Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Cash милосердия

Senior Hotel Group создает в России сеть элитных домов престарелых в расчете на западных инвесторов

Начиная свой проект, Кобляков с самого начала думал не только о нуждах пожилых людей, но и о привлекательности этого бизнеса для инвесторов. Без серьезных вложений не обойтись, и лучше заранее оценить, какой будет отдача. По подсчетам учредителей Senior Hotel Group, на открытие 25 отелей для стариков в течение пяти лет требуется примерно €111 млн, зато при продаже всего проекта в 2013-2016 гг. возврат для инвесторов превысит €380 млн. Насколько реальны эти планы? В первые два подмосковных отеля вложено более $4 млн, однако начало их полноценной работы уже сдвинулось с прошлого года на следующий. А подписавшая 1 июня договор о полном финансировании всего проекта девелоперская «дочка» российской нефтеперерабатывающей компании 26 августа отказалась от сотрудничества. Зато на этой неделе у Коблякова назначена в Страсбурге встреча с группой европейских инвесторов, переговоры с которыми были прерваны после появления на горизонте российского девелопера. Тогда европейцы были готовы профинансировать часть проекта. Но теперь Кобляков может предъявить им не только «именное» постановление № 1199/48 губернатора Московской области Громова о поддержке проекта, бизнес-план, юридическую структуру группы и французского партнера — европейского оператора подобных отелей Group Almage. Первый парк-отель Moninot с октября уже принял 14 постояльцев. Среди них бабушка известного депутата-миллиардера, которую он перевез на бизнес-джете из такого же заведения в Германии. Senior Hotel Group осенью 2007 г. взяла в аренду с правом выкупа санаторий в поселке Монино (общая стоимость 60 млн руб., 4,2 га в 25 км восточнее Москвы). Пока отремонтированы и начали действовать жилое помещение на семь номеров и учебный центр для персонала. Той же осенью группа купила за €2,4 млн бывший пионерлагерь с участком 4,7 га в поселке Денежниково в 25 км к югу от Москвы, законсервировала здания и начала готовить архитектурный проект парк-отеля «Сторица».

От гостиницы уровня «три звезды+» интерьеры отеля отличаются широкими, чтобы можно было проехать на коляске, дверьми, поручнями на стенах и отсутствием лестниц — только пандусы с наклоном не более 6%. Номера обставлены французской мебелью, приспособленной для немощных людей, и оборудованы техникой от фирмы Arjo. Ведь в Moninot в отличие от большинства заведений для пожилых принимают стариков и с болезнью Альцгеймера, и с постинсультным состоянием, и с последствиями перелома шейки бедра. Плату на уровне €150 в сутки может позволить себе не каждый, но ведь это не дороже отдыха в подмосковном отеле, говорит Кобляков.

ПРЕИМУЩЕСТВО ДЕФИЦИТА

На российском рынке бизнес Senior Hotel Group по большому счету и сравнить не с чем. В подготовленном методом «тайного покупателя» маркетинговом обзоре компании BMGroup отмечается, что «рынок геронтологических центров/домов постоянного проживания для пожилых людей [даже] в Москве и Московской области не развит». В старейший в стране геронтологический центр «Переделкино», созданный в 1922 г. для ветеранов компартии по указанию Ленина, принимают в основном через комиссию Федерального агентства по здравоохранению и соцразвитию. Зеленоградский проект правительства Москвы — пансион «Никольский парк» — при всей комфортности и обилии реабилитационных услуг все-таки «не вполне подходит для постоянного проживания людей с ограниченными возможностями», говорится в обзоре. А номера коммерческого дома престарелых «Медсервис-Таруса» в Калужской области скорее «соответствуют уровню двухзвездочной гостиницы».

Количество платежеспособных клиентов в столице BMGroup оценила в 4000-5000 человек, прирост целевой аудитории в ближайшие пять лет — в 5-10% в год, а ежегодную потенциальную емкость этого рынка — в $170-250 млн. Замгендиректора и совладелец патронажной компании «Реалмедсервис» Алексей Еременко с подсчетами исследователей согласен и признается, что сам размышляет о таком расширении бизнеса.

Российский рынок платных медицинских услуг привлекателен для инвестиций даже в условиях финансового кризиса, считают специалисты консалтинговой компании Synopsis. Несмотря на спад экономики в целом, рост в этой отрасли сохранится за счет сокращения теневого сектора, и к 2011 г. объем этого рынка (без сектора ухода за пожилыми) может достигнуть 450 млрд руб. ($14 млрд). Для сравнения, Deutsche Bank оценивает рынок услуг немецких домов престарелых в €17 млрд (1-е место в Европе), а французских — в €13 млрд (2-е место).

ВЗРОСЛЫЕ ИГРУШКИ

Скажи кто выпускнику физфака МГУ Коблякову, что он займется строительством медико-социальных заведений, он бы, пожалуй, покрутил пальцем у виска. Заняв у друзей $5000, он в 1996 г. «ради прикола» купил за $3000 у «Мосфильма» и наследников прав на музыку из советских фильмов и напечатал три диска саундтреков: «Ваше благородие, госпожа удача», «Моей душе покоя нет» и «Где-то на белом свете». Никто не верил, что на них будет спрос, но в первые же выходные на «Горбушке» было продано 35 000 его лицензионных CD по цене $6 за штуку. Однако уже вторые выходные показали, кто на «Горбушке» хозяин. Рынок заполонили пиратские копии его дисков. Кобляков понял, что для лицензионной продукции нужен собственный канал продаж, и создал сеть «Узел развлечений», насчитывавшую 37 аудио- и видеосалонов только в московских супермаркетах «Перекресток» и БИН, в кинотеатрах группы «Каро». До начала 2000-х гг. компания выпустила около 50 музыкальных сборников. Чтобы грамотно вести дела с авторами и правообладателями, основатель компании окончил в 2001 г. еще и юридический факультет МГУ, а затем… продал все «меньше чем за $5 млн» и уехал во Францию. В Париже он купил книжный магазин и сделался основным поставщиком русской книги и музыки в местные университеты. И все же карьера книготорговца не стала главной.

Занятия в программе TRIUM, организованной на базе нью-йоркской Stern School of Business, Лондонской школы экономики и социальных наук и парижской HEC School of Management, подсказали ему новую идею. Так в российских книжных магазинах появились точки продаж головоломок Leonardo, изготовленных по лицензии бельгийской компании EUREKA. Сегодня оборот сети, в которой Коблякову принадлежит 45%, составляет, по его словам, около $1 млн.

Но это была не главная находка.

Однажды на семинаре TRIUM по экономике рынка услуг для стариков сидевший рядом люксембургский банкир Даниэль Шнайдер спросил, как обстоят дела с этим бизнесом в России. «У меня словно искра проскочила, — вспоминает Кобляков. — За это Даниэль получит 0,5% в одной из наших компаний». Позже, бросив письмо в веб-форум выпускников TRIUM, Кобляков познакомился с владельцем и директором Group Almage Марком Сайном, а когда идея проекта оформилась, пригласил в соучредители физфаковского друга, директора инжиниринговой компании «ТемпСтройСистема» Александра Клевцова.

«Мы с ним равноправные партнеры, — рассказывает Кобляков, — но пока 75% денег внес он». У них, признается основатель Senior Hotel Group, есть договоренность, что через четыре года он вернет другу с процентами разницу в инвестициях, на которую тот превысил его взнос.

ПРИМАНКА ДЛЯ ИНВЕСТОРА

Перспективный и практически свободный от конкурентов рынок — хорошо, но недостаточно для привлечения сотен миллионов долларов. Однако учредители постарались заранее угодить потенциальным инвесторам, создав облегченный механизм выхода из бизнеса с наименьшими налоговыми потерями. В ноябре 2006 г. в Московской области была зарегистрирована компания-собственник недвижимости (фрихолдер) ООО «ПарентСтройка», а в августе 2007 г. — компания-оператор ООО «ПарентСтройка-Помощник». Название выбирали с прицелом на иностранцев — в английской транскрипции ParentStroika схоже с популярным во всем мире словом perestroika, но происходит от слова «родитель». Между фирмами подписан 10-летний договор аренды всего имущества, и фрихолдер будет получать ежемесячную фиксированную ренту. Таким образом, основные инвестиции вкладываются во фрихолдера.

Кроме того, у обеих фирм иностранные владельцы. Для фрихолдера — кипрские ParentStroika Holding и финансовая Gentium, которая до 90% средств вкладывает в «ПарентСтройку» в виде займов под 15% годовых. По местному законодательству эти операции не подлежат налогообложению, а продажа такой компании не облагается налогом.

Для инвестирования в операторскую компанию создана холдинговая швейцарская фирма ParentStroika Pomoshnik Swiss, которая передает российской компании средства как вклад в ее капитал. При такой структуре капитальные вложения в оператора невелики, его прибыль передается швейцарскому холдингу в виде дивидендов. По соглашению между нашими странами они облагаются налогом на уровне 5-15%. При продаже доли в дочерней компании по российскому законодательству такая сделка налогом не облагается, а по швейцарскому ставка равна нулю.

Благодаря использованию медсестер из стран СНГ расходы на персонал в компании-операторе невысокие (16%), поэтому размер аренды, перечисляемой фрихолдеру, превышает ½ EBITDAR (прибыль до уплаты налогов, процентов, износа, амортизации и аренды). В результате фрихолдер уже на второй год после начала работы первого отеля будет получать операционную прибыль, а на четвертый начинается возврат вложенных средств. При продаже недвижимости или самой компании-фрихолдера через четыре года после начала строительства (а компании-оператора — через пять лет) внутренняя норма окупаемости инвестиций составит 34%.

ПО ФРАНЦУЗСКОЙ МОДЕЛИ

Senior Hotel Group и другие игроки рынка могли бы получить мощную поддержку от государства, если бы в стране существовала система авторизации, позволяющая передавать дома престарелых в управление частным компаниям. Однако тут есть препятствие. Как считает социолог Валентина Батий из Томского политехнического университета, сравнившая российскую и американскую системы медико-социального обслуживания (МСО) пожилых людей, разница между ними состоит в том, что у нас взаимоотношения учреждений стационарного обслуживания и государства носят линейный характер, а американская система децентрализована. Российской системой «легче управлять, но она лишена гибкости и практически не реагирует на спрос». В результате у нас около 1100 домов престарелых, рассчитанных на 330 000 мест, а в Штатах — 17 000, и обслуживают они более 1,5 млн пожилых людей. Впрочем, в американские МСО по национальной традиции люди с удовольствием отправляются, едва выйдя на пенсию. В России в дома престарелых переезжают в основном после 80 лет. С этой точки зрения наша модель больше похожа на французскую. Там, как говорит руководитель направления медико-социальных исследований компании Dolcea Паскаль Ласоньяс, решение семьи передать бабушку или дедушку в дом престарелых «больше нужда, чем выбор». На это идут, когда поддерживать в домашних условиях старого и больного человека становится небезопасно и для него, и для семьи. Каждое такое решение сопровождается чувством вины и не одобряется обществом, признает она, хотя в последнее время это меняется.

Сам же Кобляков в шутку признается, что вовсе не возражает против американской модели и даже «забронировал для себя место в одном классном заведении» — RRR Arrow в канадском городке Лондон. Человека, которому еще полвека до пенсионного возраста, за 100 канадских долларов там включают в лист ожидания. «Может быть, за этим ничего не стоит, как за пожизненной гарантией на зажигалки Zippo, которые, по статистике, теряются в первые два года, — смеется он. — Но место красивое».



SmartMoney
21.01.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов