Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Башкирский Нео

Владелец сети "Матрица" Тимур Гизатуллин захватил продуктовый рынок Башкирии и нацелился было на Москву. Но непомерное кредитное бремя заставило ритейлера уйти в глухую оборону.

Тимур Гизатуллин сосредоточено листает финансовый журнал. В рейтинге рублевых миллиардеров он на 318-м месте с состоянием 6,1 млрд руб.— совсем неплохо для 34-летнего регионального ритейлера.

— В следующем году многих в этом списке уже не будет,— говорит он.

— И вы вылетите?

— А черт его знает. Азарт поутих.

Еще бы. "Матрица" бурно росла, скупая все подходящие для своих магазинов помещения в Уфе и временами на кредитные деньги забрасывая десант в другие регионы. В итоге соотношение долга к EBITDA в конце прошлого года у нее было около 9 (общий долг холдинга сейчас 4,2 млрд руб.). Для сравнения — у лидера рынка X5 Retail Group — 3,2, а многострадальной компании "Марта" для старта распродажи активов хватило и 6. "Матрица" увлекалась девелопментом, выпускала облигации и поговаривала о возможном IPO. По нынешним временам роскошь непозволительная.

Сейчас приходится платить по счетам — попытка придать бизнесу федеральные масштабы захлебнулась в долгах. "Матрица" пытается нарастить прибыль в уже открытых магазинах и отчаянно снижает издержки.

Погружение в "Матрицу"
Тимур Гизатуллин легок на подъем. Начинал 22-летний выпускник Башкирского госуниверситета в 1996 году с оптовой торговли алкоголем — поставщики предоставляли товарные кредиты, так что особых ресурсов его компании "Новое время" и не требовалось. Оптовику удалось достаточно быстро раскрутиться — к настоящему времени эта компания контролирует 65% оптового алкогольного рынка Башкортостана.

Но после кризиса 1998 года Гизатуллин столкнулся с серьезными проблемами. "Чуть ли не треть покупателей из розничных сетей разорялись и обращались в бегство. Свои деньги из магазинов приходилось вытрясать",— поморщившись, вспоминает Гизатуллин. Выход из ситуации нашелся неординарный — в 2000 году башкирский предприниматель решил стать ритейлером. Начал было открывать специализированные алкогольные магазины "Мастер вин", но уже через год решил, что будущее за универсальной розницей. Как нельзя кстати подвернулось предложение от финансовой группы "Уралсиб", которая за $400 тыс. продала предпринимателю розничную сеть "Универсал-трейдинг". Впрочем, настоящей сетью пять разрозненных магазинов площадью 500-700 кв. м в Уфе, взятых в аренду у муниципалитета, можно было назвать с большой натяжкой. Одни магазины торговали через прилавок, другие с открытым торговым залом, но все как один приносили убытки.

Первым делом Гизатуллин придумал общее название для сети — "Матрица" (первая часть известной кинотрилогии вышла в 1999 году). Однако, как уверяет предприниматель, творение братьев Вачовски здесь ни при чем. Он хотел, чтобы название сети ассоциировалось с упорядоченной математической системой, а не с фильмом.

Упорядочивать было чего — Гизатуллин закупил в магазины современное торговое оборудование, ввел единые стандарты обслуживания и ассортиментную матрицу. "Мы не стали изобретать велосипед — в логистике и выкладке использовали технологии, уже обкатанные западными и российскими ритейлерами",— рассказывает Гизатуллин. Отбить потраченные $400 тыс. удалось буквально за год.

"Матрица" сделала ставку на формат супермаркета, который в то время практически не был представлен в Башкортостане — бал правили дискаунтеры и продуктовые рынки. Так что сеть стянула обеспеченную публику со всего города. Параллельно Тимур развивал бизнес по оптовой торговле алкоголем и розничные винные магазины (сейчас их 10).

К концу 2004 года Гизатуллину удалось открыть уже 21 супермаркет в Уфе и окрестностях, обзавестись распредцентром и собственной логистической компанией для обслуживания розницы. "Конкурентов у нас не было по простой причине — мы не давали им выйти на рынок. Торговой недвижимости, подходящей для супермаркетов, в Уфе не так много, а мы контролировали все предложения и выигрывали все тендеры",— признает предприниматель. Очаги конкуренции теплились лишь в районных центрах — Нефтекамске, Октябрьске, но там были серьезные проблемы с платежеспособным спросом.

Понятно, что агрессивная стратегия требовала постоянного притока кредитных денег. Но Гизатуллина это мало смущало — выручка сети позволяла выполнять обязательства перед банками, а цена недвижимости (и соответственно, залоговая база для будущих кредитов) быстро росла.

Сам себе девелопер
Статус регионального ритейлера амбициозному уфимцу быстро надоел. В 2005 году компания разместила трехлетний облигационный заем на 1,2 млрд руб. под 12,32% и открыла первый магазин в Москве на улице Милашенкова, недалеко от Третьего транспортного кольца. Причем сразу в формате гипермаркета площадью около 5 тыс. кв. м. "Так сложилось, что нам удалось найти уникально интересное предложение на рынке недвижимости, а попробовать свои силы в столице хотелось всегда",— объясняет Гизатуллин. Параллельно компания вывела на рынок Уфы новый для себя формат дискаунтера — "Оптимаркет".

Сейчас эксперименты с форматами Гизатуллин считает ошибкой и "Оптимаркеты" не развивает (он успел открыть два таких магазина). По его словам, небольшой сети все же целесообразнее сосредоточиться на одном формате — супермаркетов. Да и экспансия в Москву не задалась — найти подходящие по цене и расположению объекты не удавалось. Все перехватывали более проворные конкуренты.

В 2006 году Гизатуллин попытался подойти к захвату новых территорий с другой стороны — он начал вести переговоры о слиянии с пермской сетью "Виват". Речь шла о создании СП на паритетных началах и объединении закупок. Однако договориться не удалось. Гизатуллин объясняет это тем, что не смог оценить эффект от возможного слияния. Владелец "Вивата" Вадим Юсупов ссылается на то, что "Матрица" не хотела отделять свой розничный бизнес от оптового. На рынке же посчитали, что амбициозные региональные бизнесмены просто не смогли поделить контроль над объединенной компанией.

Толком выйти за пределы региона не удалось. Меж тем на домашнем рынке нарастала конкуренция. В Уфу пришли "Рамстор", "Патэрсон", "Мосмарт" и другие федеральные игроки. Хотя по итогам первого полугодия 2008-го на "Матрицу" (у компании 36 магазинов в Башкортостане) все равно приходилось 75% от общей выручки всех местных супермаркетов. Как признался источник СФ в одной из федеральных сетей, работающих в Уфе, Гизатуллину удалось отхватить самые лакомые места, а конкуренты разместились по остаточному принципу, во многом благодаря "доверительным отношениям Гизатуллина с властями республики". "Про протекционизм говорить абсурдно,— утверждает Тимур.— Хотя, конечно, идем навстречу властям — если надо поддержать местных производителей, то всегда пожалуйста".

В прошлом году Гизатуллин придумал, как найти недорогие торговые площади — он решил строить их сам. "Матрица" участвовала в строительстве торговых объектов и раньше или выкупала площадки под свои магазины (80% недвижимости сети — в собственности). Теперь компания решила развернуться вовсю: она начала строить три торговых центра в Уфе, приобрела недвижимость в Самаре и объявила о планах строительства пяти магазинов в Москве. Финансировать эти проекты компания собралась на кредитные деньги, а также за счет размещения второго облигационного займа на 2 млрд руб.


Волны кризиса
Но не тут-то было. Первой ласточкой надвигающихся проблем стала отмена размещения второго облигационного займа. "Пообщавшись с потенциальными инвесторами, мы поняли, что деньги достанутся нам под 20% годовых, а ни один девелоперский проект такую ставку не осилит",— говорит Гизатуллин.

Между тем над "Матрицей" уже сгущались тучи — долговая нагрузка компании, по оценке Райффайзенбанка, приблизилась по итогам 2007 года к 9 EBITDA (нормальным считается не более 3). В таких условиях по-прежнему жить в кредит стало крайне рискованно.

Тогда Гизатуллин нанял компанию IBPG Capital, чтобы та нашла среди инвестфондов покупателя на 30-40% сети. Эти деньги позволили бы снизить долговое бремя "Матрицы" и выполнить задуманное. Однако поиски, похоже, оказались безуспешными. Если еще в сентябре Тимур говорил, что переговоры с одной из западных компаний близки к завершению, нужно только согласовать параметры выхода инвестора из капитала "Матрицы", то сейчас об этих переговорах уже не вспоминает.

Оно и понятно. "Мы активно развивались на кредитные деньги, но сейчас это стало самой главной проблемой",— поясняет Гизатуллин. Еще в начале 2008-го предприниматель отказался от крупных банковских кредитов, покупки новых помещений, свернул планы московской экспансии и сосредоточился на достройке уже запущенных проектов в Самаре и на оптимизации работы магазинов в Уфе.

Наращивать прибыль магазинов "Матрица" пыталась за счет увеличения ассортимента готовой еды (с 10% до 20% от оборота) и реконструкции старых магазинов. В результате оборот некоторых точек вырос на 20%. EBITDA margin холдинга по итогам 2007 года была 9,7%, в 2008-м Гизатуллин рассчитывает выручить 11,7%, а в 2009-м выйти на 12,6% (для сравнения — у X5 Retail Group 9%). Жить без банковских заимствований оказалось не так уж сложно. "Ритейлеру не нужны кредиты на оперативный бизнес — оборудование покупается в лизинг, поставщики дают товарные кредиты. Ритейлерам деньги нужны только для покупки недвижимости, а это направление мы приостановили",— поясняет Гизатуллин.

Но главное — Гизатуллин занялся наконец своими долгами — всю прибыль он начал направлять не на новые проекты, а на погашение долга. В итоге сейчас, по собственным расчетам "Матрицы", долг/EBITDA компании не превышает 4 (долги розничного подразделения 1,4 млрд руб., EBITDA — 350 млн руб.). В июне компания благополучно прошла через очередную оферту по облигациям.

Опасения Гизатуллина сбылись уже в сентябре — банки-кредиторы (Связьбанк, "Уралсиб", МДМ-банк и др.) прекратили рефинансировать кредитные линии "Матрицы". Компания неожиданно для себя должна была срочно погасить долги на 300 млн руб. Гизатуллин не стал оригинальничать и на 10-15 дней увеличил сроки оплаты поставщикам, что быстро позволило вынуть из оборота 200 млн руб., еще 100 млн сеть заплатила из денег, которые должны были пойти на реконструкцию магазинов. Первую волну кризиса удалось преодолеть.

Далеко не всем поставщикам новые условия оплаты пришлись по нраву, и "Матрица" сократила ассортимент магазинов, преимущественно в части более дорогих товаров, которые дольше стоят на полках. По мнению Гизатуллина, спрос на элитные продукты все равно падает, так что переориентация ассортимента на недорогие, быстро оборачиваемые товары не отпугнет клиентов. Параллельно "Матрица" вплотную взялась за борьбу с издержками — сократила около 20% персонала, прекратила закупки торгового оборудования и ремонт магазинов. "Хоть лампочки выкручивай",— шутит Тимур.

Но не все так печально. Есть и хорошие для "Матрицы" новости — кризис ударил и по конкурентам. К примеру, по словам Гизатуллина, X5 Retail Group вела переговоры об аренде нескольких помещений в Уфе, чтобы открыть там свои супермаркеты "Перекресток". Однако ни одного магазина открыто так и не было. Как пояснили СФ в пресс-службе X5, "регион компании по-прежнему интересен, но конкретных планов запуска там "Перекрестков" нет".

При этом Гизатуллин не стал бросать недострои — в первых числах декабря обещает запустить гипермаркет в Самаре, который строится там уже год. В начале следующего года планируется достроить ТЦ в Уфе на 44 тыс. кв. м. Его "Матрица" рассчитывает продать (деньги пойдут, как обычно, на снижение долга), оставаясь при этом "якорным" арендатором.

Хотя до следующего года еще нужно дожить. Дамокловым мечом над бизнесом Гизатуллина висит погашение облигационного займа, которое пройдет 12 декабря. "Ситуация очень серьезная. Погашение облигаций они, может быть, и пройдут, но не исключено, что за это им придется отдаться какой-нибудь федеральной сети. Уфа интересна многим",— предполагает аналитик Банка Москвы Сабина Мухамеджанова.

Впрочем, по словам Гизатуллина, после нескольких оферт и скупки компанией облигаций с рынка от 1,2 млрд руб. займа осталось около 600 млн. Из оборотных средств такую сумму запросто не изъять, поэтому сейчас бизнесмен вновь обратился к банкам — пытается привлекать краткосрочные кредиты, чтобы избежать дефолта по облигациям. Благо собственная недвижимость еще позволяет обеспечивать кредиты. "Всех необходимых денег пока не нашел,— признается ритейлер,— но ситуация улучшается на глазах". В конечном итоге он надеется на деньги ВЭБ (который, к слову, купил на днях Связьбанк) или Сбербанка.

"Банки всех подвели — спровоцировали рост ритейла, кредитуя нас и параллельно покупателей,— сетует Гизатуллин.— Теперь кредиты стали практически недоступны — мы не можем развиваться, а люди покупают меньше продуктов. В итоге все мы оказались в банковской ловушке". По иронии судьбы, выбраться из этой ловушки без помощи все тех же банкиров Гизатуллину уже не светит.

Компания: "Матрица холдинг"
Владелец: Тимур Гизатуллин
Оборот в 2007 году: 7,35 млрд руб.
Рентабельность по EBITDA: 9,7%
Активы: 36 магазинов в Уфе, 1 в Москве, 2 в Самаре, 10 магазинов "Мастер вин" в Башкортостане, оптовая компания "Новое время"
Брэнды: "Матрица", "Мастер вин", "Оптимаркет"
Количество сотрудников: 3,5 тыс. человек



Экспертное мнение
Владелец калининградской сети "Семья", председатель Союза малых сетей России Олег Пономарев:
— Проблемы сейчас у всех сетей. Но хуже всего компаниям, которые работали на публичном рынке и агрессивно росли. Мы же, к примеру, развивались неспешно, опираясь преимущественно на собственные силы, так что сейчас чувствуем себя более-менее уверенно, хотя наши банки-кредиторы в коме. С другой стороны, у "Матрицы" все-таки много собственной недвижимости, которую можно использовать в качестве залога — это выгодно отличает компанию от сетей, развивающихся на арендованных площадях. Пересмотр ассортимента в сторону более дешевых товаров — совершенно верное решение. У людей реально стало меньше денег. Мы в январе тоже подчистим ассортиментную матрицу.


Аналитик УК "Финам менеджмент" Максим Клягин:
— "Матрица", безусловно, в зоне риска — опасения по поводу этого эмитента в инвестсреде витают уже несколько месяцев. Но шансы выбраться из долговой ямы есть. Недвижимость, на которую они и тратили заемные деньги, сейчас для них стала как подушка финансовой безопасности. Сильные позиции на домашнем рынке — тоже большой плюс. Не исключено, что местные власти будут ратовать за спасение сети. Ведь цена вопроса не так уж велика.

В конце концов, у "Матрицы" весьма диверсифицированный бизнес — в крайнем случае, они смогут оперативно продать недвижимость и не допустить дефолта.



9 — такое соотношение долга к EBITDA было у "Матрицы" по итогам 2007 года. Для сравнения — у лидера рынка X5 Retail Group — 3,2, а нормальным считается коэффициент не более 3

600 млн руб. предстоит "Матрице" отдать владельцам ее облигаций 12 декабря

22 года было Тимуру Гизатуллину, когда он организовал свой первый бизнес — оптовую компанию "Новое время"


Николай Гришин


11.11.2008  Секрет фирмы

11.11.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Реклама и Маркетинг В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов