17.07.2008

Заказать конкурента. Засилье монополий в отечественной экономике бьет по кошелькам россиян

Цены рознице диктует монополист-оптовик,
а расплачивается за все потребитель
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН
Вчера Росстат сообщил: инфляция с 8 по 14 июля составила 0,2%, с начала месяца – 0,4%. С начала года потребительские цены в стране выросли на 9,1%. Это означает, что установленная на весь год планка в 9–10,5% по минимуму уже преодолена. Попытки обуздать цены административными «заморозками» не удались, и власть наконец-то заметила одну из главных причин инфляции – отсутствие конкуренции в экономике.

На днях Федеральная антимонопольная служба (ФАС) приняла решение возбудить дела в отношении крупнейших нефтяных компаний страны. Их подозревают в сговоре, который привел к резкому взлету цен на авиакеросин и дизтопливо. В этой сфере, может быть, и удастся навести порядок, однако, отмечают специалисты, конкурентные рынки в нашей экономике можно пересчитать по пальцам. Бал же правят монополисты, чье благополучие россияне оплачивают из собственного кармана.

Инициировать возбуждение дел против крупнейших российских нефтяных компаний ФАС буквально вынудил председатель правительства Владимир Путин, пригрозив службе в противном случае кадровыми перестановками. Премьеру не понравилось стремительное подорожание авиационного и дизельного топлива. С начала года дизтопливо в России выросло в цене на 26,4%. Оно стоит в среднем 24,81 руб. за литр – больше, чем бензин марки Аи-92, а до Аи-95 уже рукой подать. Авиакеросин в московских аэропортах обходится на 20% дороже, чем в Лондоне и Дюссельдорфе, – более 36 тыс. руб. за тонну.

Председатель подкомитета по топливу Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Островский объясняет это тем, что авиакеросин в России не торгуется через биржу. Чтобы его купить, необходимо заключить контракт с поставщиком – топливной компанией. А поскольку круг таких компаний крайне узок, то у авиаперевозчиков не остается выбора – они вынуждены покупать керосин у монополиста. В результате отечественные авиакомпании тратят на топливо более 50% бюджета, тогда как западные – около 25%. Так что с Европой цены наших авиабилетов сравнивать, получается, даже как-то неудобно.

Однако само по себе возбуждение дел, как сообщила ФАС, пока к существенному снижению цен не привело, так что антимонопольщикам придется копать глубже и шире. Граждане, даже если бы очень хотели, никак повлиять на монополистов не могут – когда нет выбора, берут то, что дают, и по той цене, которую диктуют. Хотя в обществе уже есть понимание, что, даже если не ездишь на машине и не летаешь самолетами, от дорогого дизтоплива и авиакеросина страдаешь едва ли меньше. Монопольно высокая цена на топливо ведет к удорожанию транспортных тарифов, а дальше все передается по цепочке, в конце которой стоит потребитель – он и переплачивает практически за все товары и услуги.

Наши инвестиции в монополизм начинаются с самых простых и необходимых трат, в частности, с покупки еды. Ни для кого не секрет, что продукты питания у нас в стране дорожают быстрее других товаров. И главная причина этого – монополии, которые никак нельзя отнести к «естественным». Причем не столько в розничной сфере торговли, сколько в оптовой.

Так, за последние 12 месяцев ржаной хлеб подорожал в столичных магазинах, которые ежемесячно посещают журналисты «НИ» для «замера» цен, на 80–90%. При этом рост цен на продовольственную рожь, по данным аналитического центра «СовЭкон», составил всего 10%: год назад тонна стоила 5 тыс. руб., сейчас – 5,5 тыс. С молоком ситуация еще более странная. Закупочные цены снижаются с начала года: если в январе, по данным Минсельхоза, производитель получал за литр сырого молока 11,3 руб., то в июне – лишь 7,9. В рознице картина обратная: в январе литровый пакет продукта стоил в среднем по стране 21,2 руб., в июне – 24,2.

Представители Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) уверены, что причина этого необъяснимого с точки зрения нормальной экономики безобразия – монополизм поставщиков. «На оптовом рынке продовольствия очень высокий уровень консолидации, игроков немного, и конкуренция низкая. Доли многих поставщиков превышают 35% и доходят до 80%. В первую очередь это касается поставок хлеба, молочных продуктов, мяса и птицы. Если устранить злоупотребления посредников, розничные цены снизятся на 10–15%», – считает председатель президиума АКОРТ Лев Хасис. В Торгово-промышленной палате РФ сверхвысокие цены на молоко в Москве (около 35 руб. за литр) «НИ» объяснили тем же – монополизмом в оптовой сфере. По словам экспертов ТПП, на всю столицу работают всего 3 поставщика, что крайне негативно сказывается на росте цен.

В сфере строительства и эксплуатации жилья монополизм также цветет во всей красе. Специалисты называют одной из главных неспекулятивных причин подорожания жилья рост стоимости стройматериалов. Так, за прошлый год цемент для московских строителей подорожал сразу на 125%. Причина лежит на поверхности – практически весь рынок держит в своих руках крупнейший в России производитель, который, не чувствуя конкуренции, может завышать цену до небес. «Рост цен на стройматериалы серьезно бьет по бюджету города. А вслед за повышением себестоимости строительства растет и стоимость жилья. Нам нужно держать в узде монополистов, развивать биржевую торговлю цементом», – заявил «НИ» член комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Сергей Митрохин.

За обслуживание жилья мы тоже переплачиваем. Реформа ЖКХ, передавшая эксплуатацию домов от ЖЭКов и ДЕЗов к частным управляющим компаниям, положительных сдвигов, по оценкам специалистов, не дала. «Очевидно, что в этой сфере ничего не изменилось, ДЕЗы просто превратились в УК. И монополизм никуда не делся: в Москве 80% жилого фонда управляется узким кругом компаний, число которых составляет 15% от общего количества УК», – рассказал «НИ» президент Московской жилищной ассоциации Владимир Кузнецов. По мнению опрошенных «НИ» специалистов, ситуация в этой сфере стала даже хуже, ведь сантехники в УК работают старые, а тарифы установлены новые.

Еще одна больная тема для антимонопольщиков – энергетика. Вроде бы и ликвидировали одиозного монополиста – РАО «ЕЭС России», однако к повышению конкуренции на рынке это не привело. Бывший глава компании Анатолий Чубайс не так давно заявил, что розничный рынок электроэнергии не появится в стране еще 3–4 года. Для малого бизнеса это огромная проблема. «Даже после реструктуризации компании потребитель энергии не может выбрать самого выгодного поставщика электроэнергии из нескольких. Он вынужден работать с теми, кто есть», – заявил «НИ» научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский. По его словам, монопольное положение этих компаний позволяет им завышать цены, например на услугу подключения к сетям, минимум на 20%. Но самое неприятное то, что по-настоящему конкурентных рынков специалисты насчитали совсем немного. Из крупных, по их словам, можно выделить разве что мобильную связь. Все остальное – непаханое поле, на котором произрастают товары и услуги, предлагаемые нам по часто необъяснимым ценам.

АНДРЕЙ ДОЛГИХ

Новые Известия