизнес в новых условиях». Хотя прирост сейчас измеряется единицами, в январе в «Тройке» наняли вдвое больше новых сотрудников, чем в декабре. Режим экономии налагает свой отпечаток: теперь почти все позиции закрываются своими силами, без помощи агентств.

Когда увольнять надо срочно, уже не до церемоний. Бывший менеджер банка «Финсервис» рассказывает, что, когда в сентябре-октябре стали сокращаться программы потребительского кредитования («Финсервис» предоставлял их в магазинах «Седьмого континента», которому принадлежит 25,5% банка), была прежде всего устроена аттестация персонала. Многие узнали о ней за день-два. Причем, признается экс-менеджер, тем, от кого собрались избавиться, предлагали написать заявление «по собственному», обещая в случае отказа все равно уволить по результатам собеседования. В итоге 80% сотрудников, уверяет менеджер, оказались на улице без выходного пособия. Результат? На освободившиеся позиции нанимают новичков на неполную неделю со смешной для Москвы зарплатой 10 000 руб. Их предшественники получали по крайней мере впятеро больше, зато и квалификацию имели не в пример выше.

Начальник управления прямых продаж «Финсервиса» Роман Фетисов объясняет, что осенью действительно провели реструктуризацию и на треть сократили численность персонала. Но рассказ бывшего менеджера все равно называет субъективным. «Происходит естественная ротация персонала, которая требует дополнительного найма специалистов по банковским технологиям и менеджеров бэк-офиса», — говорит он.

Паническое поведение работодателей было предсказуемо, считает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. Просто компании испугались неопределенности и рубили сплеча. А теперь опомнились, и на кадровом рынке наметился отскок. История нынешнего кризиса уже знает достойные экранизации случаи, когда после массовых сокращений компании столь же массово возвращали сотрудников. В прошлом октябре переживавшая экономические трудности индийская авиакомпания Jet Airways рассталась с 1900 работниками, а менее чем через двое суток президент компании Нареш Гойял извинился за «травму, которую они переживали целых два дня» и объявил, что фирма возвращает всех уволенных. Гойял подчеркнул, что никто его к этому не принуждал. На рынке не поверили. Индийские авиаторы считают, что уволенных позвали назад после череды массовых демонстраций и беседы в министерстве гражданской авиации, которое незадолго до этого выделило местным авиакомпаниям помощь в размере 47 млрд рупий (около $1 млрд).

ОТЛОЖИЛИ

Офисные работники, отмечают в Pynes Group, пострадали от паники значительно меньше, нежели рынок труда в целом. Исследователей, опросивших в январе 98 компаний со штатом от 1000 до 4000 человек и оборотом в 2007 г. от $100 млн до $500 млн, удивило, что сокращения среди менеджеров составили в большинстве компаний всего 5-9%. При том что медианное снижение числа работников по всем специальностям, включая и рабочие, составило 15-19%. «Большинство компаний не собиралось принципиально снижать управленческие расходы за счет сокращения числа менеджеров, — делает вывод Екатерина Варга, руководитель проекта Pyndex (ежемесячный мониторинг антикризисных мер в управления персоналом, который с ноября ведет компания Pynes Group). — Видимо, они избавлялись от обходившихся слишком дорого “троечников”, а теперь пытаются нанять на эти места “отличников”». И это тоже ведет к увеличению — скорее всего, временному — спроса на некоторые профессии.

Осенью компании не только сокращали персонал, но и остановили набор на плановые вакансии, находит еще одно объяснение нынешней тенденции на рынке труда менеджер по персоналу Grant Thornton в России Людмила Гайдай. В январе-феврале спрос вернулся: стало ясно, что без этих специалистов фирмам не обойтись. Екатерина Варга тоже полагает, что часть прироста — реализация отложенного спроса. «До августа бизнес быстро рос, возникало ощущение нехватки рук и голов, у компаний были вакансии, которые давно планировалось закрыть, — объясняет она. — Будь все по-прежнему, их и заполнили бы, например, в октябре, но кризис смешал планы».

Крупнейшие рекрутинговые компании отмечают, что с начала этого года ситуация для менеджеров среднего звена и выше стала меняться. По подсчетам Екатерины Степанюк, руководителя департамента комплексных исследований «Агентства Контакт», только в Москве «золотая середина» менеджмента — это примерно 75 000 человек. За три прошлых года средний темп прироста кадрового рынка в этом сегменте составлял, по словам Степанюк, «поразительные 43%», причем вторая половина года всегда отличалась активизацией найма. Однако в сентябре-декабре прошлого года по сравнению с тем же периодом 2007 г. число заявок на персонал упало примерно на треть, так что сейчас рынок наверстывает упущенное.

ПЕРЕМАНИЛИ

Примерно треть нынешних заказов от банков — это замена уже работающих людей, утверждает Наталья Куркчи из Antal International. Понятно, что ее клиенты стараются особенно не афишировать такие поиски и нередко просят приватно познакомить их с кандидатом.

Пользуются возможностью нанять подходящих специалистов из других компаний и производственные фирмы. Взять Essen Production AG, татарстанскую компанию-производителя майонеза, продуктов быстрого приготовления и приправ (ТМ «Махеевъ», 17% российского рынка майонеза). Гендиректору Essen Леониду Барышеву начало года принесло приятный сюрприз. Он ожидал падения спроса на продукты питания и подумывал о сокращении персонала. Однако спрос даже вырос. Имелись бы собственные ресурсы или кредиты, можно было бы начинать экспансию, уверяет Барышев. При их отсутствии действовать гендиректору приходится очень осторожно, но штат он все-таки расширяет. Если в этом году наступление на рынок все же начнется, потребуются новые менеджеры. А пока Барышев пользуется влиянием кризиса на местный рынок рабочих профессий. Если раньше лучшие наладчики станков с ЧПУ доставались автомобилестроителям Sollers и ЕлАЗа, то теперь у них начался отток квалифицированных специалистов, а Essen их с удовольствием нанимает.

Собирается воспользоваться новыми кадровыми возможностями и Андрей Гуров, гендиректор и совладелец московской ГК «ИнфоЛинк», производящей макаронные изделия и контролирующей 80% импорта итальянских макарон. В прошлом году сокращения в компании были только плановыми, говорит Гуров. Например, на одном из предприятий ввели в строй новую, более легкую в обслуживании котельную, что привело к увольнению 12 операторов. А сейчас холдинг «наблюдает за рынком, ожидая появления адекватных специалистов с нормальными запросами». Ухудшения в своем сегменте Гуров не ждет. «Даже если люди перестанут покупать баловство вроде леденцов и сухариков, макароны будут предпоследним продуктом, от которого откажутся, — смеется он. — Последними будут хлеб и картошка».

А вот пример из совершенно другой сферы. Компания «Данфосс», производящая гидроприводы и тепловую автоматику, не избежала в ноябре сокращений: было уволено 7% персонала. Но прием менеджеров на несколько новых вакансий начался уже в декабре. Руководитель службы персонала Анна Каткова рассказывает, что избавлялись «не от людей, а от функций». Поскольку в нынешнем году не будет нескольких выставок, пришлось расстаться, например, с маркетологами. Зато при подборе специалиста SAP выяснилось, что зарплатные ожидания снизились, и это позволило нанять кандидата с более высокой квалификацией. Новые менеджеры появились в продажах. «Сейчас приходят кандидаты, в которых на прежнем месте вложили много денег, отправляя на заграничные стажировки», — рассказывает Каткова. Она удивляется, что в некоторых фирмах увольняют менеджеров «по процентам». «Неоправданно ставить задачу сократить 10 или 20% персонала, — считает она, — и, не глядя на показатели сотрудников, резать по живому».

СЭКОНОМИЛИ

Галина Спасенова курирует в «Агентстве Контакт» подбор персонала для строительства, недвижимости, пищевой промышленности и АПК. Она говорит, что ее клиенты «вышли из первого шока и задумались не только о прошлом, но и о будущем». По ее словам, в компаниях сектора недвижимости, которые не заморозили строительство, востребованы руководители проектов, директора по девелопменту. А консалтинговые компании, которые занимаются брокериджем, привлекают новых консультантов.

Вот только нанимают этих специалистов на меньшие, чем до кризиса, деньги, уточняет руководитель направления «Недвижимость, строительство, девелопмент» «Империи кадров» Марат Яфизов. Не упала зарплата лишь у всегда востребованных инженеров-конструкторов, проектировщиков, специалистов по внутренним и внешним сетям. И Спасенова, и Яфизов отмечают высокую потребность ряда компаний в риелторах. Кому они могут понадобиться, когда рынок недвижимости почти не работает?

Михаил Куликов, директор департамента вторичного рынка компании «Инком-Недвижимость» (занимает, по собственной оценке, 40% организованного риелторского рынка), потирает руки. Не прибегая к помощи рекрутеров, с начала года компания набрала 98 риелторов, а в этом месяце наймет еще больше. Недавно открыли два новых офиса в Москве, а существующие расширяют. Увеличение штата началось еще в декабре прошлого года: компания наняла на 35% больше риелторов, чем в декабре 2007 г.

Вот только в этом сегменте кадрового рынка набор персонала отнюдь не свидетельствует о больших инвестициях в штат. Вложений требует оборудование новых офисов, а риелтор получает процент от сделок, так что при их отсутствии работодателю тратиться не приходится. Фонд оплаты труда от прироста армии «продажников» не страдает.

Таков же принцип оплаты у страховых агентов. Новая стратегия развития на 2009-2011 гг. компании «Капитал Страхование жизни» выглядит впечатляюще. Руководитель дирекции по персоналу Анна Борисенко рассказывает, что в нынешнем году штат продавцов вырастет в 2,5 раза, а затем каждый год будет прирастать на 20% и увеличится в итоге почти вчетверо. За январь-февраль компания уже набрала около 100 человек во все филиалы (на 40% больше, чем за весь IV квартал прошлого года). Нанимать планируется не только продавцов, но и менеджеров по рекламе и PR, специалистов HR.

Нынешняя ситуация не обещает свеженанятым риелторам и страховщикам больших доходов. В этом смысле рынок сейчас больше всего благоприятствует тем, кто работает в фармацевтическом бизнесе. Замгендиректора по кадрам ГК «Биотэк» Татьяна Пташук признается, что за год численность компании выросла и превышает сейчас 2000 человек. Кризис не повлиял на уровень зарплат, уверяет Пташук, а грамотных специалистов готовы нанимать даже на 15% дороже, чем было в прошлом году.

В целом же Евгений Гонтмахер из Института экономики РАН советует не переоценивать масштабы «обратного потока» на рынке рекрутмента. До конца года, предсказывает он, «встречная волна пройдет по некоторым нишам, но сами ниши будут меняться — экономика большая и разнородная». Прогнозы правительства, что число безработных (по методике МОТ) в стране достигнет 8 млн человек, он называет оптимистическими и предсказывает, что может дойти и до 12 млн. «Пока прошла только первая волна, — уверен Гонтмахер. — Вторая только начинается».

Александр Левинский


Smart Money

11.03.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов