Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Посолил помидоры

Два крупнейших российских производителя поваренной соли объединяются. Слияние организовано Максимом Протасовым, владельцем компании «Помидорпром» — известного производителя овощных консервов

Соль, спички, сахар — в триединстве об этих товарах всегда вспоминают в кризисные времена. Помнит об этом, видимо, и Максим Протасов, экс-консолидатор регистраторского бизнеса, а ныне владелец P-Holding group, объединяющей ряд активов пищевой промышленности, в том числе и компании «Помидорпром». Именно он в рамках новой структуры «Руссоль» начал активную скупку производителей поваренной соли. В октябре стало известно о поглощении астраханской компании «Бассоль». И вот через месяц новоиспеченный солепромышленник решил объединить свои усилия с другими игроками этого рынка, акционерами соляной компании «Илецксоль».

«Руссоль» после слияния с «Илецксолью» станет третьей в Европе компанией по добыче каменной соли и войдет в десятку крупнейших соледобывающих компаний мира (см. таблицу). В России она станет едва ли не монополистом, получив контроль над 70% производства пищевой соли. Тем не менее по продажам, несмотря на масштабы, займет лишь треть российского рынка пищевой соли (оценивается в 300–400 млн долларов), уступая лидерство украинской «Артемсоли» (см. график 1).





Наверное, именно поэтому Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не стала чинить препятствий сделке. Впрочем, у «Руссоли» и г-на Протасова есть желание и дальше консолидировать активы, сделать свой бизнес более маржинальным. Это, похоже, означает, что конкурентам из СНГ придется потесниться.

Отдам соль в хорошие руки

В начале декабря 2008 года акционеры ОАО «Илецксоль» и холдинга «Руссоль» получили разрешение ФАС на проведение обмена 50?процентного пакета акций холдинга «Руссоль» на 75% акций ОАО «Илецксоль». В итоге основными акционерами «Руссоли» теперь станут на паритетных началах P-Holding group и компания Armada, принадлежащая акционерам «Илецксоли», основной из которых Сергей Черный.

На первый взгляд может показаться, что владельцы «Руссоли» и ее основного актива «Бассоли» упускают выгоду, совершая такой размен. Ведь главным активом «Руссоли» до слияния была компания «Бассоль», которая разрабатывает крупное месторождение на озере Баскунчак в Астраханской области. Производственная мощность этого предприятия ? 3 млн тонн соли в год. А вот мощности оренбургской «Илецксоли», добывающей соль более дорогим шахтным способом, ? 1,2 млн тонн. В сделке, судя по всему, был учтен факт, что «Илецксоль» на сегодня, пожалуй, самое современное соледобывающее предприятие России. Оно недавно закончило дорогостоящую модернизацию и уже добывает примерно столько же пищевой соли, сколько «Бассоль»: в 2007 году ? 235 тыс. и 262 тыс. тонн соответственно. «Бассоль» опережает в разы «Илецксоль» лишь по добыче технической соли, но это менее дорогой и низкомаржинальный продукт. К тому же, по некоторым сведениям, структурам Протасова доплатят за это слияние живыми деньгами.

После проведения общих собраний акционеров дочерних обществ, входящих в «Руссоль», управление предприятиями холдинга будет осуществлять его стопроцентная «дочка» — управляющая компания «Руссоль», которую в качестве гендиректора возглавит Сергей Черный. По словам Максима Протасова, «в лице новых соакционеров мы нашли не только единомышленников, но и профессиональную команду, имеющую длительный опыт деятельности в соляной индустрии». Действительно, сделка для Протасова оказалась весьма привлекательной. Сергей Черный в соляном бизнесе уже много лет, знает его изнутри как никто другой, а Протасов — профессиональный инвестор, который ищет узкие ниши и старается занять в них доминирующее положение. Когда-то Максим Протасов начинал с регистраторского бизнеса («Панорама»), создав в итоге крупнейшего в России регистратора «Р.О.С.Т.». После продажи «Р.О.С.Т.» структурам Романа Абрамовича Протасов участвовал в капитале Казанского моторостроительного производственного объединения, был акционером Самарского подшипникового завода, зернового трейдера «Югтранзитсервис». А сейчас управляет Восточной геологоразведочной экспедицией, пищевым холдингом «Помидорпром».

Это только начало

«Руссоль» получила от ФАС список поведенческих условий одобрения сделки. Максим Протасов так прокомментировал эти условия: «Требования очень жесткие, но разумные. Сохранить объем производства, достаточный для обеспечения спроса на соль, не сокращать производственные мощности и не консервировать их, согласовать увеличение цен более чем на десять процентов, согласовать увеличение поставок на экспорт более чем на пять процентов».

Но в общем-то, если подумать, консолидация соляной отрасли выгодна регулятору. Ведь если что, спрашивать с меньшего количества игроков легче. Впрочем, «если что» пока не предвидится. Розничные цены на пищевую соль и так не растут, скорее даже падают, причем стагнация началась задолго до финансового кризиса (см. график 2).





В этих условиях мотив инвесторов консолидации соляного бизнеса может показаться неразумными. Да, можно согласиться с тезисом г-на Протасова, что в России соль стоит гораздо дешевле, чем где-либо в мире (мировые цены в рознице обычно составляют 70% от цены сахара, в России этот показатель 30%). Но в ситуации экономического кризиса вряд ли в среднесрочной перспективе можно ожидать тенденций к значительному повышению розничных цен. С чем в «Руссоли» и не спорят. По всей видимости, в холдинге есть план, который позволит серьезным образом нарастить доходы бизнеса и рентабельность продаж.

План этот почти очевиден. Во-первых, «Руссоль» продолжит консолидацию отрасли. Следующим шагом на этом пути может стать покупка третьего по величине российского производителя пищевой соли — компании «Тыретский солерудник» из Иркутской области, приватизация которого предстоит в конце февраля следующего года. Если удастся приобрести еще и это предприятие, то доля «Руссоли» в производстве поваренной соли в стране достигнет 85%. Еще компания интересуется покупкой готовящегося к приватизации румынского соляного гиганта САЛРОМ. Во-вторых, «Руссоль», скорее всего, начнет активнее выстраивать собственную сеть дистрибуции для повышения рентабельности всего бизнеса, ведь розничные цены в три-четыре раза выше отпускных заводских (см. график 2). Недаром «заход в соль» Протасов начал с создания соляного трейдера «Руссоль-Северо-Запад» и приобретения блокпакета в крупном торговце солью компании «Севзапрегионсоль СПб», контролирующем 60% рынка Санкт-Петербурга. Эффект от централизации дистрибуции очевиден. Это снижение расходов на продажи, формирование линейки разных видов продукта (по качеству, степени помола, упаковки), повышение качества сервиса для клиента (от химического предприятия до розничной сети). Наконец, «Руссоль» прямо или исподволь будет активнее бороться с импортом и замещать его собственной продукцией. Тем более что импортеры в последние годы агрессивно завоевывают все новые и новые позиции на отечественных рынках пищевой и технической соли (см. график 3).





По нашей информации, именно сейчас в правительстве рассматриваются меры по введению квот на импортную соль.

В подготовке материала принимал участие Андрей Виньков

Василий Лебедев

Таблица

Top-10 мировых производителей каменной соли

  Название Страна Объем добычи, млн тонн
1 Akzo Nobel Salt Нидерланды 16
2 North American Salt Сompany США 12
3 US Salt США 11,5
4 European Salt Company (ESCO) Германия 11
5 Salins Франция 4
6 «Артемсоль» Украина 3,6
7 ZudWest Deutche Salzwerke Германия 3,5
8 «Руссоль» Россия 1,8
9 Salinen Austria Австрия 1,6
10 British Salt company Великобритания 1,5

Источник: данные компаний



Эксперт
26.12.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов