Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Социальные расстройства

В условиях кризиса множество работников рискуют остаться без полиса ДМС, бесплатного обучения и прочих прелестей эпохи процветания. Хотя оптимизма служащим это не добавляет, с урезанием соцпакетов они готовы смириться в первую очередь: следующими шагами работодателей по снижению издержек становится сокращение зарплат и увольнение сотрудников.

Опрос ребром
В России треть компаний планируют урезать или вовсе отменить компенсационный пакет в связи с мировым финансовым кризисом. Еще 19% компаний собираются уменьшить размер заработной платы своим сотрудникам. Таковы результаты опроса центра аналитических исследований АНКОР, опубликованные в ноябре 2008 года. "Исследование проводилось по всей России среди 148 компаний, которые занимаются производством товаров народного потребления и промышленного назначения, а также из секторов логистики, ИТ, фармацевтики и розничной торговли",— уточняет Наталья Данина, директор Центра аналитических исследований АНКОР. Согласно данным, представленным по восьми городам-миллионникам, 66% компаний, тем не менее, не намерены снижать оклады своим сотрудникам, а 15% опрошенных пока в этом вопросе не определились.

По данным опроса, при сокращении расходов на персонал отменяются прежде всего программы обучения сотрудников (об этом сообщили 75% опрошенных), льготные ссуды (33%), добровольное медицинское страхование (17%). Расходы на оплату питания и мобильную связь будут сокращены в половине компаний. Кроме того, экономить планируется и путем сокращения рабочего дня: в среднем на 1,5 часа. Эта мера в 20% случаев будет реализована с начала 2009 года, в 40% случаев — в течение 2009 года.

По оценкам кадровиков, ситуация еще менее веселая. "Соцпакеты минимум на треть урезают 90% столичных компаний",— утверждает Анна Барсукова, директор "Русской кадровой ассоциации".

О положении пролетариата
Представители независимых профсоюзов первыми замечают ущемление прав трудящихся. "Мы начали сильно ощущать сокращение соцпакета в связи с кризисом,— жалуется Сергей Коган, руководитель профсоюза "Набат" на Уральском алюминиевом заводе.— Если раньше нам выдавали 60 руб. в день на питание в столовой, то сейчас выдают 40 руб., а цены в столовой подняли. До кризиса в распоряжении нашего завода был детский лагерь на 1000 мест, сейчас у завода квота только на 10 мест. Отменили и бесплатное лечение сотрудников в санатории".

На Таганрогском металлургическом заводе тоже "затягивают пояса". "Сокращая соцпакеты, руководство завода вынуждает людей увольняться,— считает председатель местного профсоюза Алексей Цивенко.— Например, были отменены бесплатные автобусы, которые привозили работников из сел на завод. Соответственно, сотрудники из сел сразу "отвалились" сами. Зарплаты вроде как никто не урезал, но премии и надбавки больше не выплачивают. Сотрудников отправляют в отпуск без сохранения зарплаты; был введен неоплачиваемый перерыв — теперь люди получают денег за 7,5 часов работы. Сокращают талоны на питание, на молоко. Если раньше нам просто выдавали молоко, то сейчас дают 30 руб. в месяц, этих денег хватает на один пакет. Было бы лучше, если бы людей сокращали официально, а так они уходят "по собственной воле", а это означает, что им не нужно платить компенсацию при увольнении". В первую очередь, замечает металлург, увольняются квалифицированные сотрудники, у которых есть чувство собственного достоинства.

Московскому офисному люду профсоюзы не защита, о своих бедах он чаще всего рассказывает, спрятавшись под никами на форумах и в "Живом журнале".

Издержки в развитии
По словам пользователя ЖЖ iikagen, в компании Jamilco, занимающейся модным ритейлом в России (бренды Burberry, Hermes, Sonia Rykiel, Escada и др.), сократили тренинги. "Но это и вправду было довольно бестолковое роскошество: по три дня подряд с обедами и кофе-брейками в дорогом отеле,— отмечает блогер.— У нас еще стали экономить на такси при поездках по Москве — рекомендуют пользоваться корпоративным транспортом, что тоже вполне разумно". Известная в ЖЖ-сообществе IT-специалист Ольга Табунщикова (olgatt) рассказала, что в ее компьютерном холдинге отменили корпоративное обучение и аренду спортзала. "Грозятся отменить пышные новогодние корпоративы (слава Аллаху). Кроме того, начальство теперь не будет летать бизнес-классом",— комментирует она.

В сообществе ru finance в "Живом журнале" развернулась бурная дискуссия об урезании соцпакетов. А пользователь extinct mammoth предоставил корреспонденту "Денег" внутреннюю рассылку своей компании (одной из топовых в сфере рекламы), из которой следует, что в целях сокращения издержек руководством приняты решения по оптимизации льгот, предоставляемых сотрудникам. Отменяется перелет бизнес-классом и проезд в вагонах СВ для всех сотрудников, у которых была эта привилегия; компенсация затрат на оплату клубного членства в фитнес-клубах и спортивных организациях для всех сотрудников; на 25% сокращается компенсация за эксплуатацию автомобиля для директоров структурных подразделений, кому была предоставлена эта льгота; компенсация за питание для тех сотрудников компании, чья месячная заработная плата больше или равна 55 тыс. "Решения вступают в силу с 1 ноября 2008 года". Многие ЖЖ-юзеры высказались в том духе, что лучше уж пожить без корпоративных праздников и фитнеса, чем попасть под сокращение. Особенно если речь идет не о соцпакетах, а о сокращении побочных трат.

"Я считаю, прежде всего следует обратить внимание на расходы на электроэнергию, интернет-трафик и т. д.,— комментирует создатель сайта о мировом финансовом кризисе Finpanic.Ru Михаил Вареницын.— Если ситуация продолжает ухудшаться, то следующий этап касается условий труда, соцпакетов в частности. Затем — сокращение заработной платы. Увольнения — крайняя мера".

Редкий руководитель признается, что он урезал соцпакет своим сотрудникам. Денис Чупахин, коммерческий директор петербургской компании "Фрактал" (производит бумагу с различными степенями защиты, офисный персонал — 12 человек), не из таких. "Я полностью перестал платить премии работникам,— говорит он.— Корпоративный мобильный безлимит сменился жесткой тарификацией. Все это очень сократило издержки". Чупахин собрал информацию примерно по 20 компаниям Петербурга, на которых работают или работали его знакомые. По его словам, 80% компаний перестали платить бонусы и премии, сильно урезали соцпакеты.

"Я переехал в маленький офис и урезал штат с 20 человек до 7,— рассказывает Сергей Островский, руководитель одной аутсорсинговой компании.— Сейчас часть штата перевел на сдельную схему оплаты труда, других просто предупреждаю, что могут быть задержки с зарплатой. Празднование Нового года не отменяем, организуем его без особых изысков".

"Сотрудники нашей компании сами предложили провести Новый год в офисе. Мы поддержали это предложение,— рассказывает Алексей Карпов, исполнительный директор агентства по подбору персонала Yappie Group.— Мы принципиально решили пока не менять условия труда сотрудников и начали экономить на побочных тратах. Решено было не делать дорогой клиентский подарок, попробуем минимизировать заложенный бюджет. Все рекламное размещение, если оно не было оплачено ранее, приостановлено".

Как специалист по HR Карпов отмечает, что, с одной стороны, многие работодатели сокращают соцпакеты "под шумок", спекулируя на теме кризиса, хотя объективных причин для смены условий труда может и не быть. С другой стороны, считает Карпов, во многих компаниях соцпакеты были раздутыми: "Специалистам по HR приходилось ломать голову над тем, какую еще мотивационную штуку придумать для сотрудников. Думаю, кризис отрезвит многих сотрудников, заставит дорожить своим рабочим местом, избавит от завышенных требований к условиям труда".

Если вбить словосочетание "социальный пакет" в "Яндексе", то первым результатом поиска будет сайт компании AutomatedQA, которая занимается разработкой программного обеспечения в Туле. Соцпакет, который компания предлагает своим сотрудникам, впечатляет: обеды в офисе, бесплатные консультации врача, оплата медицинских расходов и расходов по занятию спортом, премии по результатам года, многочисленные корпоративные праздники, оплата такси для сотрудников, работающих в вечерние смены. Звоню в Тулу, чтобы узнать, будут ли работодатели избавляться от всей этой роскоши в связи с кризисом. Менеджер, взявшая трубку, недоумевает: "Как же мы можем лишить наших сотрудников соцпакета, если они к нему уже за несколько лет привыкли?! Никакой кризис не заставит нас прибегать к таким мерам. Возможно, мы просто прекратим набор новых сотрудников". По ходу разговора выясняется, что компания принадлежит американцам, а в США, убеждена менеджер, кризис не так ощутим.

Страх перед страхованием
По словам Юлии Винча, партнера кадрового цента "Юнити", ситуация с соцпакетами в крупных столичных компаниях до сих пор не ясна. "Что будет с соцпакетами в 2009 году, пока трудно судить, многие еще не приняли решения". По словам эксперта, сейчас соискатели вакансий практически не придают значения наличию или отсутствию соцпакета: "Обычно всевозможные бонусы берут в расчет лишь при прочих равных — когда у специалиста есть полдесятка равноценных приглашений на работу. Сейчас не та ситуация".

Юлия Винча отмечает, что компании больше не обещают обучения сотрудникам при приеме на работу, многие организации отказываются от медстраховок (как правило, это не касается сотрудников, работа которых связана с риском для здоровья).

Значительное снижения спроса на корпоративное обучение отмечает Иванова Наталья, руководитель центра "Департамент делового профессионального образования". "Оценить падение спроса компаний на наши услуги в процентах мы пока не можем: провал у нас начался меньше месяца назад,— рассказывает эксперт.— Мы уверены, что рано или поздно компании придут к выводу, что при сокращении штата стоит больше внимания уделять обучению оставшихся сотрудников. Сейчас в ряде компаний вступил в силу фактор паники, когда сокращают все что можно".

"По пессимистичным прогнозам, рынок корпоративного медицинского страхования упадет на 80%, по оптимистичным — на 50-70%,— считает Игорь Михайлов, директор центра продаж Первой страховой компании.— Пока снижение спроса не наблюдается, но это может быть связано с тем, что компании еще не исчерпали бюджет 2008 года. Выводы можно будет сделать только в начале следующего года". По словам Михайлова, если раньше страховые компании платили своим сотрудникам фиксированную зарплату, то сейчас оклад состоит из двух частей — фиксированной зарплаты и надбавки: в случае сокращений сумма пособия по увольнению будет меньше в два раза.

"Кризис, безусловно, отразится на рынке добровольного медицинского страхования,— уверен Николай Сова, директор Центра методологии и контроля медицинского страхования компании РОСНО.— В первую очередь это связано с его влиянием на банковский сектор и другие финансовые структуры, которые составляют значительную долю в портфеле по ДМС. Еще одной причиной является сокращение объема финансирования соцпакета у большинства корпоративных клиентов: даже предприятия и организации, не имеющие серьезных проблем, будут находиться в режиме "выжидательной" экономии". Николай Сова полагает, что следует ожидать передела рынка ДМС: в результате краха ряда его игроков те страховщики, которые устоят, получат новых клиентов.

"Страхование не относится к числу срочных необходимых расходов — важнее рассчитаться с персоналом, поставщиками сырья, энергетиками, связистами, агентами по сбыту,— рассуждает Вадим Маслов, директор Сибирского регионального центра компании "АльфаСтрахование".— Прежде всего сокращать будут ДМС и страхование от несчастного случая; далее — страхования имущества предприятия, каско служебных автомобилей".

Корпорации в основном настаивают на сохранении своей социальной политики. "Соцпакеты у нас не меняются, бонусная программа также работает,— уверяет Вера Тоцкая, руководитель службы общественных связей компании PriceWaterhouseCoopers.— У нас бонусы выплачиваются по результатам финансового года, за 2008 финансовый год бонусы были выплачены, как и планировалось, в октябре. Как и у всех компаний, некоторое сокращение издержек ведется, но по другим направлениям".

"Падения спроса на наши товары нет. Возможно, это связано с предновогодним бумом,— размышляет Андрей Голубков, пресс-секретарь компании "Азбука вкуса".— Но мы предполагаем, что и в следующем году ничего страшного нас не ожидает, необходимости менять условия труда сотрудникам нет".

Председатель Межрегионального профсоюза работников туриндустрии Леонид Дубинский нынешнюю ситуацию в туристической индустрии тоже не склонен драматизировать: "В данный момент никаких сокращений зарплат и соцпакетов в нашей сфере не наблюдается. Все дело в том, что октябрь и начало ноября — это межсезонье, планово убыточный или малоприбыльный период. В нашей сфере все зависит от новогодних продаж".

"Сейчас большая часть компаний сокращает затраты на социальные пакеты, но в открытую об этом никто не говорит,— комментирует Юлия Винча.— Это объяснимо: даже в трудной ситуации любая компания старается выглядеть уверенно".

Содержимое соцпакета крайне редко фиксируется в трудовом договоре — разве что в тех случаях, когда какой-нибудь дотошный специалист при устройстве на работу настаивает на этом. Но и это не является гарантией того, что в случае кризиса у него не могут отнять льготы. Даже если в договоре фиксируется содержимое соцпакета, объясняет Юлия Винча, то в нем же указывается, при каких обстоятельствах работодатель сможет отменить все блага. Да и сам контракт может быть пересмотрен.



АНАСТАСИЯ КАРИМОВА



КоммерсантЪ-Деньги
05.12.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов