Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Эквадорский десант

Комфортный климат, безвизовый въезд, простота и дешевизна получения вида на жительство, знакомый американский доллар в роли местной валюты... Похоже на мечту, несмотря на некоторые типичные латиноамериканские минусы. Неудивительно, что в этой маленькой стране обосновались тысячи россиян.

На высоте
До экватора от столицы Эквадора Кито — километров 25, но вечером все равно прохладно, сказываются 2500 м над уровнем моря, тут даже температура у кипящей воды меньше 100°C. Если отправиться на запад от Анд, к Тихому океану, окажешься в тропиках, на восток — попадешь во влажные джунгли Амазонии, зато посередине климат относительно умеренный, в сосновые леса неподалеку от столицы местные русские даже по маслята ходят.

Кито — самый населенный город страны, и почти все русские, конечно, предпочитают осесть в нем. Их в Эквадоре около 10 тыс.: кто-то просто живет, получая средства из России (для комфортного существования в Эквадоре хватает $1,5 тыс.), кого-то тут держат старые российские грехи, кто-то ведет бизнес, в основном малый и средний.

Если говорить о торговле, то лучше из Эквадора что-то вывозить: традиционные цветы, бананы или, скажем, предметы из ценных пород дерева (к примеру, дверь из красного дерева можно купить за $100, а в Москве продать в 15 раз дороже). Доставка 20-футового контейнера до Москвы обойдется в $5 тыс. Эквадорцам же не нужно ничего нового, то, что им привычно, то и покупают — это общее мнение моих собеседников. Пару лет назад два выходца из Екатеринбурга, надеясь крупно заработать, пригнали контейнер китайских телевизоров — до сих пор продают. Правда, привезенный кем-то контейнер водки разошелся довольно быстро...

Первым "нашим", с которым я пообщался, был хорошо известный в рунете блогер Apazhe — Арсений Федоров (местные соотечественники зовут его Апач). Арсений живет в Кито уже два года. Как многие эквадорские русские, кормится с интернет-проектов, ведет блог apazhe.net и в общем особо не напрягается, чему способствует местный климат и приятные цены. Его скромных по московским меркам заработков вполне хватает на еду, приличную квартиру в безопасном центре (в Кито можно снять "однушку" за $50 в месяц, но Арсений арендует хорошее жилье за $350) и простые развлечения, а тысячи испанских слов — для общения.

Безопасность в Латинской Америке — понятие условное. Ночью в отличие от Европы или Юго-Восточной Азии лучше не гулять, даже по центру города. И даже днем лучше не "светить" дорогой аппаратурой или деньгами. Самого Федорова за два года пару раз пытались ограбить. "Но как-то вяло, без энтузиазма. Рожа слишком угрожающая, испугались,— смеется Арсений.— А, к примеру, на русском форуме есть гражданин, которого стабильно раз в полгода грабят, причем средь бела дня".

"Я климатический мигрант,— говорит Арсений.— Эквадор — уникальное место, 12 климатических зон. А в Кито и подавно вечная весна, днем — без лютой жары, ночью — просто прохладно".

Пионеры экватора
Сейчас туристическая компания Дмитрия Фиссакова Ecuador Tur занимает офис в высотном здании в деловом центре Кито. А восемь лет назад Дмитрий приехал в Эквадор с $5 тыс., купив билет из Москвы за $640 (сейчас цена — минимум $1,5 тыс.),— столько у него осталось после дефолта 1998 года. В Новосибирске у Фиссакова была сеть магазинов бытовой техники.

"Когда доллар скакнул с 6 до 30 рублей, а у тебя долларовый кредит в $100 тыс., сам понимаешь, какая это задница,— вспоминает Дмитрий.— А лет мне много, пережил все кризисы и революции, надоело падать, так что начал искать спокойное место для старости".

Надо сказать, подошел к поиску Дмитрий основательно — сразу чувствуется советское техническое образование: "Я наметил несколько параметров: во-первых — легальная и недорогая эмиграция, во-вторых — простота языка (может, мне поначалу и хотелось жить в Финляндии, но как представишь, что надо учить финский,— желание пропадает), а на испанском полмира говорит, климат опять же приятный, а еще менталитет местный, лояльное отношение к иностранцам".

Дмитрий, как и большинство наших в Эквадоре, начал с роз, но его "кинули" новосибирские партнеры (тут это не редкость, нет бывшего россиянина — плантатора или оптовика, которого не обманывали бы земляки). "Но мне повезло,— продолжает Дмитрий,— одна новосибирская фирма искала сбыт для своих сетевых карт (интернет только начинался) и прислала эти карты мне, так что я опутал своей сетью пол-Кито. Тогда везде была связь по медленному модему, и фактически мы стали таким масштабным, причем нелегальным, провайдером. Зато каждый корпоративный клиент нам за подключение ежемесячно платил от $50 до $200. Денег стало вполне хватать на жизнь, купил машину, привез сына из Новосибирска... Правда, когда стали появляться местные легальные провайдеры, пришлось выйти из дела..."

Затем была компания по ремонту ноутбуков, опять же первая в Кито. Начать следующий проект Дмитрию помогла страсть к путешествиям — он объехал весь Эквадор (ездит каждые выходные до сих пор), так что логично было извлечь из своего знания местности доход с помощью турагентства.

"Может, это нескромно, но я стал первым частным русским гидом в Эквадоре. Большинство в России даже не представляет, какая это уникальная страна, многие не знают даже, где она точно находится, а тут больше полусотни вулканов, почти все действующие, джунгли, Тихий океан, экватор, наконец, Галапагосские острова, экстремальный туризм... Когда я начинал, то на ресурсе "Турдом" задал вопрос: "Как мне раскрутить новое направление?" Мне ответили: "Дай $1 млн, и раскрутим". Но все оказалось много дешевле и проще — сайт, поисковики, и поток пошел... Пробовал договориться с московскими крупными операторами, но большинству на фоне массовки эта страна не нужна".

Конечно, путешествие в Эквадор — удовольствие недешевое (15 дней — от $2,5 тыс. плюс дорога), и рентабельность Ecuador Tur — 10-15%.

От порока до бананов
Андрей (фамилию он просил не указывать) чем только в Кито не занимался: продавал, как и все, цветы, налаживал сеть фотопечати, торговал оружием — вполне легально, до тех пор, пока полтора года назад не ввели налог в 300%, а пару лет назад организовал бордель. В планах у него — игровые залы.

"У меня мечта была почти с детства — стать хозяином классного притона,— рассказывает Андрей.— Тут же это все легально, оформляешь лицензию — и вперед. Причем я открыл лучший в Эквадоре бордель: пять этажей, дискотека, два бассейна... Жалко, но заведение пришлось закрыть, потерял $52 тыс.,— из-за воровства персонала, крали все. Девчонки русские тоже подвели — через пару месяцев повыскакивали замуж за местных, одна стала известной моделью..."

Бордель был ночью, а днем Андрей с партнером Виталием отправлял эквадорских студентов на учебу в Россию, на каждом зарабатывая $500 (российское образование в Эквадоре уважают, причем оно на порядок дешевле американского и раза в три — местного). В год удается отправить от 50 до 100 человек, пока бизнес на грани рентабельности.

Кроме того, партнеры приобрели 2 га розария в 70 км от Кито. "Вся прелесть цветочной плантации — быстрая оборачиваемость: раз в месяц, со скоростью выгонки цветов, а спрос на цветы стабильный, главное — угадать с расцветкой,— говорит Андрей.— Плантация за год вполне может "отбиться"". По его словам, с гектара можно получать до 70 тыс. роз, в деньгах это до $20 тыс. ежемесячно.

В Эквадоре в отличие от России или даже Голландии, где цветы выращивают, как правило, в теплицах, климатические параметры для роз — одни из лучших в мире. И около десятка плантаций принадлежат россиянам. Более того, площади под выращивание цветов купили также около десяти российских фирм, ранее занимавшихся исключительно оптом.

Сейчас в Эквадоре начинается ажиотаж — 8 Марта на носу, цены на цветы поднялись, консолидаторы уже сбиваются с ног. Их в Кито пара десятков — это специалисты (обычно русскоязычные), формирующие на месте партии товара и выстраивающие логистические цепочки. Цветы доставляют на самолете в Амстердам, дальше — на фурах в Россию.

С цветами работает и сын Дмитрия Фиссакова Борис — отправляет их коробками в Россию. Коробка идет пять дней, в каждой 300 роз — это примерно 25-30 кг (доставка 1 кг обходится в $2), консолидатор получает 1 цент с цветка — тут можно зарабатывать только на больших объемах. Цена роз в местном опте — $0,5-1 за штуку. Ежедневно к нам из Эквадора отправляется несколько тысяч цветочных коробок. Кстати, для России розы выращиваются специальные — длинные, со стеблем 80-90 см, а в США, к примеру, любят розы на "короткой ноге", длиной 50 см.

Цветочный бизнес в России почти закрыт для новичков, вклиниться же в эквадорское оптовое звено или стать плантатором вполне реально, были бы деньги. Собственную плантацию в Эквадоре иметь выгодно — прибыль может увеличиться вдвое, ведь себестоимость цветка на кусте — 18-20 центов. "После посадки черенка роза дает первый цветок спустя семь месяцев и дальше цветет ежемесячно,— говорит Борис Фиссаков.— Тут главное — угадать с модой. Два года назад все просили зеленые соцветия, а сейчас хотят желтые".

Большая проблема — персонал эквадорских розариев, зарабатывающий $200 в месяц, ворует черенки эксклюзивных сортов и продает их на соседние фермы. Что касается "входного билета", то полуразорившаяся плантация в 15 га стоит $0,5-1 млн, цена успешно работающей — от $2 млн.

Если спускаешься по серпантину с Анд во влажные тропики, в какой-то момент попадаешь в сплошные банановые плантации. До 90% всех бананов в России родом из Эквадора, при этом к нам уходит пятая часть его бананового урожая (за 11 месяцев 2008 года — 48,8 млн коробок). Крупнейшие российские импортеры бананов JFC, Sunway и Sorus давно приобрели банановые плантации в собственность. Первой была компания JFC — 40 га обошлись ей в $432 тыс., затем она расширила свои владения почти до 3000 га.

Технология работы с бананами стандартная: плоды срезают зелеными, затем они три недели плывут на кораблях в Санкт-Петербург, а непосредственно перед отправкой в розницу бананы на пару дней помещаются в камеру газации, где под воздействием этилена у них желтеет кожура.

Наш человек в джунглях
Чтобы добраться до "русского" отеля в амазонских джунглях, нужно сначала час лететь из столицы до городка Кока — через 20 минут полета снежные Анды сменяются зеленым ковром джунглей. После самолета вас ждет каноэ — еще 45 минут вниз по реке Напо, к границе с Перу, вдоль сплошной стены леса по берегам, мимо индейских селений, под крики попугаев и мартышек. В этих диких местах вполне можно встретить анаконду и страшного ягуара. Впрочем, местные жители уверяют, что ягуар представляет серьезную опасность лишь для субтильных индейцев, европейцы же кажутся ему слишком большими и сильными. Как раз за такие картинки и впечатления и готовы платить туристы.

Совладельца Arcoiris Jungle Lodge Андрея Шатунова, как и Дмитрия Фиссакова, занес из России в Эквадор кризис 1998 года. "Тогда я занимался поставками мяса в Россию из Дании, оборот достиг $1 млн в месяц, дело шло неплохо, но после августа 1998-го мы "попали" на тот же миллион, да еще люди стали есть мяса раз в пять меньше,— вспоминает Андрей.— Так что пришлось продать коттедж на Калужке и искать место потеплее, но вне России. Думал об Австралии, даже приобрел там землю на побережье, но возникли проблемы с бизнес-визой — три раза отказывали. Потом съездил в Коста-Рику и Гватемалу — не понравилось, захолустье. А вот когда попал в Эквадор, понял — мое... Сел в такси, так водитель, узнав, что я из России, полез обниматься — оказывается, у него брат у нас учился, причем бесплатно".

Эквадорский бизнес Андрей Шатунов начал с возведения конхунто (кондоминиума) "Европа" на девять домов, купил в ближнем пригороде Кито 4,5 тыс. кв. м под застройку. Проект реализовывали 2,5 года, но зато себестоимость получилась смешной даже по тогдашним московским меркам — $250 за "квадрат". Цена одного дома площадью 186-200 кв. м — от $85 тыс. (для русских друзей) до $115 тыс., рентабельность проекта — около 30%. "Пусть не так много удалось заработать, зато я приобрел отличный строительный опыт, и дальше родилась идея — построить собственный отель, причем не где-то, а в центре джунглей",— говорит Андрей.

Казалось бы, более логично было строить отель на побережье или, на худой конец, в столице, но это только на первый взгляд. Прежде всего, побережье Эквадора — так себе, пляжи среднего качества, инфраструктура развита слабо (русские некоторое время назад пытались открыть отель Russia на побережье, но неудачно). А в Кито гостиниц, причем недорогих, уже более чем достаточно.

"Западные туристы очень любят устраивать приключения на свою задницу, многие в Эквадор за этим и приезжают. Это не россияне, выбирающие пляжи Турции и Таиланда,— американцам и европейцам подавай дикую природу. Причем стоит бунгало в джунглях зачастую дороже, чем "пять звезд" в городе, сутки аренды — от $200 за человека",— рассказывает Андрей.

Впрочем, эта сумма учитывает походы с проводниками по джунглям, возможные встречи с животными, ловлю пираньи в Напо, настоящих индейцев, а не "туристических". Плюс шаман, который проводит ритуал с использованием напитка ауяска из одноименной лианы. С напитком надо быть предельно осторожным — его наркотическое воздействие гораздо сильнее, чем рассказывают местные, да и реакцию желудка предсказать трудно.

В партнеры Шатунову удалось привлечь еще одного русского бизнесмена — Андрея Ширяева, несколько лет проживающего в Эквадоре. В прошлом он редактор российского журнала Hard & Soft, а ныне владелец ресурса russianecuador.com и американской компании, разрабатывающей веб-сайты с помощью российских и украинских спецов. Доходы от нее вполне позволяют безбедно жить в Эквадоре.

"Мы все прыгнули в Shevrole Tahoe и отправились в Амазонию искать место под отель,— вспоминает Шатунов.— Машину за поездку полностью раздолбали, зато нашли участок в 50 га чуть ниже города Кока, на берегу притока Амазонки — реки Напо. Договорились на $48 тыс.".

Однако Андрей Шатунов предупреждает: с землей тут не все так просто: "Бесхозные, казалось бы, просторы джунглей на самом деле распределены между индейскими коммунами и племенами, и решение о продаже земли должно быть принято единогласно". Другая проблема автономного строительства — удаленность от цивилизации. В результате постройка Arcoiris Jungle Lodge заняла в три раза больше времени, чем планировалось,— 2,5 года — и обошлось в более чем $500 тыс., несмотря на невысокие зарплаты местных работяг (хороший каменщик получает от $350 в месяц). Во многом здесь виноваты привычки и особенности эквадорского рабочего класса (с 12 до 15 — обед, уже в четверг начинается уикенд) и тотальная необязательность. Здесь стоит упомянуть популярную эквадорскую пословицу: "Умный живет за счет дураков, а дураки работают".

Дорог в джунглях нет, зато есть реки. Транспортную проблему Андрей Шатунов решил, построив 17-метровое каноэ — оно обошлось более чем в $3 тыс. плюс мотор Suzuki. "На этом каноэ мы и перевезли все стройматериалы из города, на один бензин ушло $15 тыс. Остальные средства пошли на 10 бунгало, рассчитанных на 24 гостя, с душем, джакузи, общим бассейном, рестораном, автономным электроснабжением. А также на скоростную моторную лодку, необходимую на всякие неприятные случаи. Например, есть такая змея — бушмейстер, так после ее укуса есть всего четыре часа, чтобы добраться до госпиталя",— рассказывает Андрей.

Отель открылся полгода назад, но номера в нем уже вовсю бронируются, пока — около 20 гостей в месяц, но Шатунов провидит агрессивную маркетинговую политику, предлагая агентствам комиссию 30% (при обычных 15%), что уже начало давать свои результаты. "Оказалось, и в джунглях есть конкуренция, конечно, не такая, как в городе, но все же: вдоль Напо построено еще три отеля, все принадлежат иностранцам. Но до комфорта нашего им далеко,— уверяет Андрей,— по бизнес-плану отель должен "отбиться" за пару лет. Когда мы открывались в августе прошлого года, пригласили местных туроператоров, и те просто обалдели — никогда такого комфорта в джунглях не видели, у иностранцев обычно "удобства на этаже". Даже чтобы попасть внутрь бунгало, ключ не нужен, вход — по отпечатку пальца, подобных технологий нет даже в пятизвездных отелях в Кито, да и ключ в джунглях не потеряешь". По словам Шатунова, их отелю необходимо от 8 до 12 человек персонала.

Однако сейчас "по семейным обстоятельствам" Андрей Шатунов решил продать 25% своих акций отеля — недорого, за $150 тыс.

Тревожные сигналы
Услуги адвоката по оформлению бизнес-визы стоят порядка $4-6 тыс., плюс к тому на депозит в банке следует внести $30 тыс.— на время оформления визы (60-120 дней). И через три года вы получаете вид на жительство. Сложно найти страну, более приветливую в отношении иммигрантов. Вместе с тем все местные предостерегают от мошенников, предлагающих услуги втридорога или берущих деньги и исчезающих... Кстати, форумы русских эквадорцев пузырятся склоками и взаимными обвинениями. Так или иначе, выбирать партнера в Эквадоре нужно осторожно.

Другая проблема — язык. Без испанского, хотя бы в начальном объеме, заниматься бизнесом в этой стране — себе дороже, обманут. Как уверяли мои собеседники, лучший способ изучения языка — подружиться с местной женщиной. Так, Борис Фиссаков рассказал, что месяцы изучения испанского в России ему ничего не дали, но, стоило ему приехать в страну и начать встречаться с местной девушкой, как "язык сам пришел". Правда, опытные Андрей и Виталий предупреждают, что "у всех эквадорок одна цель — выскочить замуж за иностранца, уехать из страны и, желательно, лишить его денег — таких примеров не счесть".

Для полноты картины надо упомянуть, что существует пессимистичный взгляд на будущее бизнеса в Эквадоре — дело в том, что уже полтора года в стране социалистически ориентированное правительство.

"Боюсь, может случиться венесуэльский сценарий, там уже дошло до национализации предприятий, многие даже начали выводить капиталы в соседнее Перу, там и налоги ниже,— говорит Андрей Ширяев.— У нас несколько нефтяных вышек тоже уже национализировали, дороги стали бесплатными, а их состояние — хуже, а это показатель. Я свой дом уже продал".

Надо сказать, что с 1998 по 2006 год в Эквадоре пять раз менялся президент. Последний издал указ, запрещающий пролет иностранных спутников над территорией страны,— а это показатель.

ДМИТРИЙ ТИХОМИРОВ



КоммерсантЪ-Деньги
04.02.2009



Используйте наши ножи benchmade вместо отвертки, очень удобно!
Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2017, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов