Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Одежда умирает последней

Михаил Куснирович хочет заработать миллионы на чужих победах

В конце декабря прекращает действие контракт BoscoSport с Олимпийским комитетом России на право экипировать национальную команду на Играх четырехлетия. Михаил Куснирович рассчитывает победить в новом олимпийском тендере, цена которого выросла до $80 – 100 млн. Однако спортивных чиновников настораживает слишком рьяное желание владельца ГУМа заработать на российском спорте. 

Зима. Сочи. 2014 год. Тысячи людей, одетые в пуховики BoscoSport с характерными узорами, болеют за российских спортсменов на первой за последние 34 года в стране Олимпиаде. Отечественные горнолыжники и бобслеисты, биатлонисты и двоеборцы красно-белыми стрелами мчатся по снежным трассам и склонам, оставляя позади австрийцев и итальянцев, немцев и французов. Российские фигуристы, не оставив соперникам ни единого шанса, выигрывают все четыре золотых медали, и зашедшиеся в экстазе зрители забрасывают олимпийский каток чебурашками и кепками с символикой Bosco. Фантастика? Глава Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович искренне надеется, что нет. Более того, он борется за свою мечту – превратить компанию из «простого» спонсора Олимпийского комитета России (ОКР) в национального партнера Оргкомитета «Сочи-2014» по категории «Одежда, обувь, аксессуары». Ведь это даст Куснировичу право не только экипировать национальную команду, многочисленных волонтеров и официальных лиц, но и позволит получить под свой единоличный контроль продажу всей связанной с Олимпиадой сувенирной продукции. Однако реализовать такие амбициозные планы владельцу ГУМа будет очень непросто. Среди его конкурентов за право называться национальным спонсором Орг-
комитета «Сочи-2014» – крупнейшие мировые бренды спортивной одежды, а также молодые амбициозные компании из Китая и Украины. «Так что уже в ближайшие месяцы нас ждет, пожалуй, самая серьезная схватка за всю историю спортивного спонсорства в России», – потирает руки в предвкушении будущей борьбы генеральный директор агентства спортивного маркетинга Sportima Олег Манжа. 

Сочный тендер 

Может возникнуть вопрос – о какой схватке в ближайшие месяцы может идти речь, если известно, что в апреле прошлого года ОКР принял решение о продолжении сотрудничества с BoscoSport в течение еще двух олимпийских циклов (Пекин-2008 и Ванкувер-2010). Согласно новому договору, общая сумма всех соглашений – спонсорских (экипировка), лицензионных (право использовать олимпийскую символику) и благотворительных (изготовление парадной экипировки) составит около $18,5 млн. «Дело в том, что при заключении этого соглашения была сразу оговорена возможность победы Сочи в конкурсе за право принять Олимпийские игры 2014 года, – говорит исполнительный директор ООО «Спорттовары Боско» Ольга Черносвитова. – В таком случае все лицензионные и маркетинговые права на олимпийские торговые знаки и обозначения, в том числе и на Игры 2010 года в Ванкувере, переходили от ОКР к Организационному комитету «Сочи-2014», что в свою очередь влечет за собой необходимость проводить новый тендер». Что же касается нынешнего соглашения между BoscoSport и ОКР, то оно прекращает действовать 31 декабря 2008 года. При этом компания Михаила Куснировича получит от ОКР назад часть спонсорских средств, предназначавшихся для Игр в Ванкувере. По информации «Ко», речь идет примерно о трети из общей величины спонсорского контракта, то есть примерно о $6 млн. 
Таким образом, новый тендер на 2009 – 2014 годы, который и определит, кто пожнет маркетинговые дивиденды Олимпиады в Сочи, может состояться уже в первом квартале 2009 года. И на кону в этот раз беспрецедентные для российской «олимпийской» истории деньги. Если за право одевать олимпийскую сборную России в Пекине BoscoSport заплатила ОКР около $12 млн, то Adidas пришлось выложить около $80 – 90 млн за то, чтобы получить статус национального партнера Оргкомитета «Пекин-2008» в категории «Одежда, обувь, аксессуары» и иметь возможность работать со сборной Китая. Правда, слово «пришлось» здесь вряд ли уместно. По официальным данным компании, продажи спорттоваров Adidas в Китае, в том числе и с символикой национальной команды, за январь – сентябрь выросли на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Огласите весь список 

Несмотря на то что точная дата нового «олимпийского» тендера еще не определена, круг претендентов на победу в нем можно очертить уже сегодня. И главным из них по традиции считается BoscoSport. «Наша компания готова стать национальным партнером Оргкомитета «Сочи-2014», и мы начнем переговоры, как только это будет возможно», – говорит Ольга Черносвитова. Другой претендент на победу – компания Miroff Sport. Как несложно догадаться из названия, это «дочка» украинской водочной компании Nemiroff, создавшей ее совместно с Домом моды Пьера Кардена. Во время прошлого тендера Miroff Sport не смог всерьез посоперничать с BoscoSport по той причине, что ОКР не успел согласовать потенциальную возможность смены экипировщика с Международным олимпийским комитетом (МОК), чего требует Олимпийская хартия. Хотя деньги украинцы были готовы заплатить немалые: на одной из стадий тендера они предлагали ОКР за контракт $15 млн, а BoscoSport – лишь $11 млн, что вынудило Михаила Куснировича начать активную игру на повышение и в итоге дойти до уже упоминавшихся $18,5 млн. Связаться с представителями украинской компании напрямую не удалось, однако, по словам источника «Ко» в Олимпийском комитете, представители Miroff Sport уже выразили серьезную заинтересованность в тендере. 
Еще одним значимым соперником BoscoSport можно назвать компанию Adidas, у которой, к слову, отношения с Bosco di Ciliegi давно складываются непросто. Так, весной этого года из ГУМа, владельцем которого является Михаил Куснирович, «попросили» флагманский магазин Adidas. Видимо, топ-менеджмент посчитал, что своим присутствием немцы снижают общий уровень главного универмага страны. Примечательно также, что именно здание в самом начале Малой Садовой улицы в Петербурге, где раньше «квартировал» флагманский для этого города магазин Adidas, занял в начале лета бутик BoscoSport. И это уже не говоря о последней зимней Олимпиаде в Турине, когда именно из-за ношения российскими лыжниками и биатлонистами на церемониях награждения одежды Adidas, а не BoscoSport, Михаил Куснирович устроил такой скандал, который гремел в Олимпийской деревне до конца Игр. «Разумеется, мы знаем о новом тендере, – комментирует директор по маркетингу российского представительства Adidas Дмитрий Биневский. – Однако цена вопроса здесь такова, что решение об участии или неучастии в нем будет приниматься нашей штаб-квартирой в Германии». По мнению генерального директора маркетингового агентства Initiative Анны Яковлевой, решение будет положительным. «Российский спорт сейчас на подъеме, и связать свое имя с этим подъемом – грамотное капиталовложение, особенно в свете планов, которые есть у Adidas по развитию бизнеса в России», – уверена эксперт. 
Наконец, «темными лошадками» олимпийской гонки можно назвать американцев из Nike, а также китайского производителя спортивной одежды Li Ning. Причем у последнего уже есть опыт участия в тендерах ОКР – в частности, в апреле прошлого года китайцы прекратили борьбу, когда цена контракта перевалила за $6 млн. Получить официальный комментарий компании не удалось – в ее департаменте по коммуникациям сослались на отсутствие на месте уполномоченных спикеров. Однако дали понять, что о новом «олимпийском» тендере знают и в настоящий момент оценивают возможность участия в нем.
Неспортивная победа 

Кто выиграет состязание за право «одеть» сочинскую Олимпиаду? В BoscoSport не сомневаются в своей победе. «Во-первых, мы, возможно, будем единственной российской компанией – участником тендера, – говорит Ольга Черносвитова. – И «национальность» бренда станет нашим преимуществом». Не верят в Bosco и в перспективы Miroff Sport. «Одна из основных целей МОК – пропаганда здорового образа жизни, – полагает Ольга Черносвитова. – И МОК, с которым Оргкомитету «Сочи-2014» необходимо согласовывать все свои действия, вряд ли одобрит выбор в качестве такового «зонтичного» бренда компании, производящей крепкие спиртные напитки». Больше всего в BoscoSport опасаются крупных мировых брендов, но делают скидку на то, что многие из них не слишком заинтересованы в спонсорстве именно зимних Олимпиад. «В мире фактически нет ни одного глобального спортивного бренда, который бы покрывал все зимние виды спорта, – рассказывает Ольга Черносвитова. – Производители профессиональной зимней одежды, как правило, узко специализируются, что также дает нам определенные преимущества». 
В самом Оргкомитете «Сочи-2014» отказались комментировать шансы будущих участников тендера, ссылаясь на неэтичность подобных разговоров. Что же касается опрошенных «Ко» экспертов, то большинство из них отдают преимущество BoscoSport, правда, с некоторыми оговорками. «МОК действительно вряд ли одобрит привлечение к спонсорству Олимпиады «зонтичного» бренда крепкого алкоголя, – рассуждает директор по спорту Brand Action Group Максим Белицкий. – Плюс, скорее всего, финансовые возможности этой молодой компании не такие большие, как у BoscoSport. Траты в размере десятков миллионов долларов украинцам наверняка не по силам». В свою очередь, Олег Манжа не верит в перспективы Nike, так как сегодня среди зимних видов спорта этой американской компании интересен только хоккей, и резона вкладывать миллионы долларов в создание новой и незнакомой экипировки у нее нет. Наиболее опасным конкурентом BoscoSport аналитики считают Adidas, но сомневаются, что компания станет резко увеличивать свои и без того немалые затраты в России. «Дело в том, что у немцев уже есть лакомейший кусок – сборная России по футболу, за 4 отборочных цикла спонсорства которой они переведут на счета РФС без малого $100 млн, – говорит Максим Белицкий. – А интерес к футбольным событиям после бронзовой медали Хиддинка на Евро-2008 у населения едва ли не больше, чем к Олимпиаде». С другой стороны, интересы Adidas давно лоббирует руководство спортивных федераций по лыжным гонкам и биатлону. Учитывая, что именно на эти два вида спорта должна лечь основная медальная «нагрузка» российской сборной в Сочи, к мнению чиновников при организации тендера как минимум внимательно прислушаются. 

Может чебурахнуться

Что касается BoscoSport, то помешать ее победе в новом тендере может несколько обстоятельств. Во-первых, во время Олимпиады в Турине компания Михаила Куснировича настроила против себя многих спортивных чиновников (например, президента Федерации лыжных гонок Владимира Логинова и президента ОКР Леонида Тягачева), в том числе и тем, что «изымала» спортсменов после стартов на вечеринки в «Русский дом». «Ни один спортсмен, продолжающий соревнования, против своей воли не посещал наши мероприятия, – утверждает Ольга Черносвитова. – Cпортсмены – взрослые люди и профессионалы, и сами знают, что им помешает во время Олимпиады, а что, наоборот, поможет собраться и получить дополнительные эмоции». Впрочем, спортивным чиновникам, имевшим собственные виды на то, как должны себя были вести в Турине спортсмены, от этого не легче. «Многие из них по-прежнему имеют серьезный «зуб» на BoscoSport», – признает пресс-атташе ОКР Геннадий Швец. Еще один фактор, который может затруднить путь Михаила Куснировича к победе, – это появившиеся в последнее время слухи, что российские спортивные чиновники, в первую очередь министр спорта Виталий Мутко и тот же Леонид Тягачев, которым в Кремле попало «по шапке» за неудовлетворительное выступление сборной в Пекине (напомним – россияне завоевали всего лишь 23 золотые медали и заняли третье место в неофициальном командном зачете), стали активно «переводить стрелки» на BoscoSport за неудобную форму и то же «изымание» спортсменов на вечеринки. В самом BoscoSport подобную информацию иначе как «бредом» и «черным пиаром» не называют, но в том, что она дойдет до проводящих тендер представителей Оргкомитета «Сочи-2014», сомневаться не приходится. 
Кроме того, против BoscoSport могут сыграть натянутые отношения Куснировича с МОК. Виной тому – скандалы в том же Турине. Чего стоит только инцидент с верхней одеждой от Bosco, когда сотрудникам компании пришлось наспех заклеивать непрозрачным скотчем два из трех логотипов, располагающихся на куртках российских спортсменов. Кроме того, МОК очень не понравилось размещение «Русского дома» в Bosco Village. Формально к Михаилу Куснировичу было не придраться – «Русский дом» располагался на вилле, находящейся в Турине вне границ Олимпийской деревни, а значит, нарушения другого важного правила олимпиад, согласно которому организовать брендированные площадки имеют право лишь официальные партнеры МОК, не было. Однако жизнь, без преувеличения бившая ключом в «Русском доме», постоянные развлекательные программы и королевское угощение, включающее черную икру, серьезно отвлекли внимание публики и VIP-гостей Олимпиады от достаточно бледных брендированных площадок официальных партнеров МОК, что также не могло не отразиться на отношении последнего к BoscoSport. 

Выгодное дело  

Впрочем, если в отношении будущего победителя тендера еще есть сомнения, то в том, что ему придется более чем серьезно раскошелиться – нет. Дать официальный комментарий, какова будет «цена» тендера, в Оргкомитете «Сочи-2014» затруднились, но намекнули, что итоговая цифра наверняка окажется не меньше $80 – 100 млн. Для Bosco di Ciliegi, чей оборот в настоящее время, по некоторым данным (официальную информацию в компании не называют), колеблется в районе $400 – 450 млн, изыскать подобные средства на фоне нынешнего кризиса ликвидности будет наверняка проблематично. «Но я не сомневаюсь, что Михаил Куснирович сделает все, чтобы найти деньги, даже если для победы ему придется серьезно залезть в долги, – комментирует директор по развитию сети Delta Sport (Intersport, Women Secret) Микола Станкович. – Вся стратегия развития бренда BoscoSport завязана на Олимпиаду, и без нее Куснировичу будет трудно сохранить нынешние темпы развития бизнеса». В самом деле: если сегодня сеть BoscoSport состоит из 16 магазинов в 7 российских городах, то уже в следующем году эта цифра должна увеличиться до 30. К 2014 же году, по словам Ольги Черносвитовой, в России будет насчитываться не менее 100 точек продаж торговой марки BoscoSport, и это не считая сотен киосков и палаток, где будет реализовываться непосредственно сувенирная продукция, связанная с сочинской Олимпиадой. И если Михаил Куснирович уступит в олимпийском тендере Miroff Sport или Adidas, все эти маркетинговые планы превратятся лишь в красивые бумажки. 
Впрочем, кто бы ни оказался победителем, он может быть уверен – понесенные в ходе тендера расходы наверняка окупятся сторицей. О том, насколько популярными в 2014 году будут товары с символикой Олимпиады, можно судить уже сегодня по многочисленным попыткам нелегально использовать «сочинскую» тему. Так, в мае на казахстанско-российской границе магнитогорская таможня задержала 795 мужских футболок с надписью 2014 Sochi, изготовленных в Казахстане по заказу одной московской фирмы. А в июне сотрудники ростовской таможни конфисковали партию из 31 500 турецких носков с вышитыми олимпийскими кольцами и надписью «Сочи-2014». «Компания, которая в результате тендера получит возможность выпускать одежду с символикой сочинской Олимпиады, при грамотно выстроенной маркетинговой стратегии сможет в период 2010 – 2016 годов наращивать продажи даже не в арифметической, а в геометрической прогрессии, – полагает Олег Манжа. – И это уже не говоря о том, что одна только продажа сувениров принесет десятки миллионов долларов, немалую часть из которых можно будет заработать еще до Олимпиады». А значит, схватка за право носить гордый титул национального спонсора Оргкомитета «Сочи-2014», которая развернется уже в самом начале следующего года, обещает стать более чем жаркой. 


Александр Макаренко


17.10.2008  Журнал "Компания"

17.10.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов