Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Дом гуртом

В Москве становится все популярнее практика совместного съема жилья. Агентствам недвижимости мерещится в этой тенденции кошмар советских коммуналок, а социологам — движение к высшим ступеням цивилизации.

Борису и Денису по 25 лет, они работают на высокооплачиваемых должностях в издательском доме "Гудок" — Борис заместителем директора, Денис — начальником проектного отдела. Молодые люди дружат с института и уже пять лет вместе снимают двухкомнатную квартиру в центре, рядом с Покровкой. Оба москвичи, но Борис решил в 20 лет съехать из родительского дома, а Денис к этому возрасту успел жениться и развестись.

— Я год учился в Германии, там практика flatmates более чем распространена среди молодежи,— рассказывает Борис.— Решение всех проблем одним махом: и затрат, и одиночества. О чем нас спрашивают чаще всего — это о личной жизни и про быт: дескать, не ссоримся ли? Нет, не ссоримся. Быта у нас нет: убирать приходит домработница, едим не дома, а кто накормит кота — как-нибудь уж договариваемся. А личная жизнь есть. Но на то нам и двухкомнатная квартира.

Неподалеку, в районе Курского вокзала, в трехкомнатной квартире проживают Света, Алена и Олеся. Две девушки были знакомы до въезда в квартиру, Олеся же нашла их через портал бесплатных объявлений. "После окончания института я поняла, что хочу жить отдельно от родителей. Снимать одной дорого, а подруги либо жили с бойфрендами, либо не собирались уезжать от родителей. Дала объявление на сайте, и через неделю позвонили Света с Аленой, мои нынешние флэтмейтс. До них еще были звонки, но даже до встречи там не дошло, понимала, что не мое. А тут оказалось, что мы все работаем почти в одной сфере, связаны с разными издательствами, предложение и квартира понравились сразу. И я согласилась. Уже больше года делим кров и живем дружно, надеюсь, так и будет. За этот год порядочно обросли соседями, в район по счастливой случайности смогли переехать и снимать квартиры наши друзья, ходим в гости".

Агентства не беспокоить
Солидные агентства недвижимости о таком культурном явлении, как совместная аренда жилья, словно и не слышали.

"Небольшой спрос на данную услугу есть — он появился совсем недавно, может быть, с год. Но говорить о том, что данное явление имеет тенденцию к росту, было бы неправильно,— считает первый заместитель генерального директора "Миэль-Аренда" Мария Жукова.— Этот вид аренды появился в России совсем недавно, в прошлом году, может быть в конце 2007 года, когда цены за аренду квартиры резко пошли вверх. Но в принципе для России этот феномен не характерен. Хотя бы в связи со спецификой менталитета наших арендодателей. Даже сдавая квартиру внаем, они считают ее своей и сильно переживают за ее состояние".

Руководитель Департамента аренды элитных квартир Penny Lane Realty Вадим Ламин припомнил всего один случай, когда двое коллег снимали в ЦАО двухкомнатную квартиру за $5 тыс., но они жили там в основном попеременно, в связи с тем, что работали, заменяя друг друга. Им была важна близость жилья к месту работы, поэтому они сделали выбор в пользу удобного месторасположения, а не автономности. Но это единичный случай. Вообще же, если у двух знакомых или коллег есть выбор между совместной арендой двух или трехкомнатной квартиры бизнес-класса за $5-8 тыс. в месяц и раздельным проживанием в однокомнатных квартирах того же сегмента за пределами Садового кольца с арендной ставкой $3 тыс. в месяц, то предпочтение, как правило, отдается последнему варианту: каждому человеку очень важно жить в тех условиях, в которых вторжение посторонних лиц в личное пространство сводится к минимуму.

"Как такового сегмента совместной аренды жилья на нашем рынке нет,— утверждает директор отделения "Центр аренды" компании "БЕСТ недвижимость" Юлия Гасиловская.— Во всяком случае, в нашем агентстве такие обращения ничтожно малы. Мне кажется, для нашей страны это неприемлемо, поскольку наши предки жили в коммуналках, у нас к ним генетическое отторжение. Более того, вскладчину могут снимать только жилье экономкласса, а это еще хуже классической коммуналки, поскольку места общего пользования, коридоры не приспособлены для того, чтобы их делить".

Частным порядком
В то же время частные риэлтеры и интернет-порталы соответствующей специализации говорят о другом. "За последний год интерес к теме совместного жилья утроился,— утверждает пиар-менеджер интернет-портала частных объявлений Slando.ru Мария Брюханова.— Если в феврале 2008 года в разделе flatmates мы видели 102 объявления, то в декабре 2008-го — 285 объявлений. Главным образом это, конечно, молодежь. Есть еще, впрочем, сегмент жителей СНГ, которые проживают большими группами, но там все устроено иначе, без интернета".

Частный маклер Алексей Алешко уверяет, что этот способ аренды сейчас составляет не менее 30% рынка. "Только что сдал 90-метровую трехкомнатную квартиру с камином рядом с ВДНХ троим за 50 тыс. в месяц,— рассказывает Алексей.— А снимали бы по отдельности, имели б по обшарпанной "однушке" в панельном доме в Бибиреве".

Алексей даже создал поисковую систему для желающих снимать квартиру "гуртом", назвав ее, соответственно, goort.ru. "Этот рынок растет семимильными шагами,— радуется Алексей.— Он появился в первой половине 2000-х, вместе с началом активного роста цен на недвижимость после обвала 98-го. Но если тогда заключались единичные сделки, то сейчас у меня, например, 30-35% сделок — гуртовые". По наблюдениям Алексея, рынок меняется не только количественно, но и структурно. Раньше это были только студенты и малообеспеченные менеджеры, теперь же значительная доля представлена 30-летними с приличным доходом. "Ведь совместный съем помогает не только существенно сэкономить на квартире, при этом выигрывая в качестве, но и решить множество бытовых проблем, таких как покупка еды, наведение порядка. Да и в шахматы после трудового дня поиграть с живым соперником, а не с компьютером интересней",— объясняет он.

Помимо сайта для поиска сожителей Алексей разработал типовой "договор гуртовиков", в котором зафиксированы все выплаты и обязанности, а сторона, выходящая из соглашения, "обязана найти себе замену, устраивающую других участников соглашения и Арендодателя". Впрочем, на его памяти такой договор подписала пока что лишь одна компания съемщиков.

Осталось убедить владельца
Арендодатель — это вообще-то главная проблема молодого на рынке аренды сегмента. Полной готовности к гуртовому проживанию на его территории собственник жилья не демонстрирует. "Боится пока собственник, это правда,— подтверждает Алексей Алешко,— хотя бояться нечего". "В связи с кризисом, нужно сказать, психология арендодателя потихонечку начинает меняться, по причине того, что, сдавая квартиру не одному арендатору, а группе, он имеет возможность не снижать цену. И, как правило, квартиры, которые сдаются вскладчину на две семьи, дороже, чем на одну",— подсчитала Мария Жукова.

Опасения владельцев на самом деле не очень в этом случае обоснованны. Вот что считает по поводу описываемой тенденции профессор социальной психологии Надежда Лебедева: "Появление феномена flatmates в России — явление очень прогрессивное. База для его появления — рациональность: люди экономят издержки, попутно решают проблему недостатка общения и повышения престижа, своей рыночной капитализации за счет указываемого новым знакомым адреса в престижном районе".

Надежда Лебедева уверена, что генетическое отвращение к коммуналке, где "дустом пахнет ядовито, примусом несет", не имеет к этим людям будущего никакого отношения: "Русская культура — это культура коммуникативная, "отношенческая", для нас эта сфера имеет едва ли не первостепенное значение. Коренное отличие от коммуналок здесь в том, что в коммуналках люди соседей не выбирают, а для человека ничего нет тяжелее вынужденного, навязанного общения с чужими по духу людьми. В случае же с явлением flatmates люди сами выбирают себе пару для проживания, и в случае несходства взглядов, привычек, конфликтов ситуация легко разрешима: можно поменять соседа или квартиру. Человек страдает тогда, когда он не свободен в выборе, когда он является объектом чужих манипуляций, когда же он — хозяин своей судьбы и делает свободный выбор, он и относится к последствиям этого выбора с большей ответственностью".

Заглядывая вперед, Надежда Лебедева предрекает улучшение социокультурного ландшафта города: "Молодые люди будут выходить в свет парами и знакомиться с такими же парами, будут дружить домами, устраивать перекрестные вечеринки и т. д. Общение с внешним миром будет более безопасным — всегда есть друг, способный поддержать и прийти на помощь, работающая молодежь будет "тусить" по выходным, остальное время будет проводить дома, в своем комфортном жилье. Его близость к центру позволит чаще выходить в театры, на концерты и т. д. Кроме того, такой опыт совместного проживания для молодых людей бесценен, это естественный тренинг коммуникативных способностей, умения ладить, уступать, находить компромиссы, помогать друг другу решать проблемы, поддерживать друг друга в тяжелую минуту. Возможно, после такого тренинга и разводов в молодых семьях впоследствии будет меньше".

Такого же мнения придерживается маклер Алексей Алешко. "По моему опыту, flatmates — продвинутые люди западного уклада, которые если и безобразничают, то сдержанно".

ЕКАТЕРИНА ДРАНКИНА



КоммерсантЪ-Деньги
06.02.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов