Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

У. е. или рубль

Зарплаты в долларах становятся невыгодными для работников

         Укрепление рубля создало парадоксальную ситуацию на российском рынке труда. Высокооплачиваемые сотрудники, чья зарплата традиционно привязывалась к доллару, теперь оказались в невыгодном положении: покупательная способность их зарплат сокращается.

        По данным кадровой компании "АНКОР", рост зарплат у менеджеров среднего и высшего звена в Москве за последний год составил всего 8%. Между тем с начала этого года жизнь в столице в долларах подорожала примерно на 13% , говорит Юлия Цепляева, главный экономист по России ING Bank. В ее банке подсчитывают потребительскую корзину представителей среднего класса в разных странах Восточной Европы. До последнего времени наблюдавшийся рост цен в рублях на товары и услуги, содержащиеся в этой корзине, частично компенсировался подорожанием доллара. Но даже с учетом этого фактора в прошлом году покупательная способность доллара в Москве сократилась на 11% , а с августа 1998 г. - примерно на 50%. А в конце этого года рубль, по прогнозам экономистов, будет стоить даже дороже, чем в январе (31,8 руб. за доллар).

        Падение покупательной способности зарплат не вызывало до сих пор неудовольствия со стороны работников еще и потому, что в первые послекризисные годы сами зарплаты в большинстве отраслей быстро росли. Однако на это больше не стоит особенно рассчитывать, поскольку практически везде заработки уже достигли докризисного уровня. По данным "АНКОРа", у некоторых специалистов зарплаты за последний год даже снизились - например, у директоров по продажам и секретарей. Но последние от этого не очень сильно пострадали, поскольку чем ниже позиция сотрудника, тем вероятнее его зарплата привязана к рублю. Чего не скажешь о более высокооплачиваемых специалистах. "Если у вас зарплата исчислялась в долларах, считалось, что это инструмент вашей защиты, помогающий в какой-то мере индексировать заработок. Однако в 2003 г. этот инструмент сломался", - констатирует Юлия Цепляева.

        По свидетельству кадровых компаний, работодатели пока не спешат переходить с доллара на евро или тем более на рубль. Хотя и эта мера была бы скорее всего недостаточной. По мнению некоторых экономистов, нужно отработать более долгосрочный механизм, который позволял бы защищать все категории работников. Для этого доход, по большому счету, нужно оценивать не в рублях или долларах, а по стоимости потребительской корзины людей с данным доходом - как это делает Госкомстат. В соответствии с этими данными повышаются потом пенсии и зарплаты в госсекторе.

        Однако, например, из клиентов компании "Интеркомп", занимающейся расчетом зарплат (клиенты "Интеркомпа" - в основном иностранные компании) , никто не пользуется данными Госкомстата. Что неудивительно: эта организация оценивает потребительскую корзину граждан с доходом максимум 4000 руб. А наиболее высокооплачиваемая группа, которая попадает в детальные исследования независимых исследовательских компаний, - это люди с доходом от $500 до $800, продолжает Цепляева. "То есть никакого представления о том, что такое средний класс, в России нет, С говорит она. С О жизни высокодоходной группы С их поведении, структуре потребления С не известно практически ничего".

        В условиях дефляции выгоднее получать зарплату в рублях, которая регулярно пересматривается. Но привязать зарплату к национальной валюте решаются пока не многие работодатели. В управляющей компании "Пио Глобал" в феврале этого года зафиксировали зарплату в рублях. Марина Рябоконь, директор компании по персоналу, признается, что это сделало ее работу гораздо удобнее: в компании придерживаются политики, что зарплату следует повышать в связи с удорожанием уровня жизни. Сейчас это происходит автоматически в связи с укреплением рубля. "Люди следят за курсом доллара и понимают, что у них происходит реальный рост заработной платы", - рассказывает Рябоконь.

        Обязательность индексации заработной платы в России установлена законом: статья 134 Трудового кодекса прямо говорит, что "обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги". "Статью 134 нужно понимать не только в отношении доллара, но и в отношении рубля. Привязка к у. е. не защищает полностью интересов работников", - комментирует юрист Олег Шеврин, специализирующийся в вопросах трудового права.

        Однако на практике эта статья исполняется редко. Политика индексации зарплат есть лишь у 10% работодателей, опрошенных "АНКОРом". Основная причина, по-видимому, в том, что по закону во внебюджетных организациях индексация должна производиться "в порядке, установленном коллективным договором". Но инициирование коллективных договоров со стороны работников благополучных компаний в России - редкость. В судебной практике, по словам Шеврина, прецедентов в этой сфере тоже нет, за исключением позиции Верховного суда в деле Пионтковского к ТОО "Луч" - учитывать индекс роста размера минимальной оплаты труда при взыскании заработной платы с работодателя (с 2000 г. МРОТ повышался пять раз, с 83,49 руб. до 450 руб. ).

        Любопытно, что в российских компаниях даже чаще привязывают зарплату к у. е. , чем в иностранных. По данным "АНКОРа", зарплата зафиксирована в рублях у менеджеров среднего звена в почти половине иностранных компаний (46% ) и всего у 29% российских. Как объясняют специалисты, иностранные компании обычно рассчитывают зарплату в той же валюте, в какой ведут дела в данной стране, а в России они все чаще предпочитают делать это в рублях.

        Привязанность к у. е. - проблема скорее психологическая, считает Сергей Тиунов, заместитель гендиректора "Интеркомпа": "Рублевым зарплатам еще не доверяют, несмотря на очевидные недостатки доллара в последнее время", - замечает он. Недоверие исходит в том числе и со стороны самих сотрудников, которые не могут забыть годы падения рубля и кризис 1998 г. Директор по маркетингу компании - производителя спорттоваров говорит, что, несмотря ни на что, не готов к тому, чтобы его зарплата была зафиксирована в национальной валюте. "Все равно в наш рубль веры меньше", - объясняет он.

        Кое-где, правда, лед тронулся. В "АНКОРе" в этом году порядка 10% сотрудников изъявили желание, чтобы их зарплаты не конвертировались, как раньше, в валюту при переводе на банковские карточки. Однако рублю доверяют все же немногие. "Российские компании идут на поводу у людей", - считает Анна Черных, руководитель отдела "Лизинг персонала" компании "АНКОР".


Ольга Промптова
30.09.2003  Ведомости

30.09.2003



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов