Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Съеденный планктон

Снижение зарплат и увольнения приведут к полному уничтожению среднего класса

«Резать» или увольнять? Примерно половина всех российских компаний уже либо понизили зарплату своим работникам, либо провели сокращения штатов. Но главный удар по рынку труда придется на лето. Именно во втором полугодии финансовый кризис дойдет до реального сектора.

 Советника президента по связям с общественностью одной из частных российских инвестиционных групп накануне корпоративной новогодней вечеринки вызвали к руководству. О чем пойдет речь, он догадывался. Дела компании, работающей в сфере промышленности, транспорта и строительства, в последние месяцы шли не очень. Пару месяцев назад он лишился трех подчиненных, поэтому к уменьшению зарплаты был вроде подготовлен. Но не в два раза, как ему объявили в отделе кадров. Для него это был шок. Но лучше иметь что-то, чем остаться сегодня без работы совсем. Количество вакансий в последние месяцы сократилось в разы, а предлагаемый оклад – на 30 – 50%.

Российский наемный работник встретил мировой финансовый кризис практически беззащитным. В стране не развито профсоюзное движение, нет политических партий, которые могли бы на выборах воспользоваться «недовольством пролетариата», трудовое законодательство соблюдается через раз. Суды в спорах часто встают на сторону работников, но сами уволенные прибегают к такой защите сравнительно редко.

Конечно, нет худа без добра. Именно благодаря отсутствию жестких правил на рынке труда отечественные компании могут быстро адаптироваться к условиям экономического спада. Но адаптация происходит за счет персонала.

Самое главное, что перемены произошли внезапно. Вплоть до середины осени российские фирмы продолжали ту же самую политику, которую они вели в последние 10 лет – охотились за кадрами, повышали «жалованья». По данным исследования Avanta Personnel (проводилось среди 230 компаний в 9 городах страны), в целом в течение 2008 года более 90% предприятий пересматривали заработную плату своих сотрудников. «Общая величина повышения заработных плат в течение 2008 года в среднем составляла 12%, то есть работодатели добросовестно компенсировали работникам инфляцию», – говорит Михаэль Гермерсхаузен, заместитель директора кадровой компании Antal Russia.

Еще в октябре предприниматели планировали увеличивать заработные платы своим сотрудникам и в 2009 году, средняя величина пересмотра составляла 12%, причем более 70% участников намеревались провести повышение в первой половине года.

И вот в течение октября – декабря произошла почти мгновенная революция в умах, когда все – и рабочие, и топ-менеджеры, и собственники бизнеса – поняли, что жить по-прежнему невозможно. По результатам экспресс-исследования, проведенного центром аналитических исследований «АНКОР» в ноябре 2008 года, из 370 опрошенных компаний только 18% планировали уменьшить размер жалованья. Но процесс развивался стремительно: опрос 5200 человек в 13 городах, проведенный Profi Online Research в январе этого года, показал, что сокращение зарплат было проведено уже примерно в половине организаций. 

Таким образом, где-то между октябрем и декабрем рынок труда буквально «стукнулся» о невидимые препятствия, и тысячи российских организаций в течение двух месяцев пересмотрели свою политику в сфере найма и вознаграждения. Самое интересное, что и люди поняли: их былые амбиции ничего не стоили. По данным опроса Profi Online Research, 46% офисных работников уже готовы работать за меньшие деньги, а 27% согласны на понижение в должности.

Чего и сколько

Существуют два основных способа экономии на оплате труда, или, как сейчас стыдливо говорят, «оптимизации затрат на персонал». Российские организации разделились на два больших лагеря: одни предпочитают «резать деньги», но сохранять численность работников, другие фиксируют уровень зарплат, но проводят увольнения. Как считает старший вице-президент, директор департамента персонала и корпоративного развития банка «ВТБ-24» Надежда Филиппова, увольнения предпочитают более прозрачные компании, склонные к соблюдению трудового и налогового законодательства, поскольку понизить зарплаты с соблюдением всех тонкостей довольно трудно.

Это мнение косвенно подтверждают данные опросов. Так, опрос, проведенный Profi Online Research среди работодателей в 13 городах, показывает, что сокращение персонала к январю отмечалось в 30% организаций, а уменьшение оплаты труда – в 44% (многие использовали одновременно оба метода). Однако совсем другие цифры мы видим в исследовании Pynes Group, опросившей 84 ведущие российские компании, в большинстве контролируемых иностранцами. Здесь соотношение обратное: 29% фирм расстаются с сотрудниками, в то время как лишь 7% снижают заработную плату. Таким образом, в крупных публичных структурах, а также в иностранных корпорациях предпочитают увольнения, между тем как в средних компаниях в регионах чаще прибегают к минимизации зарплат. В целом различным «репрессиям» подвергается персонал в 40 – 50% всех организаций и предприятий.

Что касается общих объемов снижения зарплаты, то Росстат отмечает, что реальная (с учетом инфляции) заработная плата в декабре 2008 года была на 4,6% меньше, чем годом ранее. Впрочем, Росстат не может учитывать ни денег «в конвертах», ни соцпакетов. Что касается сокращения доходов за несколько кризисных месяцев, то экспертные оценки колеблются в диапазоне от 15 до 30%. «Согласно нашей статистике, зарплаты упали в среднем на 15 – 20%, таким образом, они вернулись на уровень 2007 года, – сообщает управляющий директор хедхантинговой компании Cornerstone Сергей Ражев. – Из-за нестабильной ситуации на валютном рынке многие фирмы отменяют привязку заработной платы сотрудников к определенной валюте, устанавливая единый курс на весь 2009 год».

«В основном уменьшение заработных плат было достигнуто путем снижения и полной отмены бонусов», – отмечает Наталья Данина, директор центра аналитических исследований «АНКОР». По данным январского опроса работодателей Profi Online Research, соцпакет урезали в 36% организаций.

«Если говорить о пересмотре, а зачастую и отмене бонусной и премиальной части заработной платы, которая составляет от 10 до 80%, плюс отмене оплаты проезда, мобильной связи, обедов, медицинской страховки, спортивных клубов, то правомерно будет говорить лишь о том, что сокращение оказалось значительным, – осторожно замечает руководитель направления холдинга «Империя кадров» Марина Леонова. – Но порядок цифр сокращения крайне индивидуален, и «на выходе» цифры под одну гребенку не причешешь».

Главные пострадавшие

Разумеется, всех интересует, кто именно больше всех страдает от «оптимизации». На этот вопрос существует три ответа.

Во-первых, в ауте банковский и финансовый сектор, поскольку именно здесь отмечается эпицентр кризиса.

Во-вторых, испытывают трудности сегменты, которым в последние несколько лет жилось лучше всех – ТЭК и недвижимость. Именно потому, что эти отрасли набирали персонал в расчете на дальнейший рост цен (соответственно на нефть и недвижимость), сейчас они, когда цены обвалились, переживают новую эпоху особенно болезненно.

Наконец, в числе «потерпевших» – компании, занимающиеся обслуживанием бизнеса, от их услуг  отказываются в первую очередь. «Традиционно тяжело переживают кризис фирмы, оказывающие профессиональные услуги – маркетинговые, юридические, консалтинговые», – отмечает Наталья Данина (АНКОР).

Что касается отдельных позиций, то здесь кадровые эксперты говорят в один голос: легче перечислить те специальности, которые кризис не затронет. При любых условиях спать спокойно могут носители редких профессий и уникальных квалификаций. Не пострадает сфера IT, поскольку именно с помощью средств автоматизации компании будут пытаться компенсировать увольнения. В почете окажутся антикризисные менеджеры. Все остальные – в зоне риска. «Если говорить о снижении заработной платы, то от этого явления не застрахована ни одна категория сотрудников, – отмечает генеральный директор группы компаний Nordmarine Евгений Кочман. – Снижение начинается с верхушки менеджмента и идет далее вниз».

При этом мнения экспертов расходятся по вопросу о том, находятся ли в зоне риска специалисты, которых называют «сейлзы», то есть менеджеры по продажам и продвижению продукции. Так, Евгений Кочман полагает, что сейчас их будут поощрять, поскольку активность влияет на доход предприятия.

Однако Сергей Ражев (Cornerstone) резонно считает, что в условиях нестабильности и стагнации рынка не могут не пострадать сотрудники, чьи доходы складываются из процентов от реализации товаров или услуг.

Впрочем, ситуация в каждой отрасли специфична и требует отдельного разговора.

Банки: психологический кризис

Финансовый сектор – это та часть экономики, где кризис чувствуется сильнее всего и где он проявляется наиболее болезненно, если учитывать, каким сравнительно высоким социальным статусом  обладают финансовые работники. «Еще полгода назад престижная банковская отрасль, в которую стремились специалисты из смежных рынков, превратилась в нестабильную для соискателей», – констатирует Сергей Ражев (Cornerstone).

Хотя большинство банков еще пытается сохранить доходы сотрудников, появляющиеся на рынке вакансии сулят кандидатам гораздо меньшее жалованье, чем раньше. По экспертным оценкам, уровень снижения зарплат в банковской сфере выше, чем в среднем по рынку.

Как отмечает Марина Леонова («Империя кадров»), в выигрышной ситуации окажутся только работники Центробанка: их доходы по сравнению с 2009 годом вырастут на 16% и составят 70 000 – 75 000 руб. Что касается остального банковского сектора, то в нем «прибыль» большинства сотрудников снизилась на 30 – 50%. Произошло это за счет бонусов и премиальных. Альбина Юнусова, старший консультант рекрутинговой компании Antal Russia, также считает, что в банковском сегменте фиксированные зарплаты уменьшаются в среднем на 40%.

Старший вице-президент ВТБ-24 Надежда Филиппова сообщает, что понижение зарплат в ее банке достигнет в различных подразделениях уровня 7 – 10%. Однако, по ее сведениям, в некоторых банках эта цифра доходит до 20%, что, по мнению специалиста, не может не привести к сокращению выполняемых аппаратом банка функций.

Важно не только падение доходов, но и резкое изменение отношения людей к ситуации: работники утратили уверенность в себе и больше не чувствуют себя способными диктовать условия работодателям.

«Финансовый контролер, финансовый аналитик и бухгалтер – это основные позиции, которые востребованы рынком. Раньше мы оценивали среднего финансового контролера в 120 000 – 150 000 руб. в месяц, а потом вели переговоры с кандидатом и работодателем, и зарплаты могли быть увеличены, – рассказывает Ирина Калкина, ведущий консультант компании Antal Russia. – Сейчас, если компания устанавливает верхнюю планку, уже не может быть и речи о переговорах. Компания не готова теперь платить больше максимума, который она определяет. Бюджет уже не пересматривается. Сейчас появились заявки от клиентов, которые просят найти кредитного контролера на 60 000 руб. в месяц. Раньше на рынке просто не было людей, согласных на такую зарплату. Но мы обзвонили наших кандидатов и поняли, что те, кто раньше хотел 80 000 – 90 000 руб., готовы идти и общаться с работодателем. Кто сейчас оказался без работы, пойдет куда угодно. Существует тенденция сокращения зарплат, и если средние показатели остались примерно на том же уровне, то компании теперь идут от этих цифр на понижение, а не на повышение, как раньше. Если у HR-менеджера есть бюджет в 120 000 руб. в месяц, то резюме с ожиданиями 130 000 руб. он смотреть не будет, даже если это хороший человек».

«Резюмируя, можно сказать, что рынок труда и заработных плат изменился и больше не является «кандидатским», когда соискатели могли выбирать и в полной мере удовлетворять свои финансовые ожидания», – отмечает руководитель отдела подбора специалистов и менеджеров компании «АНКОР Банки, финансовые услуги» Ольга Авраменко.

Возможно, некоторым утешением для банковских работников может служить тот факт, что их начальство страдает от кризиса еще сильнее, чем рядовой состав.

«Текущая рыночная ситуация особенно остро сказалась на топ-менеджерах, значительная часть доходов которых была переменной. В конце прошлого года заявления об отказе от бонусов или же даже о возвращении их стали обычным явлением для инвестиционной среды. Сокращения в меньшей степени коснулись руководящего звена, однако прецеденты смены главы в большинстве случаев связаны с недовольством результатами или же с изменениями стратегии, видения акционеров. Вновь становится популярным направление в Россию представителей головного банка, штаб-квартиры», – отмечает Ольга Авраменко.

«В первую очередь пострадали эксперты по ценным бумагам. По нашей статистике, много сокращений пришлось на аналитиков по акциям и облигациям, сотрудников депозитариев, портфельных управляющих. Если каких-то банковских служащих неприятности еще даже не затронули, то основная волна увольнений специалистов по ценным бумагам уже прокатилась. Негативные последствия коснулись и людей, занимающихся продажами кредитных продуктов», – говорит Сергей Ражев (Cornerstone).

Зато, как отмечает Надежда Филиппова (ВТБ-24), не подлежит сокращению персонал банковских

IT-подразделений, а также работники, занимающиеся проблемной задолженностью. Им, как и коллекторам, кризис дает новую работу.

Промышленность: работы нет

Ситуация в промышленности менее прозрачна: эти предприятия сравнительно редко имеют дело с кадровыми агентствами, и поэтому нет экспертов, которые бы могли оценивать ситуацию в секторе в целом. Однако резкое падение промышленного производства в конце прошлого года не могло не сказаться на положении трудящихся. Уже в сентябре отдельные организации объявили о сокращении рабочей недели, отправке части сотрудников в вынужденные отпуска, а также о грядущей «оптимизации» штатов и заработных плат. Первыми под удар попали металлурги – из-за значительного падения мировых цен на металлы (например, медь с июля по сентябрь подешевела почти в три раза). «Мечел» перешел на сокращенную рабочую неделю, из-за вынужденного простоя 1000 человек получают 2/3 зарплаты, ее средний размер снизился, кадры переводятся на другие участки, но коллектив сохранен. На Магнитке административный персонал и ИТР переведены на неполный рабочий день или неполную неделю, временно высвобожденных людей привлекают к работам на капстроительстве. Прием на предприятие закрыт, работникам, достигшим пенсионного возраста, предложено воспользоваться правом выхода на заслуженный отдых. Благодаря этим мерам численность сотрудников ММК уменьшилась на 1300 человек, в перспективе «откажут от места» еще 900, преимущественно «конторским» служащим. С тревогой ждут возможных сокращений 2000 работников Evraz Group. Кемеровская организация Горно-металлургического профсоюза России направила письма президенту Evraz Group Александру Фролову и властям Кузбасса о недопустимости массовых увольнений на предприятиях группы в регионе. В целом по отрасли доходы металлистов могут сократиться на 30%. Правда, в той же Evraz Group при стабильном курсе рубля в прошлом году зарплата выросла более чем на 30%. Так что в номинальном выражении доходы, скорее всего, просто вернутся на год назад.

В автопроме, как и в металлургии, компании отрасли в массовом порядке сокращают рабочую неделю, увольняют персонал, а оставшимся урезают зарплату. Однако последствия для автопроизводителей проявились пока не столь явно, как в смежной отрасли – продаже автомобилей, там кризис уже ощутили в полном объеме. «Серьезно уменьшены премии сотрудникам, в первую очередь отделов продаж, у многих эта статья составляла порядка 50% общего дохода», – отмечает руководитель аналитического управления ИФК «Алемар» Василий Конузин.

Соответствующие последствия для рынка труда имеет и обвал нефтяных цен. В частности, крупнейшие государственные нефтяные структуры – «Газпром нефть» и «Роснефть» объявили о сокращении штатов центральных аппаратов на 10%. В офисе «Газпром нефти» под «оптимизацию» могут попасть более 100 человек. Их суммарная среднемесячная зарплата составляет 15,4 млн руб., таким образом, в год компания способна сэкономить около 185 млн руб. «Роснефть» также может уволить 10% сотрудников головного офиса. По данным последнего отчета «Роснефти», в компании работали 1499 человек со средней зарплатой 203 000 руб. в месяц, то есть экономия составит 364 млн руб. «Татнефть» планирует сократить зарплаты примерно на 10%. Однако некоторые эксперты отмечают, что в значительной части промышленности катаклизм еще не чувствуется. «Что касается таких направлений, как инженерные системы и продажа технологического оборудования, химическая промышленность, медицина и фармация, логистика, то влияние финансового кризиса на эти сферы пока нельзя назвать существенным, отрасли продолжают активно развиваться», – отмечает директор центра аналитических исследований  «АНКОР» Наталья Данина.

Торговля: из офиса за прилавок

Исследование рынка ритейла, проведенное MOST Marketing, показало, что в этом секторе, по крайней мере сейчас, предпочитают сокращать персонал, а не снижать зарплаты. В частности, по словам директора по развитию MOST Marketing Ивана Калинина, квалифицированным продавцам в сетях бытовой техники, которые работают с дорогими товарами, всегда платили достаточно высокое жалованье, в Москве оно достигало $2000 – $3000. И у фирм нет стимула «ронять» зарплаты таких сотрудников, ведь, по крайней мере пока, ни продуктовые сети, ни сети бытовой техники еще не слишком заметили снижения покупательского спроса. Даже в дорогом «Глобус Гурмэ» трафик упал всего на 5%. «Урезав зарплату, человека можно вывести из равновесия, и он не будет работать эффективно, поэтому одна из крупнейших сетей бытовой техники сейчас думает не над снижением зарплат таким продавцам, а над грамотной бонусной системой», – говорит Калинин. «У нас уменьшения зарплат не было, речь идет об оптимизации, ту работу, что делали два человека, теперь должен делать один», – говорит Андрей Яковлев, гендиректор «Глобус Гурмэ».

При этом торговые сети сначала увольняют не тружеников прилавка, а офисных работников. «Прежде всего мы сократили отдел развития, так как в этом году откроем максимум одну точку в Москве и, возможно, парочку в регионах, – говорит Андрей Яковлев («Глобус Гурмэ»). – Сокращаемым сотрудникам офиса предлагаем работу в магазине. Например, специалист по кадрам у нас стала администратором торгового зала».

Ранее X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») заявляла об увольнениях 30% офисного планктона в Москве и регионах (около 2% всего персонала, в начале прошлого года в компании работали более 44 тыc. человек). ГК «Виктория» (сети «Квартал», «Виктория», «Дешево») рассталась с PR-менеджерами, маркетологами, сотрудниками рекламного отдела. В сетях часто сокращают «офисных людей», выполнявших бумажную работу, а также подсобных рабочих, занимающихся неквалифицированным трудом.

Наряду с «оптимизацией» офисных работников проводятся мероприятия по увеличению производительности труда.

«В основном увольнения идут там, где есть кого увольнять, то есть в случае если функции персонала дублируются. Можно сказать, что ранее сотрудники в рознице эффективно использовали лишь 25 – 30% своего рабочего времени. Работать со 100-процентной выкладкой человек не может, однако сейчас руководители стремятся к эффективному использованию 75% рабочего времени, – говорит Иван Калинин. – Если раньше фасовщики продукции работали всего 30 минут, а потом делали длительный перерыв, то теперь людей, занятых в фасовке, стало значительно меньше. Но управленцу, который регламентирует их время и ответственен за фасовку, зарплату могут и прибавить».

Агропром: не разводить планктон

Примерно такие же тенденции наблюдаются и в сферах производства и продаж продуктов питания. «Увольняют не производственный персонал, а офисный планктон, «придатков» осуществления бизнеса. А принимают работников, осуществляющих прямые продажи, имеющих свою базу сбыта», – говорит Тимур Митупов, руководитель инвестиционно-аналитической группы ГК «Хладопродукт». По его данным, на рыбным рынке зарплаты снизились на 10 – 15%. На перерабатывающих предприятиях произошло незначительное сокращение непроизводственных кадров (маркетологи, экономисты, офис-менеджеры). «Между тем, несмотря на кризис, рыбный рынок по-прежнему испытывает нехватку квалифицированного персонала в области торговли и производства, грамотных технологов и дистрибьюторов», – говорит Митупов. Им заплату могут и повысить, если, разумеется, у предприятия будут деньги.

«В агропромышленном бизнесе наиболее уязвимыми сферами являются направления, которые напрямую формально не связаны с производством и продажами – это привлеченные консультанты в сфере налогообложения и финансов, сотрудники кадровых структур, штатные дизайнеры», – говорит генеральный директор агрохолдинга «Талина» Александр Вдовин. В целом АПК всегда испытывал дефицит кадров и никогда не блистал высокими зарплатами, если таковые вообще выплачивались. Однако крупные агрохолдинги, которые крепко стояли на ногах, сейчас утверждают, что не урезают штаты, а напротив, согласны брать на работу новых людей. «С учетом наших планов по расширению хлебопекарного дивизиона мы готовы в нынешних условиях набирать профессионалов – как производственников, так и управленцев, – говорит Дмитрий Древлянский, вице-президент агропромышленной корпорации «Стойленская нива». – Если же говорить об отрасли в целом, агропром является одним из приоритетов государства, поэтому едва ли компании, которые заинтересованы в развитии этого сектора экономики, будут серьезно пересматривать свою кадровую политику. И в первую очередь политику среди производственного персонала».

Недвижимость: непривычное безденежье

В сфере строительства, девелопмента и торговли недвижимостью ситуация также достаточно непрозрачна, обобщенных сведений о рынке труда в этой области нет, хотя очевидно, что падение цен на недвижимость не могло не сказаться на зарплатах. Также ясно, что главными пострадавшими здесь являются многочисленные иногородние и иностранные рабочие, пресловутые «таджики», которых некому защищать и которые в значительной степени не попадают ни в какую статистику. Можно сказать, что на рынке недвижимости различные игроки к вопросу сокращения зарплат относятся с разной степенью щепетильности. В частности, в Mirax Group и Kopernik Group (в прошлом ГК «МИАН») отказались комментировать эту тему, а в Rodex Group сообщили, что только рассматривают этот вопрос, и готовы будут говорить о сокращении не раньше февраля. При этом управляющий партнер девелоперской и консалтинговой компании Panorama Estate Омар Гаджиев признался «Ко», что его фирме в начале 2009 г. пришлось прибегнуть к уменьшению заработной платы на 30%. «Сначала мы урезали представительские траты – это прежде всего командировочные, потом отказались от расходов на рекламу, но усилили работу с прессой. После удачных переговоров с арендодателем минимизировали размер арендной ставки нашего офиса в Санкт-Петербурге», – рассказывает эксперт. Затем, по его словам, можно было «оптимизировать» штат и за счет этого удерживать уровень зарплаты оставшимся, но было принято решение сократить зарплату, чем «оставить людей без работы вообще».

Однако не все идут по этому пути. В частности, ГК «ПИК» еще в ноябре заявила об увольнении от 15 до 35% персонала. При этом, как сообщили в пресс-службе компании, зарплаты остались прежними.

В Mirax Group, по данным участников рынка, также прошла «оптимизация»: корпорацию покинули некоторые топ-менеджеры, в том числе те из них, кто ранее отвечал за замороженные из-за кризиса проекты. «Сокращая затраты, компании в период нестабильности проходят следующие этапы в урезании издержек на персонал. Сначала уменьшают численность за счет подразделений и сотрудников, набранных «на развитие», на будущее», – говорит директор по маркетингу корпорации «ИНКОМ» Лидия Гречина. По ее словам, первыми теряют работу сотрудники, находящиеся на испытательном сроке. Если сворачиваются какие-то направления деятельности, то и люди из соответствующих подразделений могут быть сокращены полностью. «Меньше всего риск потерять работу у тех, кто находится полностью или частично на сдельном заработке, получает комиссионные, так как фиксированные затраты у работодателя на них невелики», – объясняет эксперт. На рынке недвижимости это прежде всего риэлторы и сотрудники службы продаж. Однако с учетом резкого падения числа сделок на столичном рынке недвижимости брокеры могут сами покинуть свои компании в поисках фиксированного заработка. При этом, по мнению экспертов, наиболее защищены специалисты, без которых работа фирмы в принципе невозможна – например, бухгалтеры и юристы. «Во многих организациях неприятности коснулись отделов, не приносящих прямой прибыли – например, маркетинг, реклама, PR. Пострадали и те структуры, которые специализируются в этих областях», – утверждает генеральный директор брокерско-консалтинговой компании  «TWEED» Ирина Могилатова. По словам гендиректора DOKI Валерия Барнинца, «под сокращение попадают ипотечные брокеры, юридические консультанты, менеджеры по рекламе, PR, маркетингу, аналитики, HR, тренинг-менеджеры, специалисты по инвестициям в недвижимость», а опытные риэлторы, наоборот, нарасхват. На них надеются владельцы девелоперских и риэлторских компаний как на единственных людей, способных поднять продажи.

Кинематограф: тяжелое похмелье
Кинопроизводство – не самая значимая отрасль экономики, однако ситуация в ней крайне поучительна. Она показывает, что бывает с бизнесом, когда его лидеры живут надеждами на будущее, не обращая внимания на окупаемость в настоящем. В последние годы отечественный кинорынок переживал рост, который сопровождался огромным количеством случайных денег и желающих их потратить – независимо от того, дойдет ли продукт до зрителя. Из 200 российских фильмов, выпущенных в год, окупалось не более 5%. При этом стоимость производства постоянно росла и раздувалась.

Когда пришло время бить тревогу, продюсерам не пришлось ломать голову по поводу того, что «резать» в первую очередь. Все дружно решили экономить на гонорарах актеров и съемочных групп. По словам участников рынка, на эти расходы приходилось около 50% производственного бюджета, и именно увеличение зарплат в этой категории в последние годы и приводило к росту себестоимости производства. В докризисное время гонорар профессионального актера доходил до $10 000 за один съемочный день. «Резать» этот пункт решено было жестко. Так, члены созданной в ноябре прошлого года Ассоциации теле- и кинопродюсеров пришли к выводу о том, что гонорарный фонд и зарплаты всех членов съемочных групп необходимо снижать в среднем на 50%. При этом в отдельный список были вынесены 100 актеров-звезд, с которыми гонорары должны обсуждаться отдельно. Конечно, решения ассоциации носят рекомендательный характер, однако другого столь же мощного способа минимизации производственных затрат продюсеры не видят. И ведут постоянные переговоры с актерами, многие из которых в условиях тотальной нехватки работы (в прошлом году было заморожено более 100 кинопроектов, сериальное производство было сокращено где-то на 20%) идут на уступки.

«Зарплата сократилась с начала кризиса, как у всех в стране. Если исходить из привязки к у.е., в пересчете все стали беднее процентов на 15, – говорит генеральный директор RWS Юрий Сапронов. – Но мы не «резали» заработки всех сотрудников повально. Кого-то, да, пришлось уволить, перераспределив объемы работ, но все индивидуально». «ГК «КАРО» не намеревается проводить сокращение штатов в связи с финансовым кризисом, – заверил «Ко» председатель совета директоров ГК «КАРО» Леонид Огородников. – Мы по-прежнему заинтересованы в кадрах, набор персонала у нас продолжается. Уменьшение зарплат мы не планируем. Если же негативные тенденции на рынке будут усиливаться, могут быть снижены затраты на HR-программы, объем и количество льгот в социальном пакете, заморожен рост заработных плат».

Такой же политики придерживаются и кинотеатры (в России сейчас по-прежнему меньше 2000 кинозалов, а новые проекты заморожены). «Несмотря на то, что первое, что вычеркнут россияне из своего бюджета – это расходы на развлечения вне дома, поход в кино был и остается одним из самых низкобюджетных развлечений, – рассуждает Ирина Туманова, директор по маркетингу сети кинотеатров «Киномакс». – Более того, в США киноиндустрия только расширялась во время кризисных периодов (а их в американской истории насчитывается семь штук). Таким образом, пока есть спрос на наши услуги, а на настоящий момент значительного снижения не было, сокращать персонал или «ронять» зарплаты своих сотрудников мы не планируем. В том случае, если и для нас настанут тяжелые времена, то зарплату будут в первую очередь урезать высокооплачиваемым работникам, причем только на время. То есть мне не будут на время кризиса выплачивать до 20% моей зарплаты, однако по окончании турбулентной ситуации в российской экономике я все же получу заработанные мной деньги. Насколько мне известно, другие компании на рынке также предпочитают минимизировать расходы на заработную плату, вместо того чтобы увольнять сотрудников, а потом мучительно их набирать обратно. Так, например, есть организации, которые перестают выплачивать бонусы или так их перераспределяют, чтобы снизить разброс по уровню заработных плат в компании».

Январские иллюзии

Ситуацию в разных областях экономики объединяют две общие черты: сокращение зарплат и увольнение работников идет вслед за падением продаж, и главный удар приходится по офисным сотрудникам – как самым бесполезным. 2009 год, без преувеличения, можно будет назвать «черным» временем для «конторских» служащих. Некоторые политики даже поспешили объявить об уничтожении среднего класса в России. Это, конечно, преувеличение, и все же мидл-классу предстоит потерять от 10 до 40% своих доходов. И это сравнительно безопасно в политическом отношении: ведь офисный люд редко выходит на баррикады.

В конце января у некоторых наблюдателей стало складываться впечатление, что ситуация на рынке труда улучшается. «В начале 2009 года можно было зафиксировать ряд прецедентов, когда работодатели, переусердствовавшие с «оптимизацией» персонала, возвращали своих сотрудников на работу», – говорит Ольга Авраменко («АНКОР Банки, финансовые услуги»). «По моему мнению, все самое страшное относительно снижения зарплат уже произошло», – соглашается Марина Леонова («Империя кадров»).

Проведенное «Империей кадров» с 11 по 22 января 2009 года исследование спроса со стороны работодателей на различные специальности показало общее увеличение количества проектов, поступивших в работу, на 43%. В частности, в сфере строительства и недвижимости в конце января спрос на кадры по сравнению с декабрем удвоился.

Таким образом, в начале февраля еще не сокращенные работники могли бы вздохнуть спокойно,  однако передышка, видимо, будет недолгой. «Первая волна увольнений уже прошла, но, по данным наших специалистов, не исключен и новый виток. Все будет зависеть от ситуации на рынке», – считает Сергей Ражев (Cornerstone). «Начавшиеся в ноябре сокращения, думаю, к лету приобретут более массовый характер, в случае если правительством или самими компаниями не будут разработаны эффективные антикризисные меры», – предсказывает председатель совета директоров ГК «Конфаэль» Ирина Эльдарханова.

Прогнозы на текущий год пока безрадостные. Самые оптимистические из них обещают нулевой прирост зарплаты. «По-видимому, в течение 2009 года мы не зафиксируем существенного прироста заработных плат, даже сопоставимого с размером годовой инфляции», – комментирует Наталья Данина (АНКОР). «Тенденция к снижению доходов сохранится, но темпы сокращения замедлятся», – «оптимистично» предрекает Марина Леонова («Империя кадров»).

«Компании продержатся еще два-три месяца на старых оборотах, – считает Евгений Кочман (Nordmarine). – Но если они не будут получать доход, то им придется резко сокращать издержки, большую часть которых, как правило, составляет как раз заработная плата. В целом зарплаты могут упасть еще на 20 – 30%».

Если сбудутся самые пессимистические из этих прогнозов, то многие служащие станут в два раза беднее, чем благословенным летом 2008 года – последним докризисным летом.



Константин Фрумкин, Ольга Колтунова, Максим Логвинов, Алексей Лоссан, Анастасия Маркина

Журнал "Компания"
13.02.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов