Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Антикризисный букет

На этой неделе мужчины традиционно озаботятся покупкой цветов для дам. Между тем многие нынешние продавцы живых цветов, возможно, доживают в этом бизнесе последние деньки — его тоже накрыл кризис. Некоторые эксперты полагают, что армия цветочных торговцев в течение лета может потерять до половины личного состава. Зато отечественный производитель цветов, работающий с рублем, получил в связи с кризисом победные перспективы — главное, чтобы электричество не кончилось.

Опора на ларек
Торговля цветами в нашей стране по-настоящему расцвела только в постперестроечное время. "Цветочный" портал florissimaltd.ru сообщает, что до тех пор цветочная монополия принадлежала государственному "Цветторгу", который вел точную статистику (сейчас таковая отсутствует — как и монополисты) по вверенному ему хозяйству. Например, известно, что советские граждане ежегодно раскупали более 800 млн срезанных цветов. "Срезка" в основном поставлялась из дружественных Болгарии и Польши, а вот букеты и композиции в рознице не были представлены вовсе — план можно было делать и на штучном товаре.

После распада СССР, в 90-е годы, стало ясно: чтобы продавать "срезку", не нужно быть искусным предпринимателем. Тематические ларьки и павильоны стали появляться повсеместно и в большом количестве. К началу 2000-х годов рынок наконец испытал некоторое насыщение. При этом цветочная розница, в отличие от продуктовой, которая развивается больше по сетевому принципу, до сих пор опирается на формат ларьков и киосков. По оценкам Discovery Research Group (DRG), сейчас они держат около 70% розничного рынка. Остальные 30% распределены между цветочными магазинами среднего класса (20%) и более пафосными цветочными салонами (10%). Впрочем, появляются и сетевые проекты, первой ласточкой здесь можно считать столичную компанию "Ирис", известную, в частности, тем, что многие ее торговые точки располагаются в бывших помещениях казино и игровых клубов. Развивается и интернет-сегмент. По словам исполнительного директора DRG Ильи Ломакина, это наименее рискованный формат торговли цветами, потому что инвестиции минимальные. Однако, говорит Ломакин, культура приобретения товаров и услуг через сеть у нас все еще низка, и доля этого сегмента в объеме цветочного рынка пока не превышает 1%.

Оборот российского цветочного рынка оценивают по-разному. В DRG, например, считают, что речь может идти примерно о $3 млрд, причем на долю столичного региона приходится около половины суммы. "При стабильном росте в 25% в течение последних нескольких лет в 2008 году объем рынка должен был составить $3,125 млрд",— полагает Илья Ломакин. В консалтинговой компании "Амико" между тем утверждают, что уже в 2007 году оборот цветочного рынка достигал $3,5-4 млрд. Разницу в оценках эксперты объясняют спецификой бизнеса, который всегда был очень закрытым (тут можно упомянуть, что большая часть цветочной продукции завозится по "серым" схемам).

"Кризисные явления начались в третьем квартале,— говорит Ломакин.— Вследствие сезонности рынок по итогам 2008 года не должен был сильно пострадать. Зато в этом году кризис скажется на рынке цветов по полной программе".

Цветущий импорт
Соотношение импортной и отечественной продукции на этом рынке выглядит как 9 к 1 и не меняется многие годы. Столь серьезный перекос в пользу зарубежной цветочной продукции имеет ряд причин, главной из которых игроки рынка считают суровый климат. Из-за него, сетуют производители, приходится тратить колоссальные средства на освещение и отопление теплиц. Кроме того, по данным DRG, недостаточное развитие отечественного производства связано с жестким требованием бесперебойных поставок электроэнергии.

Цветы завозят к нам в основном из Эквадора, Нидерландов, Колумбии, Кении, Израиля, Дании. К слову, далеко не все цветы, которые объявляются продавцами голландскими, имеют это происхождение. Нидерланды остаются одним из основных поставщиков цветочной продукции в Россию, это правда. Но дело в том, что большую часть товара оптовики закупают на самом крупном в мире цветочном аукционе — в городе Алсмейре, недалеко от Амстердама, нидерландской столицы. В самом начале ХХ века здесь появились два цветочных аукциона, в 60-е годы они были объединены. Здание аукциона попало в Книгу рекордов Гиннесса как самое крупное коммерческое здание в мире — почти 1 млн метров площади. Именно здесь определяются мировые цены на "срезку" и горшечные растения. Через этот аукцион проходит более половины цветов, продаваемых по всему свету. И происхождение у них не только местное: цветы поступают из Кении, Зимбабве, Израиля и многих других стран мира. Тем не менее прошедшие через алсмейрский аукцион цветы называют голландскими.

Ежегодно в нашу страну прибывает свыше 20 тонн срезанных цветов, однако до покупателя они доходят в крайне преклонном возрасте. Впрочем, в праздничные дни (14 и 23 февраля, 8 марта, 1 сентября, Новый год), которые обеспечивают около 30% годовых продаж, хорошо расходится даже не очень ликвидный товар. Лето, по словам Ильи Ломакина, самый тяжелый период для цветочников: время отпусков, вдобавок на рынке появляется множество местных цветов, которые наши граждане традиционно выращивают на своих загородных участках. Парировать спад интереса к цветам бизнесменам помогают свадьбы, которые многие предпочитают играть летом и в начале осени.

Как уверяют специалисты подмосковного Ульяновского совхоза декоративного садоводства, проблема транспортировки и сохранности цветов в мировой практике сейчас вышла на первый план, оттеснив даже производство. Эксперты говорят, что десятая часть всех тематических публикаций посвящена вопросам селекции, а транспортировке и хранению (роз, в частности) — до 40%. Естественно, продлить срок жизни срезанных цветов помогает химия. Например, используются сложные неорганические соединения — квасцы (применяются также в медицине, текстильном и пекарском деле). Под воздействием квасцов цветок, по сути, консервируется.

По словам Эли Дикко, совладельца компании, занимающейся оптовыми поставками цветов из Латинской Америки, обычный путь эквадорского цветка (58% импортных роз, по данным компании "Амико", родом как раз из Эквадора) к конечному покупателю выглядит так. Если цветок срезали с грядки в понедельник, то во вторник его грузят в самолет до Амстердама. Оттуда он едет до Москвы уже на фуре, и в нашей столице, учитывая также время, проведенное на таможне, цветок будет в субботу. Таким образом, дорога занимает шесть-семь дней, этап продажи добавляет еще пару дней — в итоге получается девять. Понятно, что несмотря на всю химию, цветок не будет свежим в той степени, какой хотелось бы покупателю.

В этом преимущество российской продукции — в схеме ее поставки конечному потребителю нет недельной логистики, требующейся зарубежному товару.

Цветы как наркотик
Несмотря на сулящую рентабельность близость потребителя, в России, по данным Минсельхоза, наблюдается острая нехватка профильных тепличных хозяйств. Общие площади теплиц в стране сократились почти в два раза по сравнению с 1990 годом — примерно до 2 тыс. га. Для сравнения: в Польше рабочая площадь тепличных хозяйств составляет 6,3 тыс. га, в Голландии — 10 тыс., в Турции — 41 тыс., а в Китае — 1,7 млн га. В прошлом году теперь уже экс-министр сельского хозяйства Алексей Гордеев (отправился руководить Воронежской областью), заявил, что для избавления от импорта тепличной продукции нам надо построить 200 тыс. га теплиц.

Эксперты отмечают, что причины не лучшего состояния отечественной цветочной отрасли во многом кроются в тяжелых условиях, в которых трудятся наши цветоводы, а также в аграрной политике государства. Если взять Голландию, то там вся отрасль вовсю пользуется государственными субсидиями, утверждает Эли Дикко. "В Эквадоре то же самое, а в Колумбии правительство субсидирует поставку цветов до Голландии. В странах-поставщиках цветы — это большая доходная часть бюджета, и занято в этой сфере много людей,— продолжает он.— В России трудно конкурировать с зарубежными производителями. Чтобы вырастить цветок здесь, необходимы огромные затраты при таком климате".

Однако по наблюдениям аналитиков, одна из главных тенденций последних лет — увеличение непрофильных вложений в строительство теплиц, выращивание и продажу цветов. Так, совладелец розничной сети "Магнит" Алексей Богачев инвестировал около $15 млн в розарий под Краснодаром. Осенью стало известно, что совладельцы холдинга "Балтимор" Алексей Антипов, Милада Гудкова и предприниматель Алексей Шмаргуненко намерены вложить €53 млн в тепличный комплекс в Волховском районе Ленинградской области, где на 12 га будут выращивать 27 млн роз в год. "В Нижегородской области топливный трейдер "Чемпион" и транспортная компания "Нижегородский экспресс" получили земельные участки для строительства оранжерей",— сообщает Илья Ломакин. И это далеко не все примеры.

По словам коммерческого директора Ульяновского совхоза декоративного садоводства Станислава Бурейко, непрофильных инвесторов привлекает упрощенная схема налогообложения, действующая в сельском хозяйстве: единый налог в 6% от суммы доходов за вычетом расходов. Не последнюю роль сыграло и большое внимание СМИ, которое они в последние годы уделяют цветочному бизнесу, правда, внимание это не всегда верно обосновано. "Несколько лет назад многие издания сравнивали цветочный бизнес с наркотиками по доходности,— объясняет Бурейко.— Журналисты брали цены аукциона, но не принимали в расчет дорогу, таможню, оптовую составляющую и сразу приводили розничную наценку. Отсюда получалась огромная прибыльность. Но это не правильно. Самая большая наценка действительно розничная, 100%, но там очень маленькие обороты — у одной палатки 3-5 тыс. рублей в день. А месячная аренда —30-40 тыс. рублей. Но если подсчитать все расходы, не принимая в расчет праздники с их накрутками,— там не бог весть какие деньги, рентабельность — 5-7%".

Цена на цветок в рознице имеет много составляющих, в том числе неявных. К примеру, по словам Эли Дикко, большую роль играет известность плантации, ее раскрученность. В частности, в связи с этим цена цветка на грядке в Эквадоре может колебаться от 45 до 80 центов. "Приходит владелец магазина или сети в оптовую фирму и говорит: мне нужна роза сорта "ангажемент" с плантации "Три кита". Ему отвечают: можем вам предложить аналогичную продукцию. Но тот отказывается — мол, нужна роза только с "Трех китов". На самом деле, доходит до смешного: цветы могут переложить из одной коробки в другую, и человек не заметит разницы, потому что ее просто нет",— рассказывает Дикко.

Допустим, цветок на плантации стоит 50 центов, продолжает излагать предприниматель. Дальше плюсуются расходы на дорогу и растаможку — от 60 центов, в худшем случае до 80. Они зависят от тарифов авиакомпании, от сезона, потому что, когда на носу праздник, в авиакомпаниях это тоже понимают и повышают тарифы, объясняет Эли Дикко. Так же поступает таможня: накануне праздников выходит ведомственный приказ об увеличении таможенных платежей на определенный период. Таким образом, то, что стоило 50 центов на грядке, в России тянет на $1,2.

Рассказывает Ольга Макашова, совладелец компании Flower Seasons (салонная розничная торговля цветами): "Если у точки хорошая проходимость, можно, конечно, иметь неплохие обороты, но это тяжелый труд. Те, кто хочет открыть свой магазин, должны это понимать. Некоторые полагают, что это не так уж сложно —купил тюльпан по 25 рублей, продал за 60. Но в эту, казалось бы, большую разницу входят все наши затраты: аренда, зарплаты работникам, ведение бухгалтерии, доставка цветов".

Кроме того, сетует Ольга Макашова, конкуренция очень жесткая на всех этапах, начиная от плантаций и кончая розничными палатками, и сейчас рынок сжимается. Последние три месяца рентабельность на выходе после всех вычетов — всего 5-7% (такие же цифры приводит Станислав Бурейко). "Олигархом на цветах не стать",— вторит Макашовой Эли Дикко.

Построить современную теплицу в 1 га, по словам Бурейко, стоит $1,5 млн. Причем расходы на обогрев и освещение теплиц в России сильно превышают голландские при сопоставимых ценах на энергоносители. "Это далеко не наркотики,— замечает Станислав Бурейко.— Но люди начитались публикаций и, имея свободные средства, кинулись в цветочное производство". Однако в условиях кризиса многих граждан, решивших, что оранжереи и теплицы — выгодный объект вложений, ждет горькое разочарование.

Лето истины
Цветочный рынок, по общему мнению его игроков,— один из тех, что пострадали от кризиса в наибольшей степени. Подавляющее большинство цветов в нашей рознице — импортные. Оптовые поставщики, как сообщают цветочные торговцы, вынуждены повышать цены на 10-30%.

"Цветок, транспорт плюс часть таможенных платежей считаются в долларах, поэтому рост курса американской валюты очень сильно влияет на бизнес,— говорит Эли Дикко.— К примеру, нам пришлось с октября отказаться от некоторых позиций ассортимента, потому что наши клиенты, мелкие оптовики, отказались их закупать. Объем продаж с сентября, без учета непоказательных в этом плане праздников, упал более чем на 40%".

Как рассказала "Деньгам" Ольга Макашова, еще одна проблема, связанная с нестабильностью валютного курса, заключается в том, что оптовики перестали сообщать фиксированные цены на продукцию: "Известные оптовые цветочные фирмы (те, с которыми мы работаем) придерживаются следующей политики: мы вам можем назвать лишь приблизительные цены на цветы, говорят они. На днях мы общались с представителями крупной цветочной компании, и нам был предложен прайс на цветы, датируемый 14 февраля. Ситуация же с ценами на 8 марта неизвестна. Вопрос об оплате тоже решается по-другому. Мы должны выплатить приблизительную стоимость цветов, и если они в итоге будут стоить дешевле, то разницу мы доберем любыми аксессуарами или теми же цветами. Это не очень интересно для нас как покупателя".

Участники рынка с сожалением прогнозируют, что после Международного женского дня многим цветочным предприятиям, от индивидуальных предпринимателей и цветочных салонов до выращивающих цветы агрофирм, придется закрыться. "Цветочный бизнес — это во многом бизнес ПБОЮЛов, частных предпринимателей, а аренда у них достаточно высокая. До 8 марта они вряд ли бросили бы свои палатки и павильоны — надеются заработать,— рассуждает Станислав Бурейко.— Зато после многие наверняка закроются. Ведь раньше они закупали импортную продукцию по гораздо меньшим ценам, а в рознице на сегодня цены не поднялись".

Как отмечает совладелец ГК "Белая Дача" Виктор Семенов, нынешняя ситуация с кризисом вынуждает сельхозпредприятия притормаживать действующие проекты и откладывать старт новых. "Это обидно, так как многие хозяйства успели набрать темп. Но на дальнейшее развитие сложно получить новые кредиты,— пишет Семенов на сайте компании.— На эту ситуацию накладывается другая беда. В этом году аграрии получили хороший урожай, но вместо радости он принес большие проблемы. Из-за того, что спрос не обеспечен, падает цена на товар... Можно ожидать массового банкротства агропредприятий".

С Семеновым соглашается Эли Дикко: "По инерции праздник пройдет, но потом многие обанкротятся. Из оптовиков останутся либо крупные компании, либо очень мелкие. Все, конечно, будет зависеть от общей экономической конъюнктуры, но обстановка очень сложная, ведь цветы — это не продукт первой необходимости, и люди постепенно от них отказываются. Так или иначе, у нас потребление цветов меньше на душу населения, чем в Бельгии. Если сравнить Россию и Бельгию по территории и численности населения — несопоставимые величины. Но все-таки зарплаты у нас не настолько высокие, чтобы приблизиться по потреблению цветов к бельгийцам".

"Мы, действительно, не имеем возможности поднять цены на столько же, на сколько и оптовики, поэтому стараемся плавно подготовить наших клиентов к новым ценникам,— делится Ольга Макашова.— В октябре мы вели переговоры об открытии нового места в одном бизнес-центре, но в связи с непростой ситуацией в России и мире у нас резко упал уровень продаж, примерно в два раза. Мы поняли, что с открытием нового салона необходимо повременить".

Эли Дикко говорит, что в последнее время коллеги часто его спрашивают, начнут ли теперь разоряться плантации. "Сейчас идет игра на понижение цен. Если раньше нам указывали фиксированные цены, то сейчас мы говорим, что возьмем на 10 центов дешевле",— рассказывает он. По данным эквадорской ассоциации производителей цветов, на День святого Валентина плантациям удалось выполнить план продаж цветочной продукции лишь на 70%. "Я не могу прогнозировать, как это отразится на их жизнестойкости, но кое-кто из них не выдержит,— продолжает Дикко.— Всюду уменьшились поставки, Европа и Россия снизили объемы закупок. А там же большое количество людей работает, у владельцев плантаций есть социальные обязательства. Возможно, из-за кризиса будет спад производства, и цены вместо падения начнут расти из-за дефицита продукции".

В то время как цветочные торговцы стонут от роста цен на импортный товар, отечественные производители потирают руки. "Откровенно говоря, кризис повлиял на наш бизнес неплохо, потому что мы являемся российским производителем и прибыль считаем в отечественной валюте,— рассказывает Станислав Бурейко.— Евро вырос, соответственно, в рублях жить нам стало несколько лучше. Так что в условиях кризиса более выгодным и прибыльным делом будет выращивание цветов здесь, в России, чем закупать цветы за рубежом. Я думаю, любой российский производитель в кризис чувствует себя лучше, если только, конечно, он не занимался заработком в основном на кредитах, а работал на свои".

По всему получается, что привычный летний спад в этом году обещает стать для цветочников драматическим бизнес-этапом. Многие предприниматели свернут дело, за чем наверняка последует глобальный передел этого высококонкурентного рынка: похоже, "под раздачу" попадут все — и плантации с агрофирмами, и салоны, и ларьки с киосками.

РОМАН РОЖКОВ



КоммерсантЪ-Деньги
02.03.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов