Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Мика Коскинен, гендиректор российского подразделения Valio

"Молоко похоже на нефть"

В мире молочные продукты дешевеют, но у нас продолжают дорожать. И все же главной проблемой гендиректор российского подразделения Valio Мика Коскинен считает не это: в стране критически мало хорошего молока

В России трудно поверить, что где-то продукты питания могут дешеветь. Но именно это сейчас происходит в Европе. Неужели европейским производителям продовольствия, со всех сторон поддерживаемых государством, не удается удержать цены?

С начала кризиса стоимость молочных продуктов в Европе упала почти в 2 раза. Можно посмотреть, к примеру, на цену таких биржевых сыров, как «Гауда» или «Эдам». Если в 2007 г. на пике они стоили чуть больше €4 за 1 кг, то сейчас производители вынуждены продавать их по €2 с небольшим. На молочном рынке ситуация примерно та же. В Швеции крупнейший производитель молочных продуктов Arla вдвое опустил цены на молоко и, насколько мне известно, собирается снизить их еще. С точки зрения поведения цен молоко похоже на нефть или, скажем, на недвижимость. На подъеме рынка все растут, а потом наступает резкий спад, к которому многие оказываются не готовы.

Не готовы, потому что привыкли к слишком хорошей конъюнктуре?

Да, и до какого-то момента она становилась все лучше и лучше. Сначала были плохие погодные условия в Австралии и Новой Зеландии. Потом резкий рост потребления молока в Китае: от властей поступила директива, что каждому ребенку полагается стакан молока в день, а затем такой же объем рекомендовали употреблять уже каждому взрослому китайцу. Далее ввели запрет на ввоз в Европу некоторых видов молочной продукции из Южной Америки. В конечном итоге распространилась уверенность, что так будет всегда, что рост неисчерпаем. Уверенность, естественно, ложная. Когда пузырь лопнул, все словно очнулись. Производители оказались перед дилеммой: либо оставить цены высокими с риском ничего не продать, либо уступить дешевле. Логично, что большинство вынуждено выбирать второе.

Спад отразился и на вас?

Мы не испытываем особых проблем, так как в основном работаем в Финляндии, а на финском рынке серьезного падения цен на молочную продукцию нет. У нас не было снижения продаж ни в декабре прошлого года, ни в январе этого. Более того, мы продали примерно на 10% больше, чем за аналогичные периоды прошлых лет.

А как при этом себя чувствует ваш бизнес в России?

В прошлом году наши продажи Valio здесь составили €213 млн, это больше трети всего нашего экспорта. Россия, безусловно, самый главный рынок для Valio после финского. Она с большим отрывом опережает США, Бельгию и все страны Балтии. По ряду позиций — в частности, сливочному маслу и плавленым сырам — в Петербурге мы держим 50% рынка, в Москве — 30%. Хотя доля колеблется в зависимости от активности промоакций и рекламы. Конечно, наша компания заинтересована в том, чтобы сохранять такое положение и впредь.

Евро еще никогда не стоил так дорого. А вам как импортеру, выходит, не на что жаловаться?

Ситуация и вправду непростая, но мы умеем гибко управлять своими ценами, не нанося при этом ущерба производителю. Главное — и это базовый принцип, на котором строился бизнес Valio еще сто лет назад, — обеспечить фермерам достойную оплату за их продукт, а не отдавать ее в карман посредников. Valio — кооператив финских фермеров, состоящий из более чем 10 000 фермерских хозяйств страны. Они производят молоко, сами перерабатывают его, продают и являются получателями прибыли. В хорошие времена прибыль частично накапливается, в плохие — распределяется среди поставщиков в виде стабильно высоких цен на молоко.

Вопрос лишь в том, насколько хватит вашего запаса прочности.

Сложно быть независимым от того, что происходит на глобальном рынке. Особенно когда политика Евросоюза в отношении сельхозпроизводителей постоянно меняется. В 2004 г. дотации были очень существенными, по нынешним меркам — огромными. На каждый килограмм сливочного масла, шедшего на экспорт — к примеру, в Россию, — ЕС платил €2. Потом дотирование понемногу снижалось. А в сумасшедшем 2007 г., когда резко подорожали все молочные продукты, в Евросоюзе решили, что помогать производителям больше ни к чему, раз их продукцию и так покупают по максимальным ценам. В итоге отменили все льготы и дотации. А две недели назад европейские чиновники приняли решение о возврате дотаций местным производителям, хотя и не в таком размере, как раньше. На то же сливочное масло — €0,45 за 1 кг.

Получается, что благодаря дотациям европейские компании могут безболезненно снижать цены на российском рынке, тем самым в рублях сохраняя их на прежнем докризисном уровне.

Только не в России. Не успели в Европе огласить объемы дотирования, как здесь о них сразу же стали осведомлены абсолютно все — от спекулянтов до чиновников. И каждый пытается на этом заработать. Как я недавно услышал, таможенную пошлину на импорт молочных продуктов теперь собираются поднять на 15-20%. Получается, то, что Евросоюз платит компаниям-экпортерам в виде дотаций, российская таможня в итоге заберет себе.

Формально это можно представить как меры, направленные на защиту местного производства. Разве в ЕС действуют принципиально иначе?

Тут много общего в стратегии. Но методы должны быть последовательными и осторожными. Нельзя одним указом в одночасье решить проблему с нехваткой внутреннего производства, которая очень остро стоит в России. Ограничьте импортеров — получите дефицит ключевых продуктов питания. Скажем, чтобы Россия смогла полностью перейти на собственный сыр, в год требуется 3,5-4 млрд л молока дополнительно. Этого невозможно добиться одними ограничениями на импорт. В противном случае сюда придется привезти огромное поголовье со всего мира. Причем таких коров, которые могут давать качественное молоко, с правильным объемом протеина. На основе местного поголовья так увеличить объем надоев никак не получится. Вообще же, чтобы перейти целиком на местное производство молока, нужно увеличить нынешнее поголовье чуть ли не вдвое. Вспомним, как в конце 2007 г. российские власти пытались сдерживать рост цен на основные продукты питания. Искусственными ограничениями вроде замораживания цен его, конечно, было не остановить. Но зато снизили ввозные пошлины. В итоге за счет импорта и естественной конкуренции присутствие товара на полке было увеличено, а цены зафиксировались.

Но это была временная мера.

Конечно, дешевый импорт не на пользу местному производству, его рентабельность падает. Но посмотрим на проблему иначе. В России засилье дешевого сухого молока, на долю таких продуктов, по нашим оценкам, приходится около 20% всего молочного рынка. Его использованием грешат даже крупные производители. Обратите внимание: в декабре прошлого года был принят регламент, обязывающий производителей указывать на товаре происхождение молока. То, что изготовлено из сухого, должно называться молочным напитком. Но никто из производителей до сих пор на новую маркировку не перешел. Чиновники тоже пока закрывают на это глаза, называя нынешний период переходным. Наверное, они в какой-то момент поняли, что рискуют поставить молочную отрасль под удар. Ну какой компании захочется писать на упаковке вместо «молоко» «молочный напиток» — продажи сразу же упадут в разы. Я думаю, у местного производства задача — максимально долго затягивать этот переходный период.

Слабеющий рубль вынуждает многих импортеров озадачиваться развитием собственных мощностей либо поиском контрактных производителей. Это испытанное средство борьбы с высокими ценами и падающим спросом. Но вы не спешили налаживать производство в нашей стране. Почему?

Серьезное расширение мощностей за пределами Финляндии не входит в наши планы на данный момент. Из всей продукции Valio на товары, произведенные за пределами Финляндии, приходится не более 6% от общего объема. Что касается России, то здесь нет сырья подходящего качества и в нужном объеме. Это было и остается большой проблемой: молоко, производимое в России, не дотягивает до европейских стандартов, которые, в свою очередь, ниже требований Valio. Мы отобрали три хозяйства на Северо-Западе, характеристики молока которых уже близки к нашим стандартам. В течение двух месяцев мы наблюдали за ними, брали пробы молока и отправляли их в Хельсинки. Могу сказать, что подошла единственная ферма, мы начали сотрудничество только осенью прошлого года. В распоряжении этого хозяйства лишь тысяча голов, этого мало. В январе я был с визитом в Казани, на предприятиях «Красный Восток-Агро». Ими построено семь современных мегаферм численностью 4000-5000 голов каждая. Что более важно, там крайне серьезно подходят к вопросу качества молока. Уверен, что со временем их молоко будет соответствовать самым жестким требованиям по качеству.

Но в конечном итоге вы все же решили наладить здесь местное производство.

Фактически у нас их будет два. Первое — контрактное, размещенное на гатчинском молокозаводе «Галактика» в Ленинградской области. Сейчас завод работает вполсилы, но это только до тех пор, пока на его мощностях не начнет выпускаться наша продукция. Кроме того, в этом году будет открыт еще один завод в подмосковном Ершово, где мы планируем выпускать плавленый сыр. Но ясно, что в общем объеме доля этих производств будет весьма незначительной. Мы — финская компания и большую часть продукции пока предпочитаем выпускать дома.

Елизавета Никитина


SmartMoney

10.02.2009



Обои скачать бесплатно
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов