Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Серийный картель

Продюсеры объединяются, чтобы "спасти сериальную индустрию". Но попытка регулировать цены выйдет им боком: независимые игроки от этого только выиграют

"Безусловно, это беспредел, диктатура. У нас нет профсоюза актеров, но есть гильдия продюсеров, которая регулирует условия работы не с профсоюзом, а с конкретными физическими лицами. Им захотелось — они и сделали. Но ничего фактически не изменится — это палка о 84 концах, и если продюсеру нужен конкретный артист, то все их договоренности могут остаться за кадром. Продюсеры не решают проблемы — отсутствия четких договоренностей с актерами — а пытаются бороться со следствием",— возмущается актер Владислав Галкин.

Повод для возмущения российским актерам дали крупнейшие продюсерские компании, объединившиеся в Ассоциацию производителей кино- и телепродукции (АКТ). Совокупная рыночная доля компаний, вошедших в АКТ, по их собственным оценкам, превышает 80%. На первом же заседании члены ассоциации решили урезать оплату съемочных групп на 50%. Не потеряют в зарплате только около ста российских звезд, входящих в список, составленный АКТ.

"Сейчас перед всеми участниками рынка стоит задача сохранения киноиндустрии, которая только-только начала формироваться,— приводит благородные аргументы в пользу создания ассоциации Юлия Куликова, директор по связям с общественностью компании "Централ партнершип".— В сложившихся условиях не идет речь о выгодах для отдельных компаний. Нужно сохранить индустрию".

Чтобы выжить
Выживать маститым продюсерам действительно нелегко. "Рост себестоимости производства в 2007 году по сравнению с 2006-м составил около 50-60% за счет увеличения гонораров актеров, режиссеров, сценаристов, операторов, представителей других профессий и стоимости технических услуг,— жалуется Владислав Ряшин, председатель совета директоров Star Media Group.— До 50% сметной стоимости приходилось не на спецэффекты или технологические ноу-хау, а на вознаграждение актерам. Еще процентов 20-30 уходило на зарплаты съемочной группы и аренду павильонов".

До поры до времени это продюсеров не особенно волновало. Актеры требовали повышения гонораров, продюсеры пропорционально повышали цены на сериалы, а телеканалы, которым нужно было их закупать, мирились с этим, потому что росли их доходы от рекламы — на 30-70% ежегодно. Но в конце этого года телеканалы, которые закупают у продюсеров продукцию — сериалы и фильмы, решили радикально "оптимизировать" расходы. "До глобальных проблем мы еще не дожили, но всех тревожит, что будет с рекламным рынком в следующем году. Видимо, из-за этого каналы уже начинают диктовать свои цены",— объясняет Вячеслав Муругов, генеральный продюсер "СТС медиа", чьи каналы (СТС, "Домашний" и ДТВ) уже понизили закупочные цены на 30%. Некоторые другие игроки снизили цены, по которым они готовы покупать сериалы, сразу на 40-50%. Это позволит сэкономить: доля расходов на телепродукцию зависит от политики канала, но может достигать, как в случае с СТС, примерно до 25% от всех операционных расходов, или около $65 млн в 2007-м.

Теперь продюсеры приготовили телевизионщикам асимметричный ответ. Главная задача ассоциации — регулированию цен на всех уровнях: начиная с тех же зарплат и заканчивая отпускными ценами на готовые сериалы,— с ними АКТ, правда, еще предстоит определиться.

Конечно, подобные намерения вполне смахивают на ценовой сговор. Но доказать это вряд ли удастся, даже если захотеть. "Если продюсеры будут вести себя осторожно и не делать больше громких заявлений по поводу 80% рынка, то доказать их совокупное доминирующее положение будет чрезвычайно сложно, ведь считать доли на подобных рынках очень трудно,— полагает Федор Кравченко, управляющий партнер Коллегии юристов СМИ.— Например, когда ФАС исследовала рекламный рынок, им не удалось доказать лидерство на нем Video International".

А уровнем оплаты труда, с которого начала работу АКТ, ФАС и вовсе не интересуется — им обычно занимаются профсоюзы. Но сильные профсоюзы в киноотрасли есть только у осветителей. Поэтому таких забастовок, как забастовка сценаристов в США (из-за нее в прошлом году более трех месяцев не выходили новые сериалы и фильмы), в России не предвидится.

Тем более что спрос на рынке труда явно превышает предложение. По данным компании Movie Research, в последние месяцы российские продюсеры заморозили около 70 проектов (всего в России ежегодно снимается около 500 фильмов и сериалов). Один только "Мосфильм" из 80 картин приостановил 24.

Канальная реакция
В отличие от осветителей и продюсеров телеканалы в профсоюзы, ассоциации и прочие сообщества не объединены, однако надавить на них производителям мыльных опер будет непросто.

Ведь каждый канал работает не с продюсерским объединением, а с конкретной компанией, и закупочные цены определяет тоже в индивидуальном порядке. "Все договоренности — между двумя конкретными юридическими лицами, между каналом и его контрагентом",— говорит Антон Назаров, директор по связям с общественностью "Рен-ТВ".

Убедить каналы принять новые правила игры тем более непросто: "Мы же тоже продюсеры, знаем, что, за сколько и как делается. Цены у большинства продюсеров были неоправданно высокими. Я в свое время делал сериалы, которые стали хитами, по совершенно другим ценам. Поэтому хорошо знаю, чем живет производственная компания, и философию, и психологию работы продюсеров на рынке",— говорит Муругов. Сейчас час контента обходится каналам в $100-600 тыс., два года назад было вдвое меньше. Как уверяют продюсеры, из-за роста себестоимости их рентабельность за это время снизилась с почти 50% до 10-15%.

Даже если продюсеры не пойдут на уступки, у телевизионщиков есть козырь в рукаве. "У нас имеются и свои производственные мощности, и канал защищен от любых лоббистских шагов в его сторону",— радуется Муругов.

Большинство крупных игроков уже обзавелись собственными мощностями. "СТС медиа" незадолго до начала кризиса приобрела двух производителей телеконтента: "Костафильм" и "Сохо медиа". У "Первого канала" есть компания "Дирекция кино", у НТВ — "НТВ-кино", у "России" — "Русский телевизионный роман".

Впрочем, выходить на тропу войны каналы тоже не настроены, и ориентация исключительно на собственное производство — крайний вариант. В целом каналы создание ассоциации приветствуют: они рассчитывают, что объединение поможет им находить компромиссы с продюсерами, открыто обсуждать ценообразование и сразу до всех доносить свою позицию по поводу условий сотрудничества.

Кризис жанра
Куда сложнее в переговорах с АКТ будет небольшим независимым телеканалам — кабельным и спутниковым. Однако их позиция в условиях пока что негласного противостояния с АКТ выигрышней — с крупными продакшн-компаниями они пересекаются нечасто.

Кабельные каналы довольно редко закупают продукцию у именитых продюсеров — их цены таким заказчикам не по зубам. "Для нас даже та небольшая маржа, которая идет сверх себестоимости у продюсерских компаний, велика, и увеличение бюджета проекта даже на 15% для нас неприемлемо",— говорит Игорь Золотаревский, генеральный продюсер компании Art Media Group, занимающаяся собственным производством. Поэтому основной контент кабельных каналов — фильмы и сериалы из российских и западных библиотек (продукт "второй свежести").

Кроме того, у небольших телеканалов остается еще один возможный поставщик — не входящие в АКТ продюсерские компании. Для независимых продюсеров, небольших компаний и производителей низкокачественного "мыла" наступает золотой век. Из наиболее крупных "неприсоединившихся" — компания Тимура Бекмамбетова "Базелевс продакшн", "Макдос" ("Улицы разбитых фонарей", "Сонька — золотая ручка" и др.), "Президент-фильм" ("На верхней Масловке" и т. д.).

Праздник мыла
Пока члены АКТ будут воевать с телевидением, их коллеги по рынку, не обремененные договоренностями с ассоциацией, вполне смогут заключить с ТВ сепаратный мир. В условиях, когда каналы стараются сэкономить, именно небольшие продюсеры смогут предложить им желаемое — продукт по более низкой, чем у именитых собратьев, цене.

Входящие в ассоциацию продюсеры таких конкурентов не боятся. "Пусть демпингуют, если смогут",— невесело улыбается один из участников АКТ. Крупные игроки считают, что в сложившихся условиях играть на понижение невозможно, и надеются, что независимые фирмы, даже не вступая в ассоциацию, будут поддерживать принятые ею цены — чтобы быть рентабельными. Тем не менее они забывают, что небольшим и малоизвестным продюсерам, не имеющим длительного опыта и связей с каналами, привлечь заказчиков особенно нелегко. А значит, перед ними встает вопрос не прибыльности, а жизни и смерти, и демпинг станет единственно возможным способом заявить о себе миру. Если принять во внимание, что на рынке появится много безработных сценаристов, операторов и актеров, не претендующих на звание звезд, на себестоимости можно будет сэкономить и безо всяких ассоциаций.

Поэтому сейчас небольшой продюсерской компании не так уж и сложно превратиться в крупную. "Что значит крупный продакшн? Это продакшн, которому принадлежат ангары, декорации и так далее. Ему перестали заказывать — и во что он превратился? Мелкому дали большой бюджет, он моментально арендовал эти ангары, декорации, набрал команду под проект и превратился в крупного",— объясняет Золотаревский.

А вот "крупняка", даже вступившего в ассоциацию, явно поубавится — по крайней мере, если продюсеры будут настаивать на своих ценах в переговорах с телеканалами. Так что отчаянная попытка саморегулирования приведет к тому, что либо упорные продюсеры останутся ни с чем, либо станут никем.

экспертное мнение
Владислав Ряшин, председатель совета директоров ГК Star Media Group:
— Рынок нуждался в ассоциации, которая бы его консолидировала, координировала деятельность игроков, выдвигала свои законодательные инициативы. Стратегическая цель — утверждение цивилизованных правил игры на рынке, а также взаимодействие с общественными организациями, госорганами, другими отраслями бизнеса, создание единой базы данных по техническим и кадровым ресурсам, взаимопомощь внутри индустрии. В то же время отношения между производителями и телеканалами, безусловно, останутся индивидуальными — конкуренцию на рынке никто не отменяет.
ЗА

Игорь Золотаревский, генеральный продюсер Art Media Group:
— То, что договариваются серьезные игроки, занимающие большие доли на рынке,— это может иметь смысл. Но это Россия, всегда найдется кто-то, кто всех сдаст. Крупные продюсеры скажут: "Если вы не будете платить столько-то, то не будете получать продукцию такого высокого качества". Телеканалы им скажут: "О'кей, мы будем получать продукт качеством пониже, но по устраивающей нас цене". И найдется мелкая компания, которая получит бюджет. Мне кажется, что АКТ и каналам будет очень тяжело договориться. Я слабо верю в эффективность всех этих организаций.
ПРОТИВ





Татьяна Комарова
05.12.2008  Секрет фирмы

05.12.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2017, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов