27.03.2009

ФАС считает, что торговые сети слишком много требуют от поставщиков за маркетинг

Иллюстрация с ресурса www.x5.ru
Иллюстрация с ресурса www.x5.ru
Федеральная антимонопольная служба России закончила проверку соблюдения антимонопольного законодательства при расчетах торговых сетей Санкт-Петербурга с поставщиками. Были исследованы отношения с поставщиками сетей "Пятерочка", "ОКЕЙ", "Дикси", "Лента" за 2005, 2006, 2007, первое полугодие 2008 года.. ФАС пришла к выводу, что недобросовестная практика магазинов вносит лишний вклад в повышение цен на продовольственные товары.

Антимонопольную службу заинтересовали условия поставки следующих групп товаров: молочные, кисло-молочные продукты; хлебобулочные изделия; мясо, колбасы; рыба; бакалея (крупы, макаронные изделия и пр.); соки, напитки. В каждой сети было проанализировано не менее сорока договоров с поставщиками, также дополнительно были сделаны запросы еще 16 поставщикам в целях встречной проверки. Доля дополнительных выплат (бонусы, штрафы, маркетинговые услуги и пр.) поставщиков товаров торговым сетям составляет от 5 до 40% от объемов поставляемых в сеть товаров. При этом существует тенденция ежегодного увеличения объемов выплат в пользу торговых сетей, отмечается в сообщении ФАС. Опрос поставщиков по состоянию на марта 2009 года, показал, что тенденция роста выплат сохранилась и в новом году. Так, к примеру, рост бонусных выплат по опрошенным поставщикам бакалеи в сети ОАО "Агроторг" в 2009 году в сравнении с предыдущим годом составил от 50% до 70%.

Поставщики, разумеется, закладывают растущие выплаты в отпускную цену товара. Учитывая, что торговая наценка сетей на товары составляет минимум 10-15% (на многие товары средняя наценка составляет 30-40), то суммарное давление на конечную цену товара всех наценок и выплат, формируемых в торговых сетях, составляет от 20 до 60%, делает выводы ФАС.

При этом констатируется, что увеличился строк отсрочки платежей поставщикам за реализованный торговыми сетями товар. Если в 2005 году он составлял в среднем 21-25 банковских дней, то в 2008 году Х5 retail Group задерживала платежи поставщикам до 45-50 дней, в ряде случае до 65 дней. Отсрочка платежей, по сути, представляет собой краткосрочный коммерческий кредит, отмечает ФАС. Таким образом, поставщики сами занимают средства у кредитных организаций и одновременно за свой счет кредитуют продавцов.

Исходя из сказанного, ФАС намерена разрабатывать меры по оптимизации отношений торговых сетей и поставщиков товаров. Это найдет свое отражение в замечаниях и предложениях в проект федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".