Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Багетные инвестиции

Для начинающего предпринимателя важно иметь возможность открыть дело без больших начальных затрат. Этому условию отвечает багетная мастерская — с ней можно уложиться в €10 тыс. Однако простота старта имеет и обратную сторону — желающих делать деньги на рамах хоть отбавляй. Ситуацию осложняет падающий рубль — багетные мастерские работают исключительно с импортными материалами.

Корни багета
Искусство обрамления известно с античных времен. Например, мозаика в храмах и дворцах обкладывалась специальным бордюром. В Италии сохранились рамы, сделанные в XIII-XIV веках для работ Чимабуэ, Дуччо, Джотто. Багет в знакомом нам виде появился вместе с живописью по холсту в эпоху Возрождения — такой багет выполнял уже не только декоративную функцию, но и защитную. В конце XV—начале XVI века в Европе рама получила статус произведения искусства — порой она стоила дороже картины, для которой была изготовлена. Многие знаменитые художники придавали огромное значение подбору рам для своих картин — делали эскизы элементов багета, а некоторые даже сами его изготавливали. Не в последнюю очередь благодаря столь давним традициям оформительский бизнес на Западе процветает — достаточно посмотреть на каталоги материалов.

В современной России багетное дело долгое время пребывало на кустарном уровне, мастерских было мало (в основном они существовали при художественных салонах), и услуги их были по большей части убогими — и по ассортименту, и по качеству. Однако граждане не могли не заметить богатства западного предложения — разновидностей багета и прочих материалов для оформления были тысячи. Запросы заказчиков менялись, и в середине 90-х годов в России стали возникать первые оптовые компании по торговле материалами для багетных мастерских. В 1994 году появились и первые багетные мастерские, оснащенные современным оборудованием. Как утверждает гендиректор петербургского арт-центра "Валенсия А-Я" Айвар Пожарский, сильный импульс российскому багетному делу сообщила московская компания "Лион" (ныне один из крупнейших оптовых поставщиков багета и оборудования), которая стала издавать тематический каталог на русском языке и активно его распространять.

"Кризис 1998 года сильно затормозил развитие рынка, но уже к 2000 году объемы продаж сравнялись с докризисными и с тех пор только увеличиваются,— рассказывает Пожарский.— Это способствовало появлению других оптовых компаний, так как существующие на тот момент не справлялись с объемом заказов". Сейчас, по словам директора компании "Интерквадрум" Василия Ореханова (он одним из первых занялся в России багетным бизнесом), их больше двадцати. Лидерами считаются московские "Неоарт", "Видека", "Лион", "Рамкор", "Интерквадрум".

Заграница нам помогает
Качественных отечественных материалов для багетных мастерских, увы, не существует. В настоящее время в России работает несколько багетных заводов и один в Белоруссии. По словам игроков рынка, это старые производства с отсталыми технологиями (чаще других упоминается фабрика в Вышнем Волочке и "Гомельдрев"). Существуют и новые предприятия, оснащенные современным оборудованием, но они не могут конкурировать с европейскими производителями по ряду причин.

"Во-первых, у них нет квалифицированных кадров, обладающих познаниями в области дизайна, историцизма картинной рамы, без чего невозможно создать ничего оригинального,— объясняет Пожарский.— Во-вторых, политика этого производства построена на удовлетворении в первую очередь потребности в дешевом, наиболее популярном багете. Это приводит к тому, что изначально современное производство багета попадает в конкурентные отношения с дешевыми импортными образцами, что опять же мешает развитию".

Так или иначе, багетчики предпочитают закупать заграничную продукцию. По словам участников рынка, соотношение импортного и отечественного материала выглядит как 90 к 10. В деталях картина следующая. "Франция вне конкуренции по качеству,— говорит Василий Ореханов,— но представлена фрагментарно в силу высочайшей цены". Лидерами в производстве деревянного багета считаются Италия и Испания — им помогают многовековые традиции. "Шведская продукция отличается изысканным современным дизайном, а чешская фабрика Lira имеет в коллекции классический багет, как никакой другой соответствующий эстетике и традициям русской живописи",— отмечает Айвар Пожарский. А в Швейцарии есть завод, производящий багет с использованием драгметаллов,— там покрывают багетные рейки настоящим сусальным золотом, серебром и даже платиной.

Вместе с тем все большую популярность получает багет из вспененного полистирола, или, в обиходе, из пластика. Его давно производят английский завод Emafil и итальянский Smapfil, но основные поставки в Россию идут из Южной Кореи, Турции, Израиля и Китая. Надо сказать, что серьезные мастерские стараются не связываться с этим материалом. Пластиковый багет можно с успехом использовать в обрамлении постеров или фотографий, но не живописи. Поставки пластикового багета практически не поддаются учету, поскольку он на 90% завозится под видом стройматериалов (оконного профиля, мебельного элемента и пр.).

Судя по таможенной статистике, в прошлом году в Россию ввезли деревянного багета на $2,4 млн, но, по мнению Василия Ореханова, сумма может быть в несколько раз больше — около $9 млн. Точные объемы этого довольно закрытого рынка остаются неизвестными, однако эксперты полагают, что речь должна идти о нескольких десятках миллионов долларов.

Свое дело
Чтобы выйти на этот рынок, нужны откровенно небольшие суммы. Для открытия багетной мастерской с "нуля" достаточно примерно €10 тыс., причем половина денег уйдет на основные средства производства в виде станков и инструмента.

"К сожалению, все оборудование импортное, отечественные в багетной мастерской разве что молоток с плоскогубцами",— говорит Айвар Пожарский. Вообще, оборудование для багетных мастерских в России не производится, и приобрести его можно у тех же оптовых поставщиков материалов.

Кроме относительной дешевизны "входного билета", в плюсы багетного бизнеса следует записать то, что им можно заниматься без лицензии, поскольку этот вид деятельности считается не производством, а художественно-оформительской работой. Так что открыть мастерскую проще простого — ни справок, ни согласований, которые требуются при открытии любого производства, здесь не требуется.

Чтобы изготавливать рамки, необходимы три основных станка: гильотина (€1-1,5 тыс.), которая режет багетные профили нужного размера под нужным углом, сшивочный станок (около €2 тыс.), скрепляющий части рам между собой W-образной скобой, и станок для паспарту (€1-2 тыс.). Через некоторое время после начала деятельности, заработав средства на расширение дела, владельцы багетных мастерских покупают спецоборудование для изготовления фигурных рам ($3-12 тыс.). Однако подавляющее большинство мастерских обходится стандартным набором оснащения, стоящим около $8 тыс., уверен Юрий Федяев, владелец багетной мастерской "Арт-багет 93". Кроме того, багетные мастерские используют картон разной толщины и цвета (для паспарту), а также специальное полированное стекло толщиной 2 мм и 5-6 видов специальных лент-скотчей.

Затраты на расходные материалы напрямую зависят от удаленности от поставщиков и оперативности поставки. Так, в Москве, где находятся все крупные оптовики, многие мастерские практически не имеют товарных запасов багета. Они принимают заказы и тут же закупают багет у оптовика в необходимом количестве. Это приводит к некоторому увеличению срока выполнения заказа, зато не сковывает финансовые средства.

"В среднем мастерская держит около тысячи видов продукции. Бывает, что предлагают 3,5-5 тыс. видов, но, на мой взгляд, это чересчур. В них начинаешь путаться, в большом количестве копятся остатки. Просто нецелесообразно держать такой ассортимент",— говорит Юрий Федяев. Иногда именно этим объясняется изобилие багета на стендах в багетных мастерских — это образцы, взятые у поставщиков, и те самые остатки.

Погонный метр багета хорошего качества стоит до 1,5-2 тыс. руб. Стандартная палка багета имеет длину 3 м и, понятно, никогда не используется на 100% — непременно остается невостребованный обрезок. Свою работу багетчики оценивают в процентах к потраченному материалу — от 50 до 400%, в зависимости от затрат и совести. У московских и питерских мастерских, находящихся в "проходных" местах, средний месячный оборот составляет несколько десятков тысяч евро. "Если взять маленький провинциальный цех, то и €2-3 тыс. в месяц для них будет за счастье",— говорит Айвар Пожарский.

Производство рам — процесс не очень грязный, но шумный. Поэтому чаще всего багетные мастерские располагаются в подвалах или пристройках. Основным средством привлечения клиентов является сарафанное радио, именно репутация фирмы играет здесь главную роль. "Согласитесь, вы не доверите обрамление семейной реликвии абы кому. Риск испортить раритет в непрофессиональной багетной мастерской очень велик",— говорит Пожарский. "Любой брак сразу виден, и если заказчику не понравится работа, он больше не придет, поэтому приходится трястись над каждой рамочкой",— добавляет Юрий Федяев.

Значительную часть клиентуры обычных мастерских составляют владельцы постеров, недорогих картин и графических работ, художники средней руки, а также вышивальщицы.

"Вышивка как вид рукоделия чрезвычайно распространена, но она требует от оформителя понимания специфики обращения с подобными вещами,— рассказывает Айвар Пожарский.— Качественное обрамление вышивок сегодня в большом дефиците именно из-за неумения и незнания профессиональных нюансов".

Среди наиболее распространенных заказов — оформление фотографий, также часто просят изготовить раму для зеркала. "В последние годы стало популярно делать рамы на плоские телевизионные панели,— говорит Василий Ореханов.— Но за эту работу берутся лишь опытные мастера".

Надо сказать, что специализация в багетном деле не то чтобы очень распространена, но заметна. Понятно, что коллекционер живописи не отдаст свои шедевры в работу багетчику, который не знает принципов консервационного обрамления, а бабушка-вышивальщица не понесет плод своего многодневного труда в "багетку" при антикварном салоне.

Проблемы рядом
Опытные мастера-багетчики сегодня ценятся на вес золота. В России нет заведений, готовящих специалистов для багетных мастерских, поэтому кадровый вопрос для любой "багетки" один из самых насущных. По словам Василия Ореханова, мастерству изготовления рам по индивидуальному заказу, подбора багета к картине у нас до недавнего времени вообще не учили. "Сейчас оптовые компании периодически проводят семинары повышения мастерства, но, к сожалению, главная их цель — не повысить мастерство, а продвигать новые материалы, которые они же и предлагают купить,— говорит Айвар Пожарский.— Этим же целям служат и курсы обучения при таких компаниях".

Персонал начинающих мастерских часто состоит из трех человек: владельца и мастера в одном лице, приемщика заказов и бухгалтера. Через полгода появляется возможность взять еще одного мастера, причем, как говорит Федяев, меньше чем за 25 тыс. руб. никто трудиться не будет. Как правило, мастер работает "от и до" и должен уметь все.

Участники рынка дружно отмечают сезонный характер багетного бизнеса. Мертвым сезоном считается лето и январь. "Летом заказов нет, мы здесь спим. Хорошо, если укладываешься в ноль, чтобы хотя бы не тратить свои деньги на аренду и зарплату,— рассказывает Юрий Федяев.— Практически у всех летом обороты падают очень сильно, в три-четыре раза. А из того, что зарабатываешь в декабре, половину тратишь в январе — не месяц, а каникулы. Лучшее время для бизнеса — октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, когда работаешь в полную силу. Все остальное время — на самоподдержание".

Но все-таки основной тормоз бизнеса в крупных городах — затраты на аренду. Багетчики отмечают, что при стоимости аренды метра площади от €40 до €100 в месяц (а багетной мастерской требуется минимум 25-30 м) без дополнительного постоянного финансирования ни одна мастерская не выживет. Поэтому многие ютятся в неприспособленных помещениях или на производстве, а для клиентов открывают только приемные пункты в торговых центрах. Между тем, по словам Юрия Федяева, цена аренды помещения в торговых центрах сейчас сильно завышена. "Они сейчас ввели в моду вступительный взнос. В торговом центре на Пражской, например, берут $15 тыс. только за то, чтобы ты имел право арендовать там помещение,— возмущается он.— Года три назад это стоило $3-5 тыс. в год помимо аренды, которая пять лет назад выходила в $400 за метр в год, а сейчас — в $1800".

В Москве насчитывается около 200 багетных мастерских, то есть точек, где заказы и принимаются, и выполняются. Приемных пунктов в несколько раз больше (у одной только компании D-foto — 90 штук), поэтому, признаются участники рынка, конкуренция сумасшедшая. "Вокруг меня в районе трех автобусных остановок — 12 приемных пунктов,— говорит Юрий Федяев.— За год цена багета, который отпускают оптовики, поднимается где-то на 20%, с каждым годом становится все сложнее. Ценники устаешь переписывать".

Между тем кризис затронул и багетный рынок. В связи с ним некоторые крупные оптовики испытывают серьезные финансовые проблемы, о чем свидетельствуют сбои в поставках, рассказывают владельцы багетных мастерских. "Можно ожидать, что в ближайшее время на оптовом рынке появятся новые игроки, а кому-то из старых придется уйти",— полагает Айвар Пожарский.

Чтобы не "прогореть" с самого начала, багетчики советуют сейчас просто арендовать торговую точку и составить договор с какой-нибудь мастерской, которая за определенный процент будет делать всю оформительскую работу. Как говорят опытные игроки, поработаешь так год, встанешь на ноги, а потом уже можно и свою мастерскую завести. Выйти на этот рынок несложно, гораздо тяжелее на нем остаться.

РОМАН РОЖКОВ



КоммерсантЪ-Деньги
18.12.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов