Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Правила борьбы с хамством

Главное понять, кто ваш босс - истерик, двоечник или садист

      "Такие непрофессионалы работают, что иногда убить хочется", - жалуется на своих подчиненных Дмитрий Галаджий, директор по производству группы компаний "Релиз". Чтобы привести их в чувство, он примерно дважды в день устраивает им эмоциональные выволочки. Галаджий убежден, что повышение тона вкупе с нецензурной лексикой хорошо действует на провинившихся. Правда, иногда подчиненные - особенно девушки - реагируют на его выпады неадекватно: впадают в истерику, плачут.

      Каждый человек должен решить для себя сам, стоит ли ему закрыть глаза на хамство начальника или противостоять ему. "У человека должен быть внутренний баланс между двумя чашами весов, когда на одной его чувство собственного достоинства, а на другой - желание работать в этой компании", - говорит заместитель гендиректора "ММ класс" Андрей Копьев.

      Люди, которые не приемлют вторжения в свое личное пространство, обычно не могут мириться с хамством, и психологи уверены, что не стоит переступать через себя. "Если человек воспринимает хамство со стороны руководства как нечто должное, то скорее всего у него либо раздавлено, либо изначально атрофировано чувство собственного достоинства", - считает Андрей Копьев.

      Если судьба свела с начальником-хамом, то нормальный человек оказывается перед выбором: противостоять хамству или уйти из компании. Чтобы принять правильное решение, важно понимать, какого поведенческого стиля придерживается босс. По словам психологов, существует три основных типа.

      Эмоциональный босс. Такие руководители только криком и руганью умеют выражать свои эмоции. Они даже искренне верят, что, матерясь, сокращают дистанцию между собой и подчиненными, в каком-то смысле сближаются с ними. Несмотря на бурное проявление эмоций, такие начальники часто уважают и ценят свой коллектив. "Эти хамы могут быть относительно безобидными, - рассказывает Андрей Копьев. - И в глубине души они вовсе не обязательно агрессивны. Нередко истинно злобные люди, наоборот, весьма сдержанны. Например, Сталин не склонен был повышать голос".

      Босс-двоечник. Очень часто человек, ставший начальником, перенимает стиль управления предыдущего руководителя. Если учитель позволял себе кричать и ругаться матом, то велика вероятность, что его преемник будет вести себя точно так же. Однако снятие кальки не гарантирует, что новому начальнику удастся с помощью хамства эффективно руководить людьми. "Это довольно смешной и нелепый стиль управления, - считает Андрей Копьев. - Человек вместо того, чтобы выработать собственную модель взаимодействия с подчиненными, примеряет полушубок с чужого плеча. Ведь может оказаться, что мат предыдущего начальника компенсировался его харизматичностью".

      Начальник-садист. Желание унизить, оскорбить, причинить боль, самоутвердиться за счет подчиненного - вот истинные потребности начальника-садиста. Чужая боль доставляет такому руководителю настоящую радость, "подпитывает" ощущение собственной значительности за счет чужого унижения и страдания.

      Психологи не советуют работать в одной команде с начальником-садистом, даже если работа хорошо оплачивается. "В таких случаях нужно голосовать ногами, - дает совет руководитель психологического центра "Команда" Григорий Крамской. - Особенно если унижает и кричит владелец бизнеса. Перевоспитать такого человека невозможно, это напрасная трата личного времени. Лучше уволиться".

      Противостоять хамству психологи рекомендуют лишь в том случае, если руководитель относится к первому или второму типу. Тактика борьбы может быть самой разной, начиная от полного игнорирования хамства до заявления от уходе. "Очень много зависит от того, как поставить себя с самого начала, - рассказывает психолог, директор Центра делового развития Николай Козлов. - Голос часто повышают на слабых, а если сразу продемонстрировать свою силу и профессионализм, то руководитель кричать не будет".

      Старший менеджер департамента консалтинга АКФ "Современные бизнес-технологии" Андрей Голеней рассказывает, что когда-то работал в команде, где начальница при всех орала на одного из подчиненных. "Когда она кричала на меня, я ничего ей не отвечал, просто сидел и молчал, - делится своим опытом Голеней. - Внутренне я чувствовал себя выше, поскольку не опускался до ответного крика. Такая тактика сработала, я добился того, что она очень редко повышала на меня голос".

      В некоторых случаях срабатывает и противоположный метод - как только начальник начнет хамить, рявкнуть ему в ответ. Правда, для этого лучше заранее разучить несколько нецензурных выражений и набраться мужества. Дмитрий Галаджий рассказывает, что если подчиненный в ответ вдруг повышает голос да еще ругается матом, то это верный признак, что босс перегнул палку. "Тогда я могу попросить у него [подчиненного] извинения", - рассказывает Галаджий.

      Людям, которые из-за крика начальства впадают в ступор, не стоит пытаться хамить в ответ. Лучше написать заявление об уходе, где причиной указать неприемлемые условия работы. "Человека или сразу уволят, или будут вести с ним конструктивный диалог, - говорит Григорий Крамской. - А попытки объяснить на словах свое отношение к хамству вызовут у начальника лишь усмешку".

      Наилучший климат в коллективе складывается, если борьба с хамством ведется на корпоративном уровне. Например, в компании Nycomed недавно сформулировали "Правила внутреннего трудового распорядка", где написано, что часть корпоративной этики - это уважение личности работника. По словам директора по персоналу Nycomed Елены Игнатьевой, такие правила помогают доносить до сотрудников, что хамство неприемлемо в компании.

      Правда, бывает, что крик и ругань становятся частью корпоративной культуры и начальник с подчиненным, наоравшись друг на друга, потом вместе идут пить пиво, рассказывает директор по персоналу компании "Вимм-Билль-Данн", психолог Дмитрий Куприянов. Если человек попал в коллектив, где ругаются 80 - 90% сотрудников, то нужно смириться либо уволиться. "Такой стиль руководства распространен, к примеру, в строительных компаниях", - говорит Куприянов.


Анна Людковская
13.02.2003  Ведомости

13.02.2003



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов