07.05.2009

Торговые сети сокращают закупки и переходят на дешевый товар

Федеральное государственное учреждение "Объединение "Росинформресурс" в марте - апреле 2009 г. изучило положение дел в рознице крупных городов Центрального федерального округа, пишут "Ведомости". Специалисты проинтервьюировали 80 владельцев и менеджеров сетевых и независимых магазинов.

Как оказалось, за это время цены в магазинах выросли сильнее, чем показывал индекс Росстата. Если согласно индексу к апрелю 2009 г. продовольственные товары подорожали в сравнении с декабрем 2008 г. на 5%, одежда и белье - на 3,3%, бытовая техника и электроника - более чем на 4%, то по данным "Росинформресурса" в Центральной России цены на продукты выросли в среднем на 9%, а одежда и бытовая техника стали дороже на 12%.

Признавая значительный рост цен, ритейлеры говорят о меньшем падении продаж, чем Росстат. По его данным, оборот розничной торговли продуктами к марту по сравнению с декабрем снизился на 18,7%, а работники торговли говорили о среднем снижении продаж продуктов на 9%. Падение реализации непродовольственных товаров они оценивали от 13% (бытовая химия) до 33% (обувь). Росстат зафиксировал общее снижение товарооборота непродовольственных товаров на 26%.

Выяснить, как кризис повлиял на прибыль ритейлеров, "Росинформресурсу" не удалось - респонденты отказывались говорить об этом даже в анонимных интервью. Управляющие магазинами заметили, что сильнее всего падает спрос на дорогие товары: покупатели экономят.

Объем закупок и ассортимент продуктовых магазинов в Центральной России уменьшились с начала года на 6-7%, указано в отчете "Росинформресурса". Лидер российской продуктовой розницы - X5 Retail Group в отчете за 2008 г. сообщила, что уже к концу прошлого года сократила ассортимент на 20% до 3000 товарных позиций (SKU).

Когда участников исследования спросили, принимают ли они антикризисные меры, помогающие сохранить предприятие, половина дала отрицательный ответ, говорит ""Росинформресурса"" руководитель отдела региональных исследований "Росинформресурса" Светлана Ермак. Для них сокращение закупок и ассортимента - вынужденный шаг, объясняет она. Другая половина респондентов призналась, что в первую очередь проводит распродажи (об этом заявило 64% участников), затем сокращает объем закупок (46%). Далее - изменение ассортимента продукции (26%), переход в более низкий ценовой сегмент (22%), сокращение штата (18%), повышение цен на продукцию (14%), изменение должностных обязанностей сотрудников (4%), сокращение издержек на транспорт и упаковку (4%)

Впрочем, ритейлеры признают невысокую эффективность скидок - в списке самых удачных антикризисных решений распродажи заняли лишь шестое место. А на первом - изменение должностных обязанностей персонала. Следующая по эффективности мера - сокращение расходов на логистику и упаковку, затем - сокращение штата. Хорошо повышает продажи реклама - но как антикризисную меру ее, судя по исследованию "Росинформресурса", используют только владельцы обувных магазинов. В обувном сегменте самая высокая конкуренция и самое большое падение спроса - 33% в I квартале. "Сначала компании вводили меры, которые считали нужными, а уже потом оценивали, что эффективно, а что нет", - объясняет "Ведомостям" несоответствие в двух списках Светлана Ермак.


Фото с сайта x5.ru