16.10.2008

Российский рынок PR ждет стагнация, а то и падение

Иллюстрация с сайта trader.ru
В этом мнении сходятся специалисты, опрошенные «Коммерсантом».

Каждый четвертый PR-сотрудник, работающий в агентстве или на стороне клиента, в следующем году сменит работу или вовсе останется без нее, заявил во вторник на форуме "Энциклопедия PR" управляющий директор агентства PBN Питер Некарсулмер. По его словам, компании финансового сектора, доля которых в общих бюджетах достигает 15%, сокращают свои расходы, в том числе и затраты на PR. Если в 2007 году отечественный рынок PR-услуг вырос на 20%, до 200 миллионов долларов (учитываются только гонорары, то есть выручка агентств), то в 2008-м из-за финансового кризиса останется на уровне прошлого года, а в 2009-м сократится в лучшем случае на 15%, в худшем - на 25%, полагает Некарсулмер.

Опасения PBN разделяют и в других PR-агентствах. "Мы уже столкнулись с ротацией клиентов",- признает управляющий партнер маркетинговой группы "Модус" (обслуживает компании финансового сектора и рынка недвижимости) Мария Шагурина. Компании урезают бюджеты запланированных на конец года мероприятий, в частности клиентских конференций, рассказывает гендиректор агентства "Сокур и партнеры" Дмитрий Сокур.

Ниша связей с инвесторами в 2009 году будет стагнировать, уверена гендиректор агентства East West Communications Илона Баклыкова. "Собрания акционеров для публичных компаний, организацией которых мы занимаемся, будут проходить и дальше, но из-за массовой отмены и переноса сроков IPO спрос на эту услугу не вырастет",- говорит она.

Правда, со стороны заказчиков ощущается больше оптимизма. В большинстве опрошенных "Коммерсантом" инвестгрупп и банков уверяют, что кардинально не пересматривают PR-стратегию. Расходы на PR вследствие кризиса сокращаться не будут, утверждают представители Citigroup и Дойче Банка. Аналогичные заявления делают и те компании, которым международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s на прошлой неделе понизило прогноз рейтинга до "негативного". Так, в "Тройке Диалог" утверждают, что большую часть PR-проектов делают сами и привлекают агентства лишь на отдельные разовые проекты. То же самое говорят в "Велес Капитале". Впрочем, начальник управления стратегических коммуникаций ХКФ-банка Ирина Жукова отказалась обсуждать перспективы нынешнего сотрудничества с агентством "Михайлов и партнеры". "Мы не собираемся отказываться от услуг внешних PR-консультантов, но в условиях сокращения издержек будем руководствоваться принципом разумного и достаточного",- говорит вице-президент Номос-банка Валерий Зинченко.