Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Президент МТС Михаил Шамолин

«Сейчас МТС конкурирует не только за лучший продукт и сервис, но и за деньги»

Пока "Вымпелком" совершает одну крупную покупку за другой, президент МТС Михаил Шамолин охотится на слонов. Он по-охотничьи выжидает, когда наступит эпоха мобильного интернета, которая после кризиса обеспечит оператору бурный рост.


"СЕКРЕТ ФИРМЫ": Первые результаты официальных продаж iPhone огорчили всех российских операторов. На что вы рассчитывали и сколько этих телефонов удалось продать?

МИХАИЛ ШАМОЛИН: Мы не имеем права раскрывать данные о продажах по контракту с Apple. Я бы сказал так: по итогам четвертого квартала продали меньше, чем хотели (по некоторым данным, на 25%.— СФ). Повлияла девальвация рубля и отсутствие русскоязычной версии iTunes. А вообще, нужно подождать как минимум год, чтобы понять динамику продаж.

СФ: Подключенный к МТС iPhone можно купить в магазине за 5990 руб., к "Мегафону" — за 49 руб. Операторы субсидируют его покупку?

МШ: В случае с "Мегафоном" его не продают, а сдают в аренду с последующим выкупом. Насколько мне известно, прямым субсидированием покупки iPhone никто не занимается. Мы ничего не зарабатываем на продаже iPhone, но не субсидируем его покупку (операторы зарабатывают на дорогостоящих контрактах, запущенных специально для владельцев iPhone.— СФ).

СФ: МТС заключила контракт с Vodafone, по которому совместная закупка телефонов позволит МТС продавать в своей розничной сети некоторые модели на 30% дешевле. Что еще принесет вам партнерство с Vodafone?

МШ: Главный смысл партнерства — доступ к тому, что мы считаем лучшим мировым ноу-хау в области мобильной связи. Vodafone уже сделал ошибки, которых мы можем избежать. Во всем, что касается строительства сетей третьего поколения или услуг мобильного интернета, закупок и собственной розницы, нам очень удобно копировать успешные модели.

СФ: И что получает Vodafone взамен своих ноу-хау?

МШ: Это дает Vodafone возможность понять, что такое бизнес в России, на тот случай, если они захотят выйти на наш рынок. Каждый раз, когда мы забираем у Vodafone какое-то ноу-хау, мы не платим за это. Если мы получаем прибыль или экономию, то в определенной пропорции делимся ею с Vodafone. Но есть вещи, которые достаются нам в рамках партнерства совсем бесплатно. Например, мы возьмем рекламный ролик, который был снят Vodafone, переделаем его под МТС и запустим.

СФ: Уже выходили такие ролики?

МШ: Пока нет, но выйдут.

СФ: У Vodafone давно есть собственная розница, а вы только начинаете ее строить. Что заимствуете?

МШ: Большая часть сотовых ритейлеров имеет до 350 моделей телефонов на салон, при этом 90% продаж составляют 50 моделей. Урок номер один: надо оптимизировать линейку телефонов.

СФ: Разве это не было понятно и без Vodafone?

МШ: Вопрос не в том, знаем ли мы банальнейшие вещи. Дело в деталях: как выбрать эти модели, организовать учет, мотивировать продавцов, как заключать контракты с поставщиками.

СФ: От приобретения "Евросети" вы отказались, с "Беталинком" заключили франчайзинговый договор, а с "Телефон.ру" ведете переговоры о покупке. По какому принципу вы собираете активы для розничной сети?

МШ: Мы смотрим на все сети, которые кажутся нам привлекательными с точки зрения расположения и качества салонов, наличия сильной управленческой команды. От "Евросети" мы отказались потому, что совокупная стоимость актива, учитывая объем долговых обязательств, показалась нам неоправданно высокой.

СФ: Текущий долг МТС составляет $990 млн, тогда как у "Вымпелкома" — $1,75 млрд. Недавно МТС разместила три облигационных займа и объявила о планах размещения еще двух, но при этом вы экономите. Почему?

МШ: Президент ВТБ Андрей Костин хорошо сказал о "кэш-кулаке". Я думаю, для нас это очень релевантно. Сейчас компания конкурирует не только за лучший продукт и сервис, но и за деньги. Это дает возможности, которых могут не иметь конкуренты просто потому, что у них таких денег нет. В том числе возможность строительства сети третьего поколения 3G, которая сделает доступ в интернет более быстрым.

"Люди приходят домой и сидят перед телевизором"
СФ: В регионах, где появляется 3G, абоненты уже могут совершать видеозвонки. Какие еще инновационные услуги появятся в России с развитием сетей третьего поколения?

МШ: Видеозвонок не пошел, и совершенно очевидно, что не пойдет уже никогда. Люди не получают удовольствия от того, что громко говорят и смотрят в телефон. Когда эта услуга впервые внедрялась у европейских операторов, все считали, что это killer application. Реально меньше 1% абонентов воспользовались видеозвонком — нет потребности (тем не менее МТС предоставляет эту услугу там, где есть сети третьего поколения.— СФ).

СФ: В чем есть потребность?

МШ: В мобильном интернете. Вот у вас iPhone, и у меня тоже iPhone. Если с его помощью я не зайду в интернет пять-десять раз в день, то это какой-то странный день. Еду в машине — смотрю электронную почту, новости, котировки акций МТС.

Мы должны сделать так, чтобы абонент мог быстро выйти в интернет и приобрести контент, желательно на наших порталах и расплачиваясь с лицевого счета.

СФ: В начале 2008 года вы прогнозировали, что за счет мобильного интернета с новой силой возобновится рост ARPU (доход с одного абонента), который в последнее время сильно замедлился. Когда и насколько вырастет ARPU у МТС?

МШ: Я говорил как минимум о 25-процентном росте ARPU от передачи данных (по итогам третьего квартала 2008 года ARPU МТС составил $11,5.— СФ). Но кризис смешал все карты — сократилась деловая активность. Люди приходят домой и сидят перед телевизором. Им не о чем говорить, и рост потребления сотовой связи совершенно точно замедлится. В 2009 году, по самому оптимистичному прогнозу, потребление вырастет на 15%. По пессимистичному — может упасть (по данным Минсвязи, в 2008 году рынок связи вырос на 22%.— СФ).

СФ: Сколько продлится падение?

МШ: Год-два будет кризис. Потом все встанет на свои рельсы, и ARPU будет расти за счет мобильного интернета в течение трех-пяти лет. Интернет — это будущее, потому что это удобно, а удобство — ключ к прогрессу потребления. Это уже лавина, которую не остановить. Количество интересных сервисов в интернете будет увеличиваться в геометрической прогрессии.

СФ: Какими будут эти сервисы?

МШ: Широкое распространение получит мобильная реклама. В Великобритании есть виртуальный оператор Blyk, у которого 300 тыс. абонентов вообще не платят за связь, соглашаясь получать мобильную рекламу. И ее эффективность на 40-60% выше телевизионной при более низкой стоимости.

Местонахождение абонента станет определяться автоматически, и на телефон будет приходить реклама того, что находится вокруг. Выезжая на шопинг, абонент сможет набрать "Хочу купить ботинки Santoni за 300 евро", и телефон покажет на карте, где они есть по такой цене. Купив в магазине зубную пасту, абонент получит сообщение о специальном предложении на зубную щетку. Это будет уже через два года по всему миру!

СФ: А что, наоборот, исчезнет?

МШ: Можно уже не заморачиваться, например, с дисками blue-ray, которые приходят на смену DVD. Этого уже не будет. Все станет потребляться через интернет — фильмы, ситкомы и все остальное. Телевидение тоже будет передаваться через интернет, через устройство размером с iPhone. Ты приходишь домой, подключаешь его к телевизору, и все передается на экран. Поэтому мы и заинтересованы в распространении iPhone среди наших абонентов. Это тренажер для обучения пользованию мобильным интернетом.

"Это не просто теория в моей голове"
СФ: МТС построила сети третьего поколения уже в 19 российских городах, а в Москве частоты заняты военными. Как будете решать проблему?

МШ: Сейчас рабочая группа, куда входят представители Минсвязи и Минобороны, определяет, создают ли наши базовые станции помехи для военных систем. Эксперименты по совместимости в метро и внутри зданий уже завершены, в январе этого года они начались на улице. Если подтвердится, что проблем совместимости нет, то уже к началу 2010-го наша сеть 3G будет покрывать центр города и основные магистрали.

СФ: "Вымпелком" не стал дожидаться разрешения на строительство сетей 3G. Он поглотил Golden Telecom и Corbina Telecom, что позволило ему предложить абонентам скоростной интернет по сетям Wi-Fi. Почему вы в ответ не приобрели интернет-компанию или не построили сеть сами?

МШ: Сейчас "Комстар" (входит в группу "Система Телеком" вместе с МТС) строит в Москве сеть Wi-Fi, в которой точки доступа установлены дома у его клиентов. Им дается скидка за возможность публично использовать их точки другими клиентами (при отключении пароля домашней точки Wi-Fi доступ к ней получит любой оказавшийся поблизости владелец iPhone.— СФ). Таким образом, покрытие Wi-Fi в Москве будет организовано в течение года и окажется не хуже чем у Golden Telecom. В будущем мы сможем использовать сеть Wi-Fi "Комстара". Но сетью 3G пользоваться удобнее. Во-первых, нет сплошного покрытия Wi-Fi, во-вторых, у этой услуги отсутствует роуминг. В-третьих, чтобы войти в сеть, нужно ввести логин и пароль, а в 3G ничего вводить не нужно. Если я еду в машине, иду, даже если просто сижу на месте — все равно переключаться и вводить пароли я буду только при безумной разнице в цене между 3G и Wi-Fi.

СФ: Вы считаете, что нашумевшее слияние "Вымпелкома", Golden Telecom и Corbina бессмысленно?

МШ: Пока мы не видим доказанного эффекта синергии. Абоненту просто предлагается контракт мобильного оператора и широкополосный доступ в интернет в одном флаконе со скидкой. На наш взгляд, больший потенциал несет в себе интеграция не с операторами, а с контент-провайдерами. Тогда абонент будет платить не только за связь, но и за контент.

СФ: Значит, вы станете скупать контент-провайдеров?

МШ: Партнерство с ними для нас пока более эффективно. В ближайшее время вы увидите конкретные шаги в этом направлении. Мы уже крупнейший продавец контента среди сотовых операторов и будем дальше играть на этом поле. Я не хочу говорить о потенциальных проектах раньше времени, но это не просто теория в моей голове.

"Никаких серебряных пуль или золотых правил не существует"
СФ: Чем вы занимаете голову за пределами офиса?

МШ: Я охотник со стажем. Езжу и на традиционную русскую охоту, и в Африку, в экзотические страны. Охочусь на слона, крокодила, буйвола. Еще занимаюсь спортивным пилотированием, езжу на спортивном мотоцикле, занимаюсь подводным плаванием, горными лыжами и серфингом. Люблю все экстремальные виды спорта.

СФ: Откуда берется время на то, чтобы управлять МТС?

МШ: Я работал в компании McKinsey, где люди обычно проводят на работе по 16 часов в день. Я работал не больше десяти, и мое продвижение по карьерной лестнице это не замедлило. Думаю, одна из задач менеджера на любой позиции — это организовать работу так, чтобы добиваться результата в рамках восьмичасового рабочего дня.

СФ: Как вы это делаете?

МШ: Никаких серебряных пуль или золотых правил, которые делают руководителя успешным, не существует. Любую книжку откройте, и вот они — принципы управления компанией. Основные ингредиенты: профессионалы на своих местах, четко поставленные цели, система измерения этих целей и система мотивации, привязанная к системе измерения. Все остальное происходит само собой.

Павел Куликов

Секрет фирмы
02.02.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов