Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Из сетей на рынок

Очень скоро россияне будут вынуждены покупать продукты на продуктовых рынках, как это было в 90-е годы. Продуктов станет меньше, их качество ухудшится. Такие неутешительные прогнозы дает председатель совета директоров «Помидорпрома» Максим Протасов (его компания производит овощные, фруктовые консервы, приправы и паштеты под брендами «Огородников», «Гурман», «Сарепта» и др.). В интервью «Эксперту Online» он рассказал, в какой тяжелой ситуации оказались производители продуктов питания и что они предпринимают, чтобы выжить. Однако ставка высока – тех, кто выживет в эпоху кризиса, ждет укрепление и расширение рыночных позиций.

– Как кризис затронул вашу компанию?

– Смотрите. Что сейчас представляет собой любой бизнес из сегмента товаров народного потребления? Рентабельность по чистой прибыли – около 2%. С такой чистой прибылью, если ты хочешь, чтоб весь оборотный капитал составляли собственные средства, надо просуществовать не меньше 50 лет. Столько лет, очевидно, не существует ни один отечественный бизнес FMCG. Таким образом, понятно, что подавляющая сумма оборотного капитала любого бизнеса нашего сегмента – это кредитные средства. Сейчас заемные средства тают на глазах, а новые привлечь крайне сложно. Банки пытаются переоценивать залоги. Стоимость залогов – как ценных бумаг, так и заводов, оборудования, основных фондов – непонятна. Ее оценивают по минимуму, исходя из этого привлечь какой-либо более или менее приличный кредит затруднительно, а тем более столь нужные при нашем бизнес-цикле длинные средства. В частных беседах банкиры нам говорят, что деньги у них есть, население перестало снимать деньги с депозитов, но риск невозвратов выдаваемых кредитов в ситуации экономического спада заставляет банки кредиты не выдавать. То есть сейчас мы видим кризис доверия. Все ждут падения экономики и массовых банкротств – кредитов не дают. Это одна проблема.

Другая проблема – проблема рынка. В течение последних четырех лет все цивилизованные игроки стремились преимущественно работать с сетевым ритейлом. Однако сейчас многие сети не могут оплатить наш товар, поскольку также остались без кредитов. В ряде региональных сетей мы уже видим пустые полки. Платежеспособными остаются некоторые федеральные сети и иностранные. Но и среди последних есть те, кто под предлогом кризиса приостанавливает оплату.

– Что же делать в этой ситуации?

– Сильные компании, как наша, живут сейчас на деньги акционеров. Сегодня все пытаются предсказать, произойдет ли консолидация сетей и сетевой канал сохранит свою долю в структуре розничных продаж или произойдет смена приоритетов и потребитель уйдет на открытые рынки и в традиционную розницу и эти каналы заменят сети, прекращающие работать. Вопрос, который стоит сегодня перед каждой компанией – это переоценка каналов продаж. Возможно, мы уже сейчас будем выходить на продовольственные рынки – те, которые остались с 90?х годов. Но мы не умеем с ними работать и всегда их сторонились – там своя специфика бизнеса. Владельцы этих рынков работают вчерную, налогов не платят, безналичных расчетов у них нет, официально с ними сложно договориться. Надо искать дистрибутеров и как-то через них работать с этим непростым каналом. Плюс к этому – остаются магазины на углу, в которые также может вернуться покупатель при возможном ослаблении сетей.

– Но государство же выделило какие-то деньги сетям. Возможность получить госкредиты предоставлена девяти ритейлерам – X5 Retail Group, «Магниту», «Дикси», «Седьмому континенту», «Мосмарту», «Виктории», «Ленте», «О'кей» и «Холидей классик». Значит, ситуация может измениться?

– На эти деньги федеральные ритейлеры, конечно, могут скупить тех, кто не устоит перед кризисом, и консолидировать отрасль. Однако, на наш взгляд, во-первых, сети, получившие госфинансирование, в первую очередь решают вопросы собственной ликвидности, а во-вторых, они ждут, когда другие сети окажутся на грани банкротства, чтобы купить их по максимально низкой цене. Да и реально выдано госпомощи сетям пока крайне мало. Сколько продлится такая ситуация, мы не знаем. Сейчас в стране более 300 сетей, и как будет выглядеть картина в итоге – предположить сложно. Но нам невозможно ждать – производство не остановить, нужно производить и продавать продукты, размещать заказы агропроизводителям-овощеводам на следующий сезон.

– Получается, есть десяток сетей, с которыми вы можете работать без риска неоплат – но туда же повалят все производители. Всем ли хватит места в этих сетях?

– Мы думаем, что количество поставщиков также будет сокращаться, и это уже заметно. Не все смогут выжить в такой сложной ситуации, поэтому нас станет меньше. Сейчас консервированные овощи продают около 100 компаний. Произойдет существенное сокращение игроков. И мы надеемся на увеличение нашей рыночной доли. Возможно, нам в этом поможет и девальвация рубля. Она сделает нас более конкурентоспособными по сравнению с зарубежными производителями. Но девальвация должна быть постепенной и прогнозируемой, поскольку у нас также есть валютные риски, кредиты. Надеясь на лучшее, мы, несмотря ни на что, продолжаем активно строить новый перерабатывающий завод.

– А сами потребители? Смогут ли они покупать ваши продукты в условиях того, что работников сокращают и урезают им зарплату? Консервированные овощи – не продукт первой необходимости.

– Непонятно, как будет вести себя покупатель. Возможны два варианта. Первый – возвращение к 90?м годам, когда люди покупали дешевый, но некачественный продукт. Второй вариант – некачественный продукт покупать не будут, поскольку привыкли к качественному, но частота потребления данных качественных продуктов сократится. В зависимости от того, как поведет себя покупатель, мы и будем корректировать свое производство. Нам бы не хотелось производить продукты среднего качественного сегмента – мы это просто не умеем делать.

– В вашей компании есть антикризисная программа? Вы, наверное, сокращаете издержки?

– У нас жира особенного не было, и сокращать особенно нечего. Мы перестали устраивать широкомасштабные рекламные кампании в сетях, судьба которых под большим вопросом. Раньше у нас было много промоакций. Сокращаем мерчендайзеров, так как борьба за полку также ослабла.

– Вы видите дно кризиса?

– Нет. Это не локальный кризис 1998 года, это мировой кризис – все гораздо хуже.

– Государство могло бы помочь лично вам чем-нибудь?

– Я думаю, государство должно развивать агросектор как один из приоритетных кластеров. Потому что как минимум страна должна иметь возможность себя прокормить. Сейчас мы этого не можем. У нас все импортное – овощи, молоко, мясо, соль даже. Это вопрос национальной безопасности.

Еще одна традиционная национальная проблема – коррупция и административные барьеры. Необходимо самое бережное отношение к остающимся на рынке отечественным производителям. Например, сейчас для того, чтобы выпустить одну новую баночку продукции, нам надо получить 12 разрешений. Про количество разрешений на строительство и запуск новых производственных объектов я даже говорить не буду.



Екатерина Шохина

Эксперт
04.12.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов