Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Большое шоу

Кто теперь будет содержать клубы Английской премьер-лиги

Спорт давно перестал быть только развлечением. Федерации превратились в мощные экономические корпорации, которые приносят немалые доходы. Одно из самых любимых в мире зрелищ – футбол, а одна из самых прибыльных спортивных организаций – Английская премьер-лига. По доходам она стремительно догоняет Национальную футбольную лигу США, самую богатую спортивную организацию планеты. Однако большинство входящих в Английскую лигу клубов приносят своим владельцам одни убытки. До недавнего времени самым «дорогим» инвестором в английский футбол считался Роман Абрамович. Теперь с ним соперничают арабские шейхи. 

Больше полутора десятков лет клубы Английской премьер-лиги (АПЛ) сражаются с августа по май в самом сильном, боевом и интересном национальном чемпионате по футболу. Болельщики во всех уголках Великобритании занимают места в спортивных пабах и стараются не пропустить гола любимой звезды, будь то Криштиану Роналду из «Манчестер Юнайтед» или Дидье Дрогба из «Челси». Конечно, можно возразить, что Англия  – слишком маленькая часть Земли, чтобы так превозносить ее Премьер-лигу. Но дело в том, что в течение последующих девяти месяцев ажиотаж вокруг игр АПЛ можно наблюдать каждые выходные по всему миру, от Техаса до Таиланда. Всемирная привлекательность Английской лиги вместе с высокими доходами от рекламных и телеконтрактов сделали эту организацию экономическим гигантом. По доходам и количеству зрителей АПЛ уже обошла все остальные европейские чемпионаты и сейчас конкурирует с Национальной футбольной лигой США (НФЛ) и Национальной баскетбольной ассоциацией (НБА). Все 20 команд АПЛ входят в список 50 наиболее богатых клубов мира, а первая четверка – в десятку. Возглавляет ее «Манчестер Юнайтед». 

Командный дух

По данным аудиторской фирмы Deloitte Consulting, суммарный доход АПЛ от продажи прав на телевизионные трансляции футбольных поединков, билетов и клубной символики в наступившем финансовом году (закончится 31 мая 2009 года) должен превысить $3,6 млрд, то есть вырасти в 10 раз по сравнению с первым сезоном 1992 – 1993 года, когда образовалась Лига. Для сравнения: ближайший конкурент АПЛ, немецкая Бундеслига, в новом сезоне рассчитывает заработать немногим более $2 млрд. «Английская премьер-лига берет одну высоту за другой. Этому способствуют сильно выросшие доходы от продажи прав на трансляции», – говорит Пит Хаклтон, старший аналитик лондонской Deloitte's Sports Business Group.
Главная причина финансового превосходства АПЛ в том, что она ведет переговоры с телекомпаниями от лица всех клубов, тогда как во многих европейских чемпионатах каждый клуб договаривается с телевизионщиками отдельно. И хотя АПЛ еще далеко до $3,7 млрд, которые ежегодно зарабатывает на телетрансляциях НФЛ, международное признание и любовь к соккеру в разных странах дает хороший потенциал для дальнейшего роста. Самые серьезные возможности для повышения интереса – в странах Юго-Восточной Азии, где матчи АПЛ считаются популярнейшими зарубежными спортивными передачами. Например, в КНР наиболее интересные поединки смотрят до 360 млн человек. Для дальнейшей популяризации сильнейшие клубы Лиги перед началом сезона проводят в Азии три турнира, это, кстати, единственные соревнования за пределами Англии. 
Кроме миллионов помешанных на футболе болельщиков в Азии очень удачно сложилось и со временем трансляций. Благодаря раннему началу поединков в Англии и разнице во времени показы начинаются в праймтайм, что, естественно, повышает их стоимость. Деньги от продажи прав на трансляции делятся на три части. Половина распределяется поровну между всеми 20 клубами АПЛ. Четверть раздают в соответствии с местами, занятыми клубами в конце сезона. В результате первая команда получает в 20 раз больше последней. Еще одна четверть выплачивается клубам на аренду стадионов для игр, транслируемых по телевидению. В данном случае большая часть достается сильным клубам, поскольку игры с их участием показывают намного чаще. Что касается доходов от продажи прав на трансляции зарубежным телекомпаниям, то их делят поровну между всеми клубами.

Телеигры

На первое место среди статей доходов АПЛ телевидение начало выходить в конце 1980-х годов. Футбольная лига, от которой позже отделится Премьер-лига, в 1986 году по двухлетнему соглашению с телекомпаниями получила 6,3 млн фунтов стерлингов. Через два года при заключении четырехлетнего контракта эта сумма выросла до 44 млн фунтов стерлингов. Первый контракт АПЛ с телекомпанией British Sky Broadcasting (BSkyB) принес 191 млн фунтов стерлингов в течение пяти сезонов. Начиная с 1997 – 1998 года отчисления увеличились в 3,5 раза (до 670 млн фунтов стерлингов). Причем заключен контракт был на четыре сезона. В третьем контракте с BSkyB, подписанном с 2004 – 2005 по 2006 – 2007 годы, доходы превысили 1 млрд фунтов стерлингов. Еще 320 млн фунтов стерлингов принесла продажа прав на зарубежные трансляции.
BSkyB не раз обвиняли в монополизации рынка футбольных трансляций в Великобритании. В 2002 году Office of Fair Trading (Департамент соблюдения правил торговли) пришел к выводу, что компания действительно доминирует на рынке спортивных трансляций, но нет оснований утверждать, что она пользуется своим монополизмом в ущерб потребителям. Между тем по требованию антимонопольного комитета Европейской комиссии в августе 2006 года монополия BSkyB на трансляции матчей АПЛ была нарушена. Ирландская Setanta Sports получила право показывать два из шести пакетов телетрансляций. Новый контракт АПЛ с телекомпаниями был заключен в прошлом году сроком на три года. В сезонах 2007 – 2010 годов суммарный доход от продажи прав на трансляции превысит 2,7 млрд фунтов стерлингов. К ним следует прибавить еще 625 млн фунтов стерлингов от продажи прав за границу.
Летом 1999 года UK Restrictive Practices Court рассматривал законность коллективного метода продажи прав на трансляции и вынес вердикт: соглашение не нарушает интересов общества. The Greatest Show On Earth, как любят называть чемпионат Премьер-лиги в Англии, смотрят более 600 млн зрителей в 202 странах. За рубежом чаще всего игры показывают каналы, принадлежащие или контролируемые News Corp., которая владеет крупным пакетом акций BSkyB.

Цена победы

Растущие доходы АПЛ делают ее привлекательной для инвесторов. Иностранцы с удовольствием вкладывают в сильнейшие английские клубы сотни миллионов долларов. Складывается парадоксальная ситуация: клубы АПЛ получают очень большие деньги, но их расходы настолько высоки, что большинство являются убыточными. Самый яркий пример тому – лондонский «Челси», купленный в 2003 году российским миллиардером Романом Абрамовичем. Есть мнение, что «русская революция» в английском футболе имела политические цели. В Москве, дескать, решили, что проще начинать завоевание Запада с футбола. Эта версия имеет право на существование хотя бы потому, что «аристократы» все время приносят бывшему губернатору Чукотки одни убытки. Причем немалые.
Особенно разорительным для Романа Абрамовича выдался 2005 год, когда «Челси» потерял 140 млн фунтов, рекордную для английского футбола сумму. Питер Кеньон, исполнительный директор «Челси», в 2005 году пообещал вывести клуб к 2010 году в «ноль». Теперь он вынужден признать, что эта цель оказалась слишком амбициозной и крайне трудной, хотя по-прежнему достижимой. Оптимизм помощника Абрамовича вызывает большие сомнения. Особенно после того, как были обнародованы результаты финансовой деятельности клуба за 2006 – 2007 год. Последний сезон лондонские «аристократы» снова закончили с убытками: на этот раз в 74,8 млн фунтов стерлингов. По сумме убытков «Челси» уже подряд четыре года держит первое место в Премьер-лиге. Впрочем, по сравнению с предыдущим сезоном убытки сократились на 7%.
Кеньон не сидит сложа руки: оборот клуба Романа Абрамовича увеличился на 25%, до 190,5 млн фунтов стерлингов. Если прибавить еще и доходы от других видов бизнеса (например, рекламы, торговли клубной символикой), то получится 223,3 млн фунтов стерлингов. В результате «аристократы» обошли «канониров» («Арсенал»), земляков и заклятых противников. Правда, от «Манчестер Юнайтед», самого богатого клуба Премьер-лиги, «Челси» значительно отстает. В сезоне 2006 – 2007 года оборот «Манчестер Юнайтед» составил 245 млн фунтов стерлингов, в том числе от футбола – 212 млн фунтов стерлингов.
После опубликования последних итогов финансовой деятельности «Челси» возникла легкая перепалка между руководством «аристократов» и «канониров». Как утверждал Питер Хилл-Вуд, председатель правления «Арсенала», его клуб в финансовом отношении все еще состоятельнее «Челси». Однако обнародованные цифры заставляют усомниться в его словах. Если «Челси» заработал в общей сложности 223,3 млн фунтов стерлингов, то «Арсенал» – 200,8 млн фунтов стерлингов (в том числе от футбола – 177 млн фунтов стерлингов). Понять негодование «канониров» легко. Ведь их клуб, в отличие от «Челси», закончил сезон 2006 – 2007 года с прибылью. Кейт Эдельман, исполнительный директор «Арсенала», явно желая уколоть конкурентов, сказал: «Мне всегда казалось, что главное – хорошо играть в футбол и зарабатывать прибыль. Это две основные цели, которые мы преследуем в нашей работе. Конечно, деньги являются одним из показателей успешного ведения дел. Удвоение нашей прибыли вполне можно считать доказательством того, что наш бизнес крепко стоит на ногах. Болельщики сами могут разобраться в том, какой клуб самый богатый или прибыльный. Мы же не собираемся кричать об этом на каждом углу».
«Арсенал» действительно является антиподом «Челси» не только по игре и стратегии бизнеса. Разница хорошо заметна и по тому упорству, с которым правление «канониров», не желая становиться еще одним «русским» клубом, отбивается от настойчивого «ухаживания» Алишера Усманова. Около 45% акций «Арсенала» принадлежат членам правления, которые договорились не продавать свой пакет чужакам до апреля 2009 года. Но и по истечении этого срока они должны будут сначала предлагать акции другим директорам, и только получив отказ, смогут выставить пакет на продажу. Такое положение продлится до октября 2012 года.

Золотые футболисты

Почему «Челси» постоянно несет крупные убытки? Потому что фонд заработной платы у клуба Абрамовича самый большой в АПЛ. В отчетном периоде он достиг 135 млн фунтов стерлингов. Преимущество или, скорее, беда «аристократов» заключается в том, что в их клубе играли Андрей Шевченко и Михаэль Баллок, самые высокооплачиваемые игроки английского футбола. Заключен новый контракт с Дидье Дрогбой, сделаны многомиллионные выплаты Жозе Моуриньо и его помощникам за досрочное расторжение контракта. Абрамович, главный сторонник рекордного перехода Шевченко, все же признал, что был не прав. Украинский форвард этот сезон проводит в Милане, куда его отдали в длительную аренду. Если его рекорды по суммам трансфера и зарплате уже побиты, то рекорд по стоимости каждого забитого мяча едва ли кто-нибудь когда-нибудь превзойдет. Каждый из девяти голов, забитых Шевченко в ворота противников «Челси» в играх чемпионата, обошелся Роману Абрамовичу в 5 млн фунтов стерлингов. Кеньон подчеркнул, что доля фонда зарплаты в общих расходах клуба сократилась с 76% до 71%. В идеале, по его мнению, она должна снизиться до 50% – 51%. Абрамович по-прежнему является единственным источником финансового благополучия столичного клуба. Питер Кеньон и Брюс Бак, председатель правления, утверждают, что российский миллиардер предан «Челси» и не бросит свое детище. Дескать, потратив очень большие деньги, из дела не выходят. За пять лет Абрамович вложил в «Челси» 578 млн фунтов стерлингов.
Если раньше звезды футбола предпочитали подписывать контракты с испанскими и итальянскими клубами, то сейчас они едут на заработки в Англию. Более половины из приблизительно 350 игроков Лиги имеют загранпаспорта. В первый сезон иностранцев была лишь пятая часть. По мнению Руне Густафсона, старшего аналитика британского отделения консультационной фирмы Interbrand, наплыв зарубежных футболистов еще больше повышает интерес к АПЛ в других странах. Зарубежные зрители внимательно следят за выступлениями своих соотечественников, играющих в сильнейшем футбольном чемпионате. Рекордная сумма в 30 млн фунтов стерлингов, которую в мае 2006 года заплатил за Шевченко «Челси», была побита в сентябре этого года. За бразильца Робиньо «горожане» заплатили 32,5 млн фунтов стерлингов.
В декабре 1999 года «Челси» стал первым клубом АПЛ, который выставил на игру стартовый состав, полностью состоящий из иностранцев. В феврале 2005 года «Арсенал» стал первой командой в Англии, в чьем заявочном списке на игру из 16 футболистов не оказалось ни одного англичанина. Ни один английский тренер ни разу не выиграл титул чемпиона АПЛ. Из четырех тренеров-победителей – шотландцы Алекс Фергюсон и Кен Далглиш, француз Арсен Венгер и португалец Жозе Моуриньо. Выросшие оклады не только манят на Туманный Альбион зарубежных звезд, но и оказывают сильное давление на финансы многих клубов. Согласно данным Deloitte, в прошлом году суммарный фонд зарплаты в АПЛ приблизился к 1 млрд фунтов стерлингов. Рост окладов на 2% превышает рост доходов Лиги. Сегодня на зарплаты уходит до двух третей бюджетов клубов. В результате маржа операционной прибыли в клубах уменьшилась до 6%, что в три раза меньше, чем в Бундеслиге. Из-за высоких зарплат только восемь клубов закончили сезон 2006 – 2007 года с операционной прибылью. В предыдущем сезоне таковых было 16.

Арабские нефтедоллары

Роман Абрамович – не единственный иностранный владелец клуба в АПЛ. «Манчестер Юнайтед» принадлежит американскому миллиардеру Малькольму Глейзеру, владельцу Tampa Bay Buccaneers (команды НФЛ), а «Астон Вилла» – его соотечественнику Рэнди Лернеру, владельцу «Кливленд Браунз» (еще одна команда НФЛ). «Ливерпулем» владеют американцы Джордж Жиллетт и Том Хикс, «Фул-
хэмом» – Мохаммед аль-Файед, собственник известного универмага Harrods. «Вест Хэм» купил исландец Бьерголфур Гудмундссон, а «Портсмут» – еще один выходец из Советского Союза, а ныне гражданин Израиля Александр Гайдамак.
«Манчестер Сити» с прошлого лета принадлежал Таксину Шинаватре, бывшему премьер-министру Таиланда. Не до футбола Шинаватре стало после недавнего решения Верховного суда Таиланда наложить арест на его имущество и счета в стране в связи с обвинением в коррупции. С 1 сентября хозяином «горожан» стал Сулейман аль-Фахим, глава арабской компании Abu Dhabi United Group for Development and Investment (ADUG). Авторитетный журнал Arabian Business поставил Сулеймана аль-Фахима на 16 место в списке ста самых богатых арабов. Его нередко называют Дональдом Трампом Абу-Даби. ADUG владеет инвестиционной компанией национального фонда благосостояния Abu Dhabi Investment Authority (ADIA). ADIA не публикует результатов своей финансовой деятельности, однако, по оценке аналитиков, фонд контролирует $650 млрд – 875 млрд. По данным Oxford Business Group, по размерам активов он уступает лишь Bank of Japan.
ADIA был создан в 1976 году шейхом Заидом бен Султаном аль-Нахайяном, правителем Абу-Даби и основателем ОАЭ, с целью вложения излишков доходов эмирата от нефти в различные активы с низким риском. Сегодня эмират Абу-Даби, один из главных производителей нефти на планете, пытается диверсифицировать свою экономику, вкладываясь в недвижимость, финансы, туризм, а теперь и в спорт. Таксин Шинаватра наверняка остался доволен сделкой. Год назад он купил клуб за 80 млн фунтов стерлингов, а сейчас продал, по разным оценкам, за 150 – 200 млн фунтов стерлингов.
Фахим, большой поклонник английского футбола, поставил перед своей командой амбициозные задачи – стать сильнейшим клубом Премьер-лиги и выиграть в течение трех лет Лигу чемпионов. На решение столь трудной задачи он готов выделить… более 0,5 млрд фунтов стерлингов. И это только на покупку новых игроков. Перед такими деньгами меркнут даже затраты Романа Абрамовича, считавшегося главным «законодателем мод» в этой области. Самым значимым приобретением этого лета стала покупка «Манчестером» у мадридского «Реала» бразильского нападающего Робиньо. Переход 24-летнего форварда, двукратного чемпиона Испании, был очень громким не только из-за рекордной для британского футбола суммы (32,4 млн фунтов стерлингов), но и потому, что бразильца «горожане» увели из-под самого носа «аристократов». Люди Абрамовича полтора месяца уговаривали Робиньо и до последней минуты считали, что он будет защищать цвета лондонского клуба. Бразилец подтвердил на пресс-конференции, что хочет играть на «Стэмфорд Бридже», но уже на следующий день стало известно о том, что он подписал четырехлетний контракт с «Манчестер Сити». 
«Мне нужно все обговорить с тренером, но я знаю, что лучшие игроки планеты стоят примерно по 30 млн фунтов. Нам нужны не меньше 18 таких футболистов. Без них Лигу чемпионов не выиграть, – сказал в интервью газете Daily Mirror Фахим. – В клубе есть все, что нужно для успеха, кроме по-настоящему хороших игроков. В нем играют хорошие футболисты, но не превосходные, не такие, которые могут состязаться на высшем уровне». В январе Фахим намерен купить и Криштиану Рональду. Трудно сказать, устоят ли владельцы «Манчестер Юнайтед» перед 135 млн фунтов стерлингов, суммой, кстати, вполне сопоставимой с ценой всего «Сити».
По сообщениям британских газет, Марк Хьюз, тренер «Манчестер Сити», уже получил карт-бланш на покупку новых звезд. На Каку из «Милана» и Месси из «Барселоны» ему выделено по 80 млн
фунтов стерлингов, Торрес из «Ливерпуля» и Фабрегас из «Арсенала» оценены в 70 млн и 60 млн фунтов стерлингов соответственно. Для того чтобы предложения о переходе выглядели более убедительно, Фахим разрешил заманивать новичков рекордными окладами – 200 000 фунтов стерлингов в неделю. За событиями в Манчестере с большим интересом следят в Ливерпуле. Правление инвестиционной группы Dubai International Capital по-прежнему полно решимости приобрести «Ливерпуль» и надеется, что покупка соседями «Сити» поможет им убедить Тома Хикса и Джорджа Жиллетта расстаться с ним. 


Сергей Мануков
02.10.2008  Журнал "Компания"

02.10.2008



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов