Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

И сайт, и сват

Индустрия онлайн-знакомств во всем мире переживает бурный рост, напрямую связанный, по мнению аналитиков, с экономическим кризисом. Пульс деловой жизни падает, и наконец-то есть возможность заняться жизнью личной. В любом случае поднять задавленный кризисом психологический тонус не помешает. В связи с этим особый интерес представляют сервисы, адресованные тем, кто ищет серьезных и долговременных отношений. За рубежом такие услуги весьма востребованы уже несколько лет, россияне же получили возможность воспользоваться ими недавно — аккурат с началом кризиса.

Пир во время чумы
В январе в Майами прошла очередная ежегодная конференция Internet Dating Executive Alliance (IDEA) — организации, которая объединяет руководителей крупнейших сайтов знакомств. Как и на любых других отраслевых конференциях последнего времени, главной темой был экономический кризис. Но в данном случае он признавался позитивным явлением. По сведениям Hitwise, в кризисном 2008 году трафик на сайтах знакомств вырос по сравнению с 2007 годом на 12%, а большинство игроков отрапортовали о росте выручки. Так, американский трафик сервиса знакомств Plentyoffish.com сейчас на 33% больше, чем в августе прошлого года. У одного из крупнейших операторов рынка Match.com в декабре 2008 года было на 22% больше платных подписчиков, чем в декабре 2007-го. А ведь услуги этого сервиса не самые дешевые — $35 за месяц подписки. Сервис онлайн-знакомств Zoosk.com был запущен всего год назад и уже имеет 16,5 млн пользователей. Российские сервисы онлайн-знакомств Mamba.ru и Loveplanet.ru также отмечают рост клиентуры и среднего времени, проводимого ею на сайте.

Аналитиков не удивляет то, что сервисы знакомств цветут сейчас пышным цветом. "Чтобы найти объяснение этому феномену, не надо обладать какими-то особыми знаниями,— пишет в февральском обзоре рынка онлайн-знакомств аналитик компании Bernstein Research Джеф Линдсей.— К сожалению, свободного времени у многих сейчас стало больше на 60-80 часов в неделю; к тому же люди чувствуют себя несчастными, а это практически идеальная ситуация для сервисов знакомств. И здесь больше всего выигрывают онлайн-сервисы, поскольку они дешевле".

Таким образом, индустрия знакомств имеет все шансы нарастить обороты в условиях кризиса. Согласно исследованию Forrester Research, по доходам эта отрасль занимает третье место в сфере продажи контента. По оборотам в прошлом году сервисы онлайн-знакомств уступили лишь продажам музыки и видеоигр через интернет, обогнав, к примеру, онлайновое порно.

Но знакомство знакомству рознь — кто-то хочет найти партнера на одну ночь, а кто-то ищет вторую половину на всю оставшуюся жизнь. Еще недавно дефицит времени оказывал сильнейшее давление на личную жизнь — многие ставили во главу угла деловую карьеру и стремились заменить серьезные отношения случайными связями, требующими гораздо меньше разного рода затрат, в том числе времени. Теперь же планы обустройства личной жизни у многих качественно изменились.

Не родись красивой, родись психологически совместимой
Популярные в России сервисы знакомств вроде Mamba.ru или Loveplanet.ru отлично подходят для поиска одноразовых партнеров. Однако для серьезных отношений требуется нечто большее, чем просто внешняя привлекательность, путем оценки которой и идет подбор партнеров на этих сайтах. До недавнего времени ресурсов, нацеленных на создание семьи, в России не было.

Отцом-основателем этой ниши можно считать американского психолога с 35-летним стажем Нила Кларка. Накопив богатый опыт в изучении психологической совместимости людей, живущих в браке, доктор Кларк решил создать онлайн-сервис под названием eHarmony.com. Сервис был запущен в августе 2000 года — в разгар кризиса доткомов. К тому времени американский рынок онлайн-знакомств считался вполне зрелым, при этом на нем доминировали два игрока — Match.com и Yahoo. Но ознакомившись с их возможностями в поиске партнера для серьезных отношений, Нил Кларк пришел к выводу, что с этой благородной задачей сайты справляются плохо.

Во-первых, поиск партнера в основном по внешней привлекательности, оцениваемой по фото, редко приводит к человеку, с которым можно связать жизнь. В семейных отношениях гораздо важнее психологическая совместимость и общность интересов, да и внешность имеет свойство со временем меняться. Во-вторых, на традиционных сайтах знакомств наблюдается некоторая дискриминация — 20% самых популярных пользователей получают 80% внимания. Эта группа — самые красивые девушки или те, которые не постеснялись выставиться в обнаженном или полуобнаженном виде, а также роковые на вид мужчины — получает львиную долю сообщений от других пользователей. Большинство посланий, само собой, остается без ответа, что, естественно, не делает счастливее тех, кто их пишет. В свою очередь, знатные адресаты тонут в этом потоке предложений — не могут решить, с кем стоит встретиться.

Главная проблема традиционных сервисов знакомств — клиенты с, так сказать, чистыми помыслами никак не отделяются от желающих найти партнера на ночь. В своей анкете вы, разумеется, можете указать, что ищете только серьезных отношений, но, как показывает в том числе практика отечественных сервисов знакомств, эта декларация редко когда останавливает любителей одноразовых контактов — они в любом случае попытаются "раскрутить на постель" подходящего потенциального партнера.

В итоге Нил Кларк открыл сервис, который навскидку мог счесть идиотским любой продвинутый интернетчик. Во-первых, внутрь сайта можно попасть лишь после 40-минутного процесса регистрации — заполнения подробнейшей анкеты. Каждый, кто интересуется бизнесом в интернете, знает, что даже короткая регистрация отпугивает значительное количество пользователей, поэтому введение столь пространной процедуры казалось чудовищной ошибкой. Во-вторых, даже зарегистрированные пользователи не могут просматривать полный список анкет других пользователей — eHarmony.com выдает лишь пару вариантов, которые, по мнению сервиса, подходят вам в плане психологической совместимости. А получить следующие анкеты можно лишь после того, как вы уделите достаточно внимания тем, кого вам предложили в первую очередь. И, в-третьих, подписка на услуги сервиса не только платная, но и гораздо дороже, чем у конкурентов: $50 в месяц против $20 в среднем по отрасли.

Однако, по мнению Ниссана Габая, который раньше работал аналитиком в венчурном фонде Sierra Ventures, а сейчас владеет интернет-компанией и ведет блог startup-review.com, именно эти решения предопределили успех eHarmony.com. Усложненный вход и относительно большая ежемесячная плата отсекают тех, кто не расположен к серьезным отношениям. Те же, кто расположен, считают их сообразными масштабу цели. А невозможность доступа ко всем анкетам и выдача вариантов маленькими порциями приводят к тому, что общение и внимание получают равномерно все клиенты — дискриминации никакой нет.

Суть сервиса такова. Партнеров пытаются стыковать исходя из совместимости психологических портретов, составленных по результатам заполнения анкет. Пользователю предоставляется порция анкет наиболее подходящих кандидатов, чтобы он пообщался и решил, стоит ли развивать отношения с кем-то из них. Новую порцию, как уже говорилось, можно получить через некоторое время — достаточное, чтобы убедиться, что взаимного интереса не возникло.

Первые полтора года жизни eHarmony.com испытывал сложности с привлечением клиентов — удалось собрать лишь 100 тыс. пользователей. Однако когда на семейные ток-шоу на телевидении и радио стали приходить счастливые супруги, нашедшие друг друга с помощью eHarmony.com, поток пользователей увеличился многократно. Кстати, с января по сентябрь 2008 года сервис потратил на рекламу более $93 млн.

Воодушевленные успехом eHarmony на игнорируемом ранее поле, лидеры в сфере онлайн-знакомств с середины 2000-х один за другим обзавелись похожими сервисами. В России же к этой практике всерьез обратились лишь в прошлом году.

Теперь и в России
Чуть больше полугода назад первый подобный проект реализовал самый крупный российский сервис онлайн-знакомств Mamba.ru. Точнее, первый русскоязычный игрок на этом рынке появился около двух лет назад — с проектом b2.ru, но сколько-нибудь заметной активностью в России не отличился. Компания, запустившая этот сервис, имеет аналогичные сайты в нескольких европейских странах и, очевидно, не считала наш рынок заслуживающим большого внимания. Mamba же игрок российский, и наш рынок для нее, конечно, приоритетный. Проект было решено развивать не в рамках "большой Mamba", а на отдельном домене monamour.ru.

Главный редактор bfm.ru Антон Носик считает, что появление у Mamba этого сервиса вполне логично: "Насколько я знаю, Mamba давно решила, что будет развивать более нишевые сервисы после достижения определенного уровня ее основным проектом. Видимо, запланированные показатели были достигнуты".

Фактически Mamba сделала сервис по образу и подобию eHarmony.com. Как и на американском сервисе, пользователь должен заполнить подробную анкету, по которой ему подбираются подходящие партнеры. Как и на eHarmony.com, пользователь не может просматривать полный список клиентов, а дозировано получает анкеты тех, кто ему подошел при сопоставлении психологических портретов. Даже бизнес-модель monamour.ru похожа на американскую — за услуги установлена ежемесячная плата в размере $5. Правда, чтобы зарегистрироваться, денег не нужно, но в этом случае пользователь сможет общаться с другим человеком лишь посредством придуманных сервисом стандартных вопросов и не сможет послать ему произвольное сообщение.

По словам гендиректора Mamba Андрея Бронецкого, monamour.ru пользуется популярностью — за первые полгода жизни на нем зарегистрировалось более 200 тыс. пользователей. Мужчин на сервисе чуть больше, чем женщин, средний возраст мужчин — 35-40 лет, женщины в среднем на пять лет моложе. Однако, по словам Бронецкого, у них достаточно пользователей, которые гораздо старше среднего возраста. Род занятий типичного клиента monamour.ru Андрей Бронецкий определяет так: "Офисный сотрудник среднего звена".

"По нашим исследованиям, такой сервис нужен примерно 1-1,5% интернет-пользователей,— говорит гендиректор Mamba.— При этом мы видим значительный интерес к сервису и среди русскоязычных пользователей интернета, живущих в дальнем зарубежье. Если Mamba популярна прежде всего в СНГ, то у monamour.ru вторая страна по количеству пользователей не Украина, а Германия". Таким образом, Mamba является очень успешным бизнесом — десятая часть ее пользователей (а охват у Mamba — примерно 10% интернет-аудитории России) ежемесячно вносят абонентскую плату.

Михаил Гуревич из компании "МедиаМир", который развивает конкурирующий с Mamba сервис знакомств Loveplanet.ru, считает, что это ниша интересная, но не в качестве основного поля деятельности. "Мы рассматриваем вариант партнерства с одной из компаний, у которой есть соответствующие технологии, отработанные в других странах",— говорит он.

По мнению Антона Носика, появления серьезных конкурентов monamour.ru следует ожидать позже: "Mamba, обладая гигантской базой пользователей, является первопроходцем. И для потенциальных конкурентов логично посмотреть, как у нее пойдет бизнес в этой нише, и начать туда внедряться, если он пойдет хорошо". В то, что время может быть упущено и monamour.ru станет непробиваемым монополистом, Носик не верит: "На этом рынке есть место для трех игроков, но Mamba будет ведущим. В то же время наблюдение за проектом monamour.ru позволит избежать ошибок и, соответственно, лишней траты денег".

Однако monamour.ru придется выдерживать конкуренцию со стороны не только естественных конкурентов с рынка онлайн-знакомств, но и рекомендательного сервиса Imhonet.ru, на первый взгляд далекого от темы. На этом ресурсе люди оценивают книги, фильмы, музыку, а система, накопив достаточное количество оцененных объектов, группирует пользователей с похожим вкусом и рекомендует те, например, книги, которые большинство единомышленников оценили высоко. В феврале Imhonet.ru запустил раздел "Умные знакомства", который сводит вместе людей, имеющих общие интересы, схожие пристрастия в литературе, кино и т. д. Другими словами, тех, у кого найдутся общие темы для беседы, что, по словам PR-директора Imhonet Елены Лебедевой, очень важно в долгосрочных отношениях, поскольку "не сексом единым жив человек".

"После запуска я зашла в новый раздел и запросила рекомендацию, с какими людьми мне стоило бы познакомиться,— рассказывает Елена Лебедева.— Для этого мне потребовалась пара кликов, поскольку у меня на Imhonet составлен пользовательский профиль — сервис знает о моих предпочтениях в литературе и кино и прочих интересах (люблю плавать, терпеть не могу аэробику и т. д.). Система выдала список на десятке листов, где в порядке убывания близости со мной значились самые разные люди. Первым в перечне кандидатов на перспективное знакомство стоял мой муж. В принципе неудивительно: 25 лет совместной жизни — за такой срок люди либо разбегаются, либо происходит диффузия всего — и душ, и вкуса".

По мнению Лебедевой, рекомендация, базирующаяся на общности вкусов, гораздо более точна, нежели подбор партнера на основе анкетных данных. Действительно, пользуясь относительной анонимностью интернета, человек может снабдить свой профиль не только чужой фотографией, но и заведомо ложными данными (на традиционных сайтах знакомств, бывает, встречаешь владельцев Bentley, живущих в Южном Бутове).

"Наш сервис выявляет людей, на которых стоит обратить внимание, лишь в порядке рекомендации,— говорит Лебедева.— А пользователь уже сам решает, знакомиться ли с этими людьми сразу или сначала присмотреться к ним. У нас выдать себя за того, кем не являешься, гораздо сложнее". Впрочем, по словам Андрея Бронецкого, monamour.ru тоже способен отслеживать недостоверно заполненные анкеты. Зато в отличие от monamour.ru "Умные знакомства" на Imhonet пока бесплатны.

Пока ни monamour.ru, появившийся чуть более полугода назад, ни "Умные знакомства", запущенные Imhonet в феврале, не могут похвастаться сокрушительным успехом. Впрочем, это не умаляет их перспектив, поскольку налаживание серьезных отношений требует соответствующего времени.

Как бы то ни было, в успехе онлайн-сервисов для серьезных знакомств вряд ли стоит сомневаться. Упомянутый eHarmony.com недавно провел исследование, как индекс Dow Jones влияет на активность пользователей ресурса. Обнаружилась однозначная закономерность: в те дни, когда американский DJIA (Dow Jones Industrial Average) падал глубже, чем на 100 пунктов, количество посетителей сайта и среднее время присутствия значительно увеличивались. Учитывая скорость нарастания кризисных явлений в российской экономике, можно прогнозировать, что времени и желания наладить правильную личную жизнь у россиян будет больше чем достаточно.

АРТУР ВЕЛЬФ



КоммерсантЪ-Деньги
03.03.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов