Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Антисозидатели

Как тольяттинский «Антимульт» вырастал из «коротких штанишек»

Когда группа двадцатилетних ребят пыталась сооздать в Тольятти первую деловую газету - над ними смеялись. Когда Кудеров, Саймаков и Овчинникова создали увой первый антимультфильм о жизни рекламного агентства, смеялись уже над ним. Теперь, когда «Антимульт» открыл свое представительство в Москве и работает с такими клиентами, как МТС или президент РФ, московским конкурентам приходится ним считаться.

«В 2002 году, когда мы все это начинали, главного персонажа - директоршу рекламного агентства Фину - мы списали с реального персонажа - Натальи Овчинниковой», - вспоминает креативный директор студии «Антимульт» Максим Кудеров. Наталья в 19-летнем возрасте основала свое рекламное агентство «Понедельник» (существующее в Самаре и сейчас), а сегодня занимается в основном продвижением студии. Проект «Антимульт» поначалу задумывался как творческая самореализация. «Грубо говоря, хотелось выпендриться. Деньги ни при чем, - поясняет Кудеров. - Просто хотелось сделать что-то значительное».

Этой осенью, спустя три года после начала проекта, студия открыла офис в Москве. Сейчас среди клиентов студии компании МТС, Rambler, Knight Frank, контент-провайдеры Playfon и Fidel, телеканал НТВ, британский Russian Vodka House и даже президент РФ.


Молодо-зелено

Первые деньги создатели «Антимульта» Максим Кудеров, Андрей Саймаков и Наталья Овчинникова заработали, основав главную деловую газету Тольятти - «Понедельник». Когда они начинали издательский бизнес, Максиму с Андреем было по 20 лет. В провинции без спонсоров и инвесторов, да еще и в таком возрасте делать местный «Коммерсантъ» (а «Понедельник» был первой газетой А2-формата в Тольятти) было тяжело. «Мы просто скинулись по 1000 рублей и зарегистрировали фирму», - как ни в чем не бывало говорит сейчас Овчинникова. «До сих пор помню свою первую встречу с местным банкиром, - вспоминает Максим Кудеров. - Он меня послушал немного, а потом перебил: «Ну, ладно, говори, кто у вас главный?» Отвечаю: «Я». А он с издевкой: «Что? Прям самый главный?!» Теперь «Понедельник» - единственная независимая в Тольятти деловая газета с годовым оборотом в $200 000.

На волне успеха небезызвестной и талантливой Масяни, «дочери» Олега Куваева, осенью 2002 года пришла идея, которую кратко и банально можно было бы так и выразить: «А почему бы нам не создать мультипликационный сериал в Рунете?»

Как и газету «Понедельник», проект решили поднимать втроем. Затем к троице присоединились аниматор Илья Никитин и художник Илья Малкин, заразив их идеей флэш-мультипликации. Снабдив новых партнеров проекта оборудованием и помещением, приступили к оттачиванию концепции и разработке персонажей.


Антиконцепция

К тому времени в интернете уже существовало огромное количество пародий на флэш-сериалы, прямых и косвенных клонов Масяни, слепо следовать примеру которой было, конечно же, глупо. «Если копируешь, всегда будешь вторым», - говорит Наталья. Поэтому основатели студии решили стать максимально непохожими - тогда же после долгих мучений и родилась концепция «анти» - «антимульты» и в конце концов свободный домен - antimult.ru.

Совместными усилиями «родили» главного персонажа - героиню нашего времени, почти полностью скопированную с Натальи Овчинниковой, и второстепенных персонажей - коллеги Фины по антимультяшному агентству «Анти-PR»: дизайнер Паша, пожилой креативщик Лев Давыдович, харизматичная уборщица Клавдия Никитична и злоупотребляющий электрик, который, впрочем, не прижился в сериале (более 3-4 героев удерживать во внимании оказалось сложно).

В феврале-марте 2003 года была проделана основная работа: созданы персонажи, сайт и пробный мультфильм «Реклама - это главное и основное». Наконец 1 апреля 2003 года сайт был «спущен на воду», о чем не преминули сообщить на информационном портале dni.ru, новость подхватили и другие интернет-СМИ: старт проекта оказался на удивление шумным, хотя никакой кампании ребята не планировали. Тем не менее уже на третий день количество посетителей превысило 1000 в день.


Творчество и хулиганство

За следующие два с половиной года студия сделала 19 серий про Фину и агентство «Анти-PR» общей продолжительностью более полутора часов. Изначально сериал копировал реальность до мелочей, Фина ездила на автомобиле Citroen C3 (в столице ходили слухи, что весь сериал - наглый про-дакт-плейсмент Citroen), герои курили сигареты Shmalboro, покупали видеокамеру Samsuka, пользовались сотовыми телефонами SorryEdisson. Местами мелькали и настоящие бренды: белье «Дикая Орхидея», Martini, BMW, «Тинь-кофф» - так или иначе сериал был «заточен» под настоящую, немультяшную жизнь. Хотя на самом деле производители за появление в сериале их марок не платили.

С самых первых дней существования проекта история начала развиваться достаточно быстро - спустя три месяца после старта проекта позвонили с предложением о сотрудничестве из журнала «Афиша». В обмен на то, что премьеры следующих шести мультов проходили на портале afisha.ru, проект «Антимульт» получал рекламу на страницах журнала. Сложно сказать, насколько понравились «Афише» следующие работы, среди которых и «Холодное лето...», и «Птица», и «Бывший аллах» - тогда это было действительно новое слово во флэш-мультипликации, но «антимультовцам» сотрудничество явно пошло на пользу. За время сотрудничества с «Афишей» (июль - сентябрь 2003 года) ежедневная аудитория проекта увеличилась в два раза.

Мировая легенда

«Йес, йес, оф кос», - говорит мультяшный Путин в телефонную трубку, это первые кадры мультфильма Smoke Kills. Подсчитать аудиторию этого произведения студии «Антимульт» в мире было практически невозможно, но она исчислялась не одним миллионом зрителей. Как снежный ком, мультфильм эпидемией прошелся сначала по американским и британским почтовым ящикам, а потом вернулся в Россию. Осенью 2003 года в студию позвонили из программы «Личный вклад» телекомпании НТВ с просьбой дать разрешение на показ Smoke Kills в ближайшем эфире, продюсер и ведущий передачи Александр Герасимов скромно представил мультфильм как «гениальную работу студии «Антимульт». Как и любой художник, коллектив «Антимульта» творил поначалу без оглядки на деньги и никогда специально не искал заказы на коммерческую анимацию. Однако первые заказы сами нашли героев - сначала это была серия рекламных роликов к семилетию Rambler, которые крутили на уличных экранах столицы, в Домодедово и на самом Rambler. Рынка коммерческой анимации тогда практически не существовало, так же как и не существовало принятых расценок. Студия сделала четыре 15-секундных ролика по $750 за каждый. Однако спрос порождал заказы, формировались и цены.

В «Антимульте» после первых двух лет работы поняли, что любимый сериал «про Фину» - это хорошо, но прямо на глазах формируется рынок флэш-анимации - дешевых, быстрых в производстве роликов, которые (опять же в отличие от видео) можно размещать в интернете и даже «крутить» на мобильных телефонах по причине небольшого размера файлов. Вторым крупным заказчиком студии стала компания МТС, для которой «Антимульт» создал серию мультяшных роликов, рассказывающих о новых услугах. За каждый из четырех 30-45-секундных роликов студии заплатили уже по $1500. Сотовый оператор их транслировал на экранах всероссийской передвижной выставки. Весьма любопытна и история с заказом мультфильма для президента РФ. «Дело обстояло так: советник президента Михаил Лесин, посмотрев наш мультфильм Smoke Kills, предложил, чтобы на встрече «Большой восьмерки» в качестве части своего выступления Путин показал другим президентам мультфильм, шутливо рассказывающий о проблемах экологии, - рассказывает Андрей Саймаков, коммерческий директор студии «Антимульт». - Мультфильм заказали студии «Антимульт», мы его совместно с РИА «Новости» сделали, но потом его все же решили не показывать.

Возможно, потому, что президенты стран «Большой восьмерки» там показаны в виде зверей - символов их стран». Теперь мультфильм доступен на сайте студии.


Российский флэш

Российский рынок флэш-анимации постоянно растет. В тольяттинском и московском офисах студии «Антимульт» уже трудятся почти 30 человек. За последний год студия сделала 30 коммерческих роликов, в планах на ближайшее будущее - создание не менее шести роликов в месяц. По словам исполнительного директора «Мульт.ру» Натальи Крузе, создатели Масяни за четыре года работы сделали около 100 коммерческих роликов и «Антимульт» своими конкурентами не считают. «Ниша, в которой мы работаем, практически свободна, мы активно участвуем в развитии российской индустрии флэш-анимации, - полагает тем не менее Андрей Саймаков. - Ведь флэш - это практически единственная технология, при помощи которой можно создавать ролики, подходящие для просмотра в интернете. Анимационные ролики наиболее эффективны в отношении такой труднодоступной аудитории, как молодежь, особенно на фоне постоянного снижения отдачи от традиционной рекламы. Да и в целом мультяшки делают рекламу веселой, их смотрят с удовольствием, их запоминаемость выше. Именно поэтому первыми клиентами становились высокотехнологичные компании, контент-провайдеры».

Иван Засурский, директор по спецпроектам холдинга «Рамблер», поддерживает эту мысль: «Сегодня можно сказать, что благодаря флэшу компьютер сделал шаг к тому, чтобы стать телевизором, а некоторым продюсерам удалось создать хорошие творческие коллективы, способные делать анимацию уровня телевидения или даже кино. Теперь, правда, новая волна - в компьютер приходит видео. Но это уже другая история».

Мультяшность начинает пользоваться спросом и в обычной рекламе на ТВ - появляются рисованные вставки, герои в рекламных роликах, фильмах... Кирилл Смирнов, экс-креативный директор российского офиса агентства DDB, считает, что у анимационной рекламы в России большое будущее: «Кто сказал, что телевизионную рекламу обязательно нужно снимать, а не рисовать во флэше? Ведь мультики не капризничают, не зависят от погоды, не требуют заоблачных гонораров...» По мнению Натальи Крузе из «Мульт.ру», флэш-ролики прежде всего интересны компаниям, которые имеют большие корпоративные сайты и хотят с помощью размещения муль-тов привлечь к себе дополнительную аудиторию, среди клиентов создателей легендарной Масяни числятся такие компании, как ZyXEL, сеть «Связной», ВВК-Electronics, магазины «Спортмастер», Международная финансовая корпорация. «Мульт.ру» делала для них рекламные ролики и анимационные сериалы для показа по телевидению и в интернете.

На флэш начинают обращать свое внимание и производители продуктов питания. «Конкурентные преимущества многих продуктов базируются не только на рациональных, но и на эмоциональных ценностях. Для пропаганды этих ценностей в интернете флэш-анимация подходит идеально», - считает Никита Волков, директор по маркетингу и продажам компании «Дека» (квас «Никола»).

Кроме того, есть и другие ниши применения флэш-анимации. В студии «Антимульт» даже было создано отдельное направление по работе с рекламными агентствами и созданию «аниматиков» - мультяшных аналогов реальных роликов. Поскольку изготовление таких роликов не требует больших временных и денежных затрат, агентства активно их используют вместо обычных раскадровок для тестирования идей на фокус-группах или презентаций клиентам. Одним из первых сетевых клиентов студии стало агентство Euro RSCG Moradpour.

Мультяшное кино

Кроме мультипликационных роликов для сайтов, телеканалов, презентаций, семинаров студия с декабря запускает продолжение сериала «Анти-PR» с Фи-ной в главной роли. Это будут сюжеты-зарисовки о современном мире рекламы для широкой публики. В сериале появятся известные рекламные персонажи, модели, поп-звезды и пр. Этот сериал будет уже коммерческим прежде всего за счет продакт-плейсмента: логотипы известных брендов уже не будут мелькать в мультах «просто так». «Каждый мультфильм про Фину скачивали с нашего сайта по 300 тыс. и более раз, еще раскупили несколько тысяч DVD на сумму более $ 10 тыс. Даже судя по количеству фанатов сериала, аудитория у него лояльная и довольно большая», - объясняет планы Максим Кудеров. Никита Волков считает идею ребят более чем актуальной: «При том многообразии блогов, что мы имеем в настоящее время, должны уже появиться всенародные ресурсы с регулярными сериями про каких-нибудь характерных персонажей». Тем временем «Антимульт» начинает первые опыты в производстве полнометражного мультфильма для кинопроката. «Делая качественные рекламные флэш-ролики, мы не можем не думать о создании мультфильма, который соберет в мировом прокате $100 млн», - то ли шутит, то ли серьезно планирует Кудеров. Студия уже начала производство трейлера для фильма. «Думаю, что «Антимульты» могут вырасти в больший проект, но для этого, мне кажется, необходимы более радикальные творческие приемы - перенести действие в будущее, например», - подтрунивает над молодежью Иван Засурский. Впрочем, «антимультовцы» уже привыкли, что сначала над ними смеются.


Наталья Антонова
24.11.2005  Журнал "Индустрия рекламы"
24.11.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g» Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева
Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе
Медиа RTB готовит наступление Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы
Медиа Россия в хвосте digital-лидеров ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа
Бизнес и Политика В Россию с любовью Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке
Медиа Новостные сайты теряют аудиторию Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ
Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию

© Состав.ру 1998-2016, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов