02.12.2009

Бывшие миноритарии ЮКОСа смогут отсудить у правительства России 50 миллиардов долларов

ЮКОС Постоянный третейский суд в Гааге, где с 2006 года рассматривается жалоба акционеров ЮКОСа к России, признал, что к спору применима Энергетическая хартия ЕС. Об этом пишут "Ведомости" со ссылкой на заявление истца - компании GML.

Ст. 26 Энергетической хартии защищает инвестиции в энергетический сектор, запрещает дискриминацию, нечестное и пристрастное судопроизводство. Россия нарушила эти требования, разоряя ЮКОС при помощи избирательного применения законов, заявила GML и потребовала компенсации в 50 миллиардов долларов. Хотя Россия и не ратифицировала Энергетическую хартию, ее нормы могут быть применимы в данном деле, решил суд в Гааге. Ведь в 1994 году Москва поставила подпись под документом.

"Мы отдаем себе отчет, что разбирательство займет годы, - заявил "Ведомостям" совладелец GML Михаил Брудно, - но для нас принципиально, чтобы адвокаты довели этот процесс до конца. Мы получим наши деньги". Если GML выиграет процесс, она будет добиваться ареста счетов правительства и российских госкомпаний на Западе. Но даже в этом случае GML будет трудно взыскать деньги, говорит "Ведомостям" партнер Baker & McKenzie Владимир Хвалей. По его словам, трудно будет найти на Западе имущество России, свободное от иммунитета.

"Похоже, что это один из первых шагов к тому, чтобы признать требования миноритариев ЮКОСа законными, - заметил радио "Свобода" финансовый аналитик Андрей Сотник. - Если и окончательное решение суда будет в пользу ЮКОСа. России выставят счет в сотни миллиардов долларов. Расплачиваться будут все хозяйствующие российские субъекты, в капитале которых есть следы государственных вложений. В том числе так называемые госкорпорации и монополисты - Ростехнологии, Роснано, "Газпром", РЖД и другие. Плюс компании с государственным участием. Например, "Роснефть". Надо готовиться к тому, что все зарубежные активы этих компаний могут быть арестованы. Но и это не все. Под ударом окажутся и зарубежные компании, в капитале которых есть любые следы российского государства или его чиновников, включая их родственников "до седьмого колена". Ну, например, те зарубежные компании, которые участвовали в операциях с российскими госсредствами или же в закупках американских ценных бумаг в интересах российского государства".