Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Обман с гарантией

Одно из главных последствий кризиса — волна сокращений и уменьшение количества вакансий. Тот, кто отчаялся найти работу самостоятельно, может воспользоваться платными услугами по трудоустройству, благо в последнее время таких предложений стало больше в разы. Однако чудес на рынке труда не бывает — в большинстве случаев помощь в трудоустройстве оказывается профанацией, а то и банальным мошенничеством.

Рынок с обратным знаком
Рынок труда, совсем недавно бывший рынком кандидата — с дефицитом персонала, с наступлением кризиса превратился в рынок работодателя. Как рассказал Андрей Добрый, руководитель компании PDG — владельца портала vakant.ru, с начала лета вакансий на их ресурсе стало меньше втрое, а резюме — больше вдвое. "В "мирное время", до кризиса, посещаемость vakant.ru была около 15 тыс. человек в день, а сейчас — уже 40 тыс.,— рассказывает Андрей Добрый.— И никаких дополнительных усилий по раскрутке портала мы не делали".

Аналогичная картина на портале rabota.ru: если в августе 2008 года количество вакансий на сайте превышало количество резюме примерно втрое, то сейчас резюме примерно в полтора раза больше, чем предложений работы. В системе HeadHunter (hh.ru) за тот же период количество вакансий по разным категориям профессий уменьшилось на 30-70%.

Конъюнктура обязывает — на рынке появилась масса предложений платного "содействия в трудоустройстве". По примеру уже существующих агентств по трудоустройству платные услуги для соискателей ввели и некоторые рекрутинговые агентства, ранее видевшие в качестве клиентов лишь работодателей. (Аналогичная картина наблюдалась и в прошлый кризис десять лет назад.)

Теоретически в условиях кризиса многие работодатели, отказавшиеся из экономии от услуг рекрутинговых агентств, но уже отвыкшие набирать штат самостоятельно, могут пополнить своими вакансиями базы агентств по трудоустройству. Однако на практике заметного перетока вакансий от классических рекрутеров к конторам, занимающимся трудоустройством, не происходит.

"Правильно это или нет, но на практике работодатели и HR-специалисты весьма скептически относятся к соискателям, оплачивающим свое трудоустройство,— говорит Антон Петровский, независимый эксперт рынка труда.— Считается, что действительно квалифицированный и востребованный профессионал не нуждается в таких платных услугах, наоборот, за его подбор еще должны заплатить. А человек, которого никуда не берут, и бесплатно не нужен. В лучшем случае у таких агентств берут персонал низшего звена — водителей, уборщиц, разнорабочих и т. п.".

Соответственно, когда привлекательных вакансий катастрофически мало, "помощники по трудоустройству" пытаются продать не конечный результат, а некое содействие. Однако в нынешних условиях оно зачастую бесполезно — клиент просто выкидывает деньги на ветер. А в особо обидных случаях присутствует еще и откровенное надувательство.

100% без гарантии
В конце января на форуме сайта rabota.ru участник под ником Valekop разместил следующий пост: "Предупреждаю участников форума: не вздумайте обращаться за помощью с трудоустройством в кадровый центр "Стратегия персонала"! Теперь они решили брать деньги не с компаний-работодателей, а с клиентов-лохов! Я сделал большую глупость — занес туда деньги перед Новым годом. Уболтали — это у них здорово получается! Обещали шквал звонков после оплаты, приглашения на собеседования, приводили яркие примеры быстрого трудоустройства клиентов и т. д. Прошел месяц — результат нулевой! Ни звонков, ни собеседований, ни приглашений — тишина! Развели как лоха!"

Связаться с Valekop для выяснения подробностей корреспондентам "Денег" не удалось, зато звонок в упомянутую "Стратегию персонала" позволил получить некоторое представление о том, как "разводят лохов". В отличие от обычного агентства по трудоустройству, берущего за услуги в среднем одну месячную зарплату клиента после его выхода на работу, "Стратегия персонала" просит лишь 30% предполагаемого оклада. При этом треть этой суммы (10% оклада, но не меньше 3 тыс. руб.) берется как предоплата, а две трети — по факту трудоустройства.

Согласно информации, размещенной на сайте центра, в предоплату входит: составление/редактирование профессиональных резюме и сопроводительного письма, подбор вакансий из собственной базы центра, размещение, продвижение и ежедневное обновление резюме на самых популярных сайтах по трудоустройству и на сайте компании, рассылка резюме потенциальным работодателям, профессиональная подготовка к собеседованиям в компаниях-работодателях, консультации по вопросам трудоустройства и трудового права и т. д.

При этом сайт жирным шрифтом обещает: "Гарантия 100% трудоустройства в срок от 1 до 30 календарных дней на желаемую должность". По идее гарантия подразумевает, что, если через 30 дней трудоустройства не происходит, клиенту должны вернуть предоплату. Однако в телефонном разговоре выяснилось, что это не так — деньги не вернут.

"Если вам гарантируют трудоустройство и обещают работать с вами вне зависимости от возраста и опыта работы — задумайтесь,— комментирует Марина Козина, руководитель направления "Подбор персонала" HR-студии "Время людей".— Никакое агентство не может гарантировать соискателю предоставление работы, это прерогатива работодателя. Да и опыт, возраст, к сожалению, влияют на получение заветного места, и есть категории граждан, которых заведомо тяжело трудоустроить. Кроме того, обратите внимание на перечень услуг — слишком большой список должен насторожить, так как в агентствах, как правило, работает три-пять человек и оказывать все услуги большому потоку соискателей они физически не в состоянии".

Иногда агентства гарантируют не трудоустройство, а лишь определенное количество контактов с работодателями. Подразумевается, что кандидата отправляют на собеседования в организации, заявке которых он соответствует. Однако на практике клиента могут впихнуть на собеседование куда угодно — просто ради формального исполнения контракта.

"Я неоднократно пыталась сотрудничать с агентствами по трудоустройству,— рассказывает Ольга Бекунова, директор департамента персонала компании "Брок-Инвест-Сервис".— И ни разу этот опыт не был удачным. Допускаю, что мне не повезло, но, например, несмотря на четкое требование в заявке —"нужен бухгалтер с опытом работы на производстве от 3 лет" — мне трижды присылали торговых бухгалтеров, причем два из них имели опыт работы до года... Почему? А потому, что, как я поняла, человек заплатил деньги и его надо хоть куда-то отправить. А через три-четыре таких вот пустых визита либо объявленный лимит собеседований кончится, либо соискателю сообщат, что это он такой со всех сторон неудачный".

Вакансии из-под прилавка
Примеров мошенничества в этой сфере сейчас довольно много. Как рассказала Евгения Шатилова, руководитель спецпроектов портала rabota.ru, не так давно их представительство в Казани заметило, что в городе активизировались агентства по трудоустройству, предлагающие вакансии, которых якобы нигде, кроме как у них, нет. Информацию можно получить, заплатив 300 руб. За эти деньги соискатель получал несколько объявлений, опубликованных в открытом доступе в интернете, либо откровенно липовые предложения от несуществующих компаний.

Вариант этой схемы — клиент устраивается на работу. Непосредственно в "нанимающем агентстве" он заключал трудовой договор и, соответственно, оплачивал "услугу трудоустройства" — отдавал от 400 до 2000 руб. "Затем человеку сообщали адрес компании, куда он должен был на следующий день явиться на работу,— рассказывает Вера Игнаткина, эксперт рынка труда.— Человек приезжал, а такого дома даже в природе не существовало... Телефоны "работодателя" были выключены или заблокированы. Некоторые возвращались в агентство, но там их обрабатывали, применяя приемы ораторского искусства и используя незнание трудового законодательства. К тому же трудовой договор составляли грамотно (с позиции работодателя), и клиент не смог бы ничего доказать, если бы обратился в трудовую инспекцию или суд. И человек уходил ни с чем".

Подзаработать на "информационных услугах" пытаются как угодно и кто угодно. Например, Андрей Бахарев, советник по кадровой политике ООО "Коалко-Девелопмент", заметил, что на аукционе molotok.ru за 5 тыс. руб. выставлен "список контактов руководителей служб персонала 120 ведущих российских компаний". "По уверению продавца, список уменьшит число посредников при устройстве на работу и увеличит шансы покупателя на трудоустройство,— говорит Андрей Бахарев.— Но проверить подлинность и актуальность базы до покупки, увы, невозможно, вероятность обмана или покупки недостоверной информации очень велика".

Если сравнить услугу содействия в поиске работы с услугой, скажем, риэлтера, то обнаружится существенная разница. Не секрет, что 90% необходимой информации агент по недвижимости черпает из открытых источников, абсолютно доступных и его клиенту. Часто основной мотив обращения к риэлтеру — желание сэкономить время и силы. Что же касается безработного, то ему терять нечего — времени на поиск вакансий в сети и рассылку резюме у такого человека полно. И в первую очередь его интересуют работодатели, вакансии которых в открытых источниках не мелькают. На этом и пытаются играть "помощники по трудоустройству", декларируя наличие неких закрытых баз.

"Чем нестабильнее и опаснее ситуация, в которой находится человек, чем ниже его жизненный тонус, тем легче на него воздействовать,— комментирует Сергей Ерохин, ведущий специалист центра "Психоаналитик" (Ростов-на-Дону).— Состояние замешательства — очень тяжелое состояние. Человеку срочно требуется выход из положения. Чем дольше тянется замешательство, тем больше он готов ухватить первую подвернувшуюся, самую призрачную надежду. Тот, кто это понимает, может с выгодой для себя использовать тяжелые ситуации или даже создавать их. В кризис здравый смысл отключается, и остается страх. Этот механизм не имеет национальности и присущ любому человеку".

Поздравляем, вы приняты!
Отчаявшиеся (и не только) безработные до сих пор покупаются на старые мошеннические приемы — например, агентство "трудоустраивает" вас бесплатно, но прежде, чем приступить к работе, вы должны оплатить медосмотр (ст. 213 ТК РФ — медосмотры проходят за счет работодателя), выкупить униформу (противоречит ст. 212 ТК РФ), оплатить получение лицензии для охранника и т. п. Сегодня к этому ассортименту добавилось требование оплатить "оформление карточки", на которую будет переводиться зарплата.

Как рассказала Евгения Шатилова, пользователи портала rabota.ru сообщали о получении писем (по электронной почте или в виде SMS) следующего содержания (орфография и пунктуация сохранены): "Здравствуйте, нас заинтересовало Ваше резюме, если вы еще нуждаетесь в работе, свяжитесь с нами, пожалуйста. В целях снижения нагрузки на АТС, мы ввели получение номера через смс, немного неудобно, но это единственный выход из ситуации. Отправьте смс на номер 4161 с текстом ppodd (плата взымается согласно Вашему тарифному плану) — в ответном сообщений прийдет номер телефона, по которому можно с нами договориться о собеседовании. Если Вы не размещали резюме, пожалуйста, проигнорируйте это сообщение".

"Здесь соискателя должно насторожить чуть ли не каждое предложение,— комментирует Евгения Шатилова.— Подумайте сами — ну зачем нормальному работодателю так усложнять себе жизнь эсэмэсками, когда можно просто оставить свой контактный телефон или самому позвонить соискателю. Ну а что касается самого SMS, то не надейтесь, что его стоимость будет соответствовать вашему тарифному плану,— 100-200 руб. в лучшем случае. Ну и, разумеется, нет ни названия компании, ни контактов, ни имени рекрутера".

Евгения Шатилова упомянула и еще одно письмо, которое недавно получили многие соискатели,— от некоего ООО "Нефтестрой": "Здравствуйте! Мы рассмотрели Ваше резюме на сайте www.rabota.ru, и Вы нам вполне подходите. С Вами свяжется менеджер по работе с персоналом, и Вам необходимо будет пройти собеседование. Для подтверждения ваших данных, размещенных на сайте www.rabota.ru, и в целях безопасности мы просим Вас выслать на наш электронный адрес nefte [email protected] ксерокопию первой страницы паспорта, а также ксерокопию Вашей прописки. Полную информацию о нашей компании Вы сможете найти на сайте rabota.ru. Компания ООО "Нефтестрой"".

"Тех, кто купился на подобное объявление, может ждать оформленный на их имя кредит, должность директора липовой компании, погрязшей в долгах, и прочие сюрпризы, паспортные данные горе-соискателя мошенники могут использовать в любых финансовых махинациях,— говорит Евгения Шатилова.— Нормальная практика, когда у вас просят ксерокопию паспорта при оформлении на работу, но отправка скана паспорта, да еще с пропиской никак не может быть требованием, предваряющим собеседование.

Подозрение должен вызывать и другой момент. Указанный в письме контактный e-mail размещен на бесплатном общедоступном сервере, хотя компания, которая, судя по названию, связана с нефтяной промышленностью, должна бы иметь корпоративный электронный адрес, а также указать свой телефон и адрес корпоративного сайта. Кстати, "полной информации о компании" на rabota.ru нет — у нас не зарегистрирован клиент ни с таким адресом электронной почты, ни представляющий такую компанию. А упоминание известного бренда (обратите внимание, rabota.ru в письме упоминается трижды, а "Нефтестрой" — лишь единожды) призвано усыпить бдительность соискателя".

Пустые хлопоты
Еще один спектр услуг, преподносящихся как содействие трудоустройству, мошенничеством, конечно, назвать нельзя. Но и явной пользы заплатившим они не принесут. Например, пятичасовая "программа антикризисной поддержки соискателей", предлагаемая одним карьерным центром. В программу стоимостью 5 тыс. руб. входит психологическое консультирование, профориентация, составление резюме, подготовка к собеседованию с работодателем, а главное, выдача сертификата, подтверждающего "профиль компетенций тестируемого".

Предполагается, что сертификат, предъявленный на собеседовании, послужит для работодателя подтверждением профессионального уровня кандидата. На вопрос, как высоко этот документ (по сути, справка от частного психолога) котируется у работодателей, сотрудник центра внятного ответа не дал.

Компания "НеЛги" (nelgi.ru) предлагает за 2 тыс. руб. пройти тестирование на полиграфе (детекторе лжи) и "получить свидетельство, гарантирующее достоверность предоставляемых Вами данных", ну а работодатель получит уверенность в нанимаемом сотруднике. Таким образом, "соискатель не только выгодно выделится на фоне остальных соискателей, но и получит огромное конкурентное преимущество, и шансы на получение работы возрастут в разы".

Некоторые популярные сайты вакансий/резюме предлагают особые платные услуги. В частности, выделение цветом резюме соискателя в результатах поиска по запросу. Теоретически в этом оформлении оно скорее бросится в глаза работодателю. Оплата (порядка 90 руб. за неделю выделения) производится отправкой SMS. По словам опрошенных HR-специалистов, на которых рассчитана такая "приманка", выделено резюме или нет — им без разницы. Другая платная услуга — рассылка резюме по закрытым электронным адресам работодателей, зарегистрированных на сайте. То есть работодатель неожиданно получает "подарок" в виде кучи резюме от людей, вакансий для которых у него нет и не предвидится. Ничего, кроме раздражения, это не вызывает, и отношение к такой рассылке — как к обычному спаму.

АЛЕКСЕЙ БОЯРСКИЙ, ЕЛЕНА ОСТАВНЕНКО



КоммерсантЪ-Деньги
11.02.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов