Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Кадровый шопинг

Зачем укрупняются рекрутеры

Экономическая рецессия не привела к затишью в стане рекрутеров. Международная компания Adecco Global объявила о покупке российского кадрового агентства AVANTA Personnel. Генеральный директор Adecco Russia Константин Бряузов рассказал «Ко», почему компания решила расширяться, несмотря на кризис, и как изменятся правила игры на рынке труда.

Будучи одним из безусловных лидеров на мировом рынке рекрутинга, Adecco в России долгое время могла похвастать лишь значительно более скромными результатами. На отечественный рынок компания вышла в 2002 году, закрепилась в ведущей десятке, но всерьез претендовать на первенство не могла. Однако в условиях кризиса финансовое положение многих рекрутинговых фирм ухудшилось, и Adecco резко активизировалась. Уже в начале следующего года станет понятно, была ли это разовая сделка или на рынке рекрутинга предстоит укрупнение и перегруппировка сил.

– Насколько сейчас благоприятная обстановка для слияний и поглощений? Поскольку из-за кризиса рекрутинговым компаниям тоже приходится, снижая издержки, сокращать персонал.
– Мы хотели бы сохранить ту команду, которую создали. Конечно, придется искать пути оптимизации, откажемся от дополнительных офисов и дополнительных метров. Будем расширять сферу деятельности наших консультантов, они станут предлагать больше услуг… Но наши люди – это наши активы. У нас ведь нет, скажем, производства… Так что сокращение штата – не самый лучший выход. Кроме того, мы с самого начала старались набирать наиболее эффективных сотрудников. О конкурентах не могу сказать, но, думаю, что и они точно так же рассуждают. Конечно, кризис отражается на рекрутинговых компаниях. И именно рекрутеры первыми видят, что пора оптимизировать работу.

– Кризис повлиял на востребованность рекрутинговых услуг?

– Сегодня на рынке можно наблюдать количественное уменьшение заказов. Однако это не означает, что компании совсем прекратят набирать людей. Напротив, сейчас появилась возможность получить лучших специалистов путем естественной ротации.

– Как изменилась ситуация с оборотом и рентабельностью в рекрутинговых фирмах и когда она может прийти в норму?
– Если говорить о наших результатах за октябрь, а сейчас мы можем располагать именно этими данными, то они лучше, чем результаты сентября.

– Почему ваша компания купила именно AVANTA?

– Вместе c AVANTA Personnel мы становимся одним из крупнейших рекрутинговых агентств России. Кроме того, Adecco знают в мире как general staffing agency. Более 90% нашей выручки в России приходится на предоставление временных кадров. А AVANTA, наоборот, специализируется на подборе постоянного персонала – это область, где у Adecco меньше объем. Покупка также укрепит наши позиции за счет привлечения экспертов с огромным опытом и знанием местных рынков.

– Правда ли, что главной причиной приобретения AVANTA стала развитая региональная сеть этой компании?

– Принимая решение, мы учитывали много разных факторов. Сыграло свою роль и наличие региональной сети. Однако у нас самих есть 12 подразделений в 10 городах. У них 9 региональных представительств. Есть города, где мы представлены совместно, есть такие, где работаем мы, но нет AVANTA, и наоборот. Так что сможем расшириться. Однако главной причиной для покупки послужили те знания и экспертиза, которые есть у компании AVANTA.

– В какую сумму обходится открытие одного регионального отделения?

– Политика нашей фирмы не позволяет раскрывать эти цифры. Скажу только, что теперь она выше, чем, скажем, пять лет назад. Трудно сказать, насколько. Если говорить о докризисной ситуации, то росла заработная плата, дорожала жизнь, поднимались арендные ставки… В любом случае сейчас это не меньше, чем до кризиса.

– Надолго в стране произошел переход от «кандидатского» рынка труда к рынку работодателей?
– Сегодня хорошее время для компаний – они могут выбирать лучших из лучших среди кандидатов и брать на работу профессионалов, идеально подходящих для данной организации. Раньше таких профессионалов найти было очень сложно – у них одновременно могло быть по 3 – 4 предложения, и они могли выбирать между, скажем, машиной, location-офисами, зарплатой, разными бонусами и социальными пакетами… Сейчас ситуация стала больше похожа на европейскую, стала сбалансированнее: есть и потребности, и подходящие предложения. Должна быть и разумная конкуренция кандидатов за работодателя и, наоборот, работодателей за хорошего кандидата.

– То есть теперь не будет кадрового голода?

– Компании всегда нуждаются в специалистах. Что такое «кадровый голод»? Отсутствие ресурсов? В России этого нет. В Москве и еще в нескольких крупных городах, действительно, шла война за таланты. Но если отъехать 300 км от МКАД (а я езжу в регионы 3 – 4 раза в месяц), то можно понять, что проблемы нехватки кадров никогда не существовало. Там очень много людей, которым не хватает работы. Один из наших клиентов сейчас открывает производство в небольшом городке недалеко от Москвы (около 170 км) с населением в 30 000 человек, еще 40 000 жителей в районе. И наши клиенты рассчитывают получить самых лучших сотрудников. В этом городке и докризисный рынок мог предоставить нашим клиентам очень широкий выбор, и сегодняшний, кризисный – столь же широкий.

– Как долго, по вашему мнению, будет продолжаться кризис? Как скоро компании начнут размораживать проекты, которые пришлось приостановить?

– Некоторые компании сначала застопорили свои проекты и позиции, поддавшись панике, а теперь начинают размораживать. Всем уже понятно, что бизнес не остановился, а рынок будет расти, пусть и другими темпами. Если же говорить о так называемом дне кризиса, то принимая во внимание публикуемую аналитику и финансовые показатели, а также те меры, которые предпринимает государство, мне кажется, что это будет март – апрель. Это станет некоей zero-line кризиса, когда ситуация достигнет равновесия, и начнется рост.

– Насколько в среднем снизятся зарплаты как у менеджеров, так и у специалистов?

– Могу лишь предположить, что примерно на 20%. Так или иначе эта цифра будет прямо пропорциональна падению рынка.

– Что будет с «бешеным ростом» окладов российских менеджеров? Если сейчас высококлассный профессионал решает поменять работу, может ли он рассчитывать на повышение зарплаты?
– Роста зарплат вообще нет. Однако на прибавку может рассчитывать любой хороший сотрудник, знающий себе цену. Вопрос в том, какой будет эта прибавка. Если раньше некоторые специалисты при переходе на другую работу могли увеличить свою зарплату на 30 – 50%, то теперь это повышение составит 5 – 10%. Вопрос не в том, будет ли рост, а в том, что теперь он станет непосредственно зависеть от квалификации сотрудника. И это очень важно, потому что примененный профессионализм будет оценен сполна. Например, в данный момент очень нужны антикризисные менеджеры. Сейчас они стали стоить больше, чем до кризиса. И их зарплаты будут расти в зависимости от квалификации.

– На какие должности и профессии спрос упадет? Могут ли  специалисты,
попавшие под сокращение, быстро освоить смежные специальности, пользующиеся спросом?


– Упадет спрос на многие профессии в банковском секторе, в строительстве, недвижимости и страховании – во всех сферах, связанных с инвестициями. Речь идет и о брокерских, и об агентских профессиях. Очень сильно пострадает и так называемый офисный планктон: если у кого-то было два ассистента, то теперь придется обходиться одним, или даже вообще работать без ассистентов. Сильно пострадают студенты: так как сейчас все компании сокращают расходы, из-за расширения круга обязанностей сотрудников им нужны люди с максимальным опытом и квалификацией. Я не думаю, что пострадает производство, особенно в сфере народного потребления, потому что даже в самые сложные времена людям нужны еда и предметы первой необходимости. Может вырасти спрос на временных сотрудников. А если встанет вопрос: не работать вообще или работать временно, или же перейти на частичную занятость, то человеку придется на это соглашаться. Если говорить о специальностях, которые останутся востребованными, то это аудиторы: от аудита отказаться невозможно – есть кризис или нет. Кроме того, сейчас очень востребованны хорошие финансисты, которые могут максимально активизировать производство и законно минимизировать затраты. Сотрудники с хорошей квалификацией и опытом могут перепрофилироваться, скажем, из финансистов по контролю отчетности в финансистов же – по оптимизации расходов. Можно реорганизовать и работу бухгалтерии. Если один опытный бухгалтер занимался только своим участком работы, то теперь возьмет на себя еще один-два участка. Что касается административного персонала, то хоть и может показаться, что это люди неквалифицированные, они всегда нужны. Ведь если нет ресепшионисток, то ничего не работает. Во время кризиса ресепшионистки могут выполнять и работу ассистенток, то есть занимая ту же позицию, расширить круг обязанностей.

– Как повысятся требования к кандидатам?

– Если раньше был кандидатский рынок, и компаниям приходилось брать людей из каких-то смежных сфер, без знания иностранных языков или без опыта работы, то теперь они могут набирать сотрудников и из своей сферы, и с профильным образованием, и с языком, и с опытом, и с МВА+. Раньше фирмы были вынуждены находить какие-то пути, чтобы человек учил язык и набирался опыта, уже став сотрудником компании, а сейчас они могут подобрать кандидата со всеми необходимыми навыками.

– Спрос на экспатов сохранится? Как часто российские компании сейчас принимают на работу попавших под сокращение высококвалифицированных западных менеджеров, полагая, что хорошие кадры помогут им вырваться вперед, когда кризис подойдет к концу?

– Российские компании и раньше брали хороших менеджеров из-за рубежа. Они могли привнести какие-то знания и опыт, накопленные в международной организации. Возможно, теперь эта тенденция усилится… Однако высококвалифицированные менеджеры, как правило, не освобождаются… Если они будут освобождаться, тогда на этом смогут сыграть сильные российские компании. Но  в каждой сильной российской компании уже есть те менеджеры, которые ей нужны.

– Произойдет ли в деятельности рекрутинговых агентств некий крен в сторону аутсорсинга? Много ли компаний, стремясь снизить издержки, будут отдавать на аутсорсинг всю кадровую функцию?

– Сейчас некоторые компании, желая минимизировать расходы, отдают часть рекрутинговых функций на аутсорсинг. Чаще всего это рекрутмент, тестинг, кадровое администрирование и расчет заработной платы. Однако я не думаю, что множество компаний из-за кризиса сразу пожелают отдать всю HR-функцию на аутсорсинг. Однако возможности для этого есть – были до кризиса, есть сейчас и будут после кризиса. Аутсорсинг – это еще и дополнительная ответственность, так как требует и дополнительных гарантий качества.

– Какие еще услуги рекрутинговых компаний будут пользоваться особенным спросом во время кризиса?

– Предоставление временного персонала. Скажем, компания производит какое-то количество чашек. На рынке, к примеру, есть спрос на 100 чашек – компания производит 100, через некоторое время спрос снижается до 80 чашек, и компания должна оптимизировать свои расходы. Если же затем спрос вырастет до 150 чашек, компании нужно будет выпустить 150. В этом случае на помощь может прийти рекрутинговая компания, которая предоставит персонал на тот срок, который необходим компании-заказчику. Рекрутеры могут оказать гибкую помощь и предоставить на необходимое время как 30, так и 150 человек.

– Это тестирование предполагается проводить по каким-то новым методикам?

– Как таковое тестирование персонала мы проводим в рамках определенного проекта и под определенные задачи клиента, а не выделяем в обособленную услугу.

– Возрастет ли спрос на аутплейсмент, когда компании трудоустраивают тех
своих сотрудников, кого приходится
сократить?
– Да. Запросы на аутплейсмент уже есть. Конечно, компании заботятся о своем имидже. Тем более что молва расходится очень быстро. Если что-то знает один
человек, то это сразу же узнают еще 10.
Так что если фирма уволит 50 человек, 500 будут знать, что компания не позаботилась о своих сотрудниках. Поэтому многие фирмы пытаются помочь тем своим сотрудникам, кого приходится сокращать. Например, мы трудоустраивали специалистов компаний, работающих в IT-сфере… При аутплейсменте не просто ищем людям рабочие места, но также учим их составлять резюме, проходить интервью и находить контакт с потенциальным работодателем.


Ольга Юрьевская
26.12.2008  Журнал "Компания"

26.12.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов