Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Уважили начальство

Две ассоциации розничных сетей разработали меры, призванные облегчить доступ сельскохозяйственной продукции на прилавки. Участники рынка сочли этот шаг бессмысленным

«Элементарным хамским побором» назвал президент Дмитрий Медведев отношение розничных сетей к сельхозпроизводителям. «Сельский производитель слабый, не может конкурировать с торговой сетью на равных, поэтому, чтобы его товар очутился на красивых прилавках, с него дерут деньги», — заявил он на встрече с представителями Российского аграрного движения. Вопрос о доступе сельхозпродукции на полки сетевой розницы не раз поднимался властями. Власти считают, что правила, по которым крупная розница взаимодействует с поставщиками, стали запретительным барьером на пути продукции аграриев к потребителям. Речь идет о практике взимания разного рода сборов c поставщиков: «входные» бонусы, плата за полку, плата за открытие новых магазинов и проч. О необходимости призвать к порядку отечественных торговцев все время твердит министр сельского хозяйства Алексей Гордеев.

И вот в начале ноября Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и Союз независимых сетей России (СНСР) заявили, что разработано и послано на согласование в ФАС положение «О порядке доступа отечественной сельскохозяйственной продукции в торговые сети». Сети обязуются теперь не взимать с аграриев дополнительных платежей, не навязывать им невыгодные условия договора, а также заявляют о стремлении налаживать прямые, без участия посредников, связи производителей и торговли. В АКОРТ нам сообщили, что если положение будет принято, от этого выиграют все: «Положение направлено на поддержку некрупных сельхозпроизводителей, упрощая им возможность доступа на полки магазинов. Это касается производителей небрендированной сельхозпродукции, такой как молоко, сметана, творог, яйца, мясо, куриное мясо, крупы, сахар, бобовые. Для сетей это означает снижение полочных цен, уменьшение перебоев с качественной отечественной сельхозпродукцией и как результат — увеличение товарооборота».

К сожалению, авторы документа отказались от подробных комментариев и не объяснили, каким образом такие продукты, как молоко, сметана, творог, сахар, мясо, крупы и др., могут попасть в розницу прямо с фермерских полей, минуя промышленную переработку, а овощи — в обход оптовиков и овощехранилищ. Оказалось, что недоумение по поводу шага, предпринятого функционерами от ритейла, испытывают и многие участники рынка, в том числе члены АКОРТ И СНСР.

Полный статус-кво

По данным производителей, в нашей стране всякого рода «бонусы», взимаемые с них ритейлерами, составляют от 10% выручки (если товар выпускается под маркой торговой сети) до 30% (если речь идет о бренде производителя). Ходят слухи, что в связи с кризисом некоторые сети и вовсе распоясались, вынуждая поставщиков под угрозой отсрочки платежей на неопределенное время соглашаться на изменение условий договора и снижение цены уже выполненных поставок на 25%. Впрочем, наши собеседники из числа производителей этот факт не подтвердили. Что же касается «бонусов», то, несмотря на отрицательное отношение к поборам сетей, поставщики предполагают, что устранить их технически невозможно.

Например, Андрей Козючиц, владелец хозяйства «Тульская нива» по производству картофеля, уверен: «Сетевики не откажутся от высокой прибыли с бонусов. Сумма выручки с так называемого билета за хорошее место на полке, открытие магазинов и других возможностей у продуктовой сети средних размеров может доходить до 500 млн рублей. Если запретить сетям взимать плату за такие услуги, они будут брать бонусы иным путем. Например, сеть А создаст фирму А2, через которую будут осуществляться все поставки. А2 будет выполнять функции логистического центра и собирать бонусы под видом оплаты логистических услуг».

Впрочем, «Тульская нива» поставляет картошку в сети под собственным брендом. А обсуждаемое положение касается производителей небрендированной продукции. Но, как выяснилось, по отношению к ним этот документ просто закрепляет статус-кво. Большинство сетей уже сняли все барьеры для доступа сельскохозяйственной продукции в свои магазины и не только активно ищут поставщиков, способных заполнить их полки овощами и фруктами, но иногда и выступают для этих поставщиков кредиторами.

Дело в том, что, как пояснили в компании «Метро Кэш энд Керри», «продукция отечественных сельхозпроизводителей вполне конкурентоспособна, но на данный момент среди них немного поставщиков, стандарты качества и упаковки которых соответствуют европейским; данная отрасль нуждается в развитии и требует дополнительных инвестиций не только со стороны сетей, но и со стороны государства». Например, «Метро» еще в 2007 году освободил локальных производителей от всех дополнительных и специальных условий вывода продукции в свои торговые центры по всей России. Поэтому, если положение будет одобрено ФАС и вступит в силу, «Метро» не придется ничего менять. В X5 Retail подтвердили, что такое положение лишь «придает формальный статус тому, что ритейлеры отказались от взимания “платы за вход” в отношении небрендированной сельхозпродукции». В «Магните» считают, что если кто и испытывает сложности при вхождении в сети, то «дело тут не в нежелании розницы, а в неумении производителей». С производителями, даже мелкими, к каким в массе своей относятся поставщики фруктов и зелени, в сети работают без посредников. Здесь считают своей большой удачей, что нашли даже отечественного поставщика винограда, отвечающего требованиям сетевой розницы по стабильности поставок и качества. При этом очень сожалеют, что российские груши дороже заокеанских бананов, и «Магниту» приходится инвестировать в специальные мощности, где будут дозревать зеленые бананы.

Владислав Левчуков, генеральный директор региональной розничной сети «Лама-Томск», говорит, что сети при всeм желании не могли бы дискриминировать сельхозпроизводителей, потому что зависят от них: «Можно остаться совсем без овощей. Сельхозпроизводители работают непрофессионально и очень редко соблюдают стандарты качества. Да и в отношении количества есть риски: вырастет — не вырастет. Однажды нам так и сказали: больше нет. Пришлось с боем забирать свои деньги назад». «Лама-Томск» работает с сельхозпроизводителями по предоплате, хотя обычным поставщикам сети вносят деньги с рассрочкой, через 30, а то и через 60 дней. Закупки томская сеть осуществляет как весной под будущий урожай, практически кредитуя производителей, так и осенью, все расчеты осуществляются наличными. Более того, сеть оплачивает хозяйствам хранение в овощехранилищах и сама организует доставку в магазины.

Александр Райсих, генеральный директор торговой сети «Звездный» (Екатеринбург), подтверждает слова своего томского коллеги: «Это абсолютно надуманная тема. Мелкие сети, как наша, с оборотом 150 млн долларов в год, никогда не применяли бонусы в отношении производителей. Скорее мы зависим от производителя, который уходит в другую сеть, если начать навязывать ему свои условия».

Фермеру нужен кооператив

Любопытно, что без энтузиазма встретили сообщение о новой инициативе и те, ради кого якобы затевалось дело, — аграрии. Впрочем, это неудивительно, поскольку попасть на полки сетей без помощи посредников они не смогут никогда. Анатолий Скрипка, фермер, владелец небольшого и вполне благополучного овощного хозяйства в Волгоградской области, рассказывает: «Меня как мелкого фермера этот вопрос не коснулся, поскольку нас никогда не пускали в торговые сети. Это связано с требованием по систематическим поставкам и объему продукции. Сетям необходимо получать, скажем, три тонны овощей каждый месяц, а мне нужно ежемесячно реализовывать пять тонн, но только на протяжении трех месяцев в году. К тому же отсутствует собственная логистика для поставки продуктов в Волгоград. Да и оформлять все документы для перевозки нам слишком хлопотно. Поэтому мы реализуем продукцию местным оптовикам, которые сбивают цену, а потом накручивают себе большую маржу, сдавая товар в продуктовые сети».

С этим согласен и Андрей Козючиц: «Фермеры не имею возможности создавать собственные упаковочные линии, логистику». Александр Райсих тоже сомневается: «Представить себе невозможно, где могут встретиться фермер и федеральная сеть. О чем она будет договариваться с производителем, у которого тридцать бычков? Даже нашей некрупной сети нужны круглогодичные поставки. Хотя мы идем навстречу, если хороший продукт. Но все же предпочитаем работать с дистрибуторами».

Получается, что аграриям для доступа в сети нужна инфраструктура — овощные базы или сбытовые сельхозкооперативы. Однако развитие инфраструктурного хозяйства уж никак не дело торговых сетей. Стимулированием организации сельхозкооперативов вроде бы занялось государство, но, по данным за 2007 год, их общий товарооборот составляет примерно 40 млн долларов, что, и это совершенно очевидно, меньше оборота одной, даже самой маленькой розничной сеточки.

Дымовая завеса

Большинство наблюдателей, к которым мы обратились за разъяснениями по поводу смысла инициативы АКОРТ и СНСР, отсылали нас к X5 Retail. В одной из сетей, входящих в АКОРТ, намекнули, что выполнялся «госзаказ». В других сетях приняли решение пока воздержаться от комментариев. Правда, Ирина Канунникова, исполнительный директор СНСР, вдруг разволновавшись от настойчивых вопросов «Эксперта», заявила, что если бы их союз не присоединился к документу, то вскоре в стране осталось бы всего несколько крупных сетей, а остальные пропали бы, и тогда уж сельхозпроизводителю точно было бы некуда деться.

Подоплеку «щедрого жеста» ритейлеров, похоже, следует искать в начавшейся кампании по раздаче сетям государственных денег. Первыми серьезные кредиты от ВТБ получили «Магнит» и «Седьмой континент», от Сбербанка — калининградская сеть «Вестер». Однако заявки подали еще семь крупных розничных компаний, в том числе X5 Retail. Сообщение о том, что ВТБ выделил X5 Retail полуторагодичную кредитную линию на сумму 7 млрд долларов, пришло в самом конце прошлой недели.

У X5 Retail нелегкое финансовое положение, в октябре наступил margin call по кредиту, взятому «Альфа-груп» у Deutsche Bank и BNP Paribas, в том числе под залог 47,2% акций розничной сети. В этой ситуации X5 Retail ничего не остается, как всячески ублажать чиновников. Это раньше крупнейший розничный игрок позволял себе критиковать меры, предлагаемые правительством, например новую редакцию Закона о торговле. Теперь для него каждое слово, сказанное от имени государства, закон, даже если это лишено смысла.

В подготовке материала принимал участие Денис Кунгуров



Анастасия Матвеева

Эксперт
21.11.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов