09.07.2008

Оптимисты не сдаются. Россияне продолжают верить в будущее, надеясь, что экономическая ситуация в стране будет только улучшаться

Фото: ИТАР-ТАСС
Индекс потребительской уверенности, обнародованный Росстатом во вторник, во II квартале 2008 года составил -2%. Россияне по-прежнему негативно оценивают личное материальное положение, однако они уверены в росте своего благосостояния и улучшении экономической ситуации в стране. Интересно, что уверенность в завтрашнем дне характерна преимущественно для молодежи. Тем не менее, среди людей старшего возраста тоже немало оптимистов.

Индекс потребительской уверенности рассчитывается Росстатом по результатам опроса 5 тыс. россиян как среднее арифметическое пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, а также благоприятности условий для крупных покупок.

«Свое материальное положение граждане России оценивают хуже, чем экономические перспективы страны в целом» Положительное значение индексов говорит о преобладании позитивных оценок над негативными, отрицательное – наоборот.

Индекс потребительской уверенности во II квартале 2008 года составил -2%. По сравнению с предыдущим кварталом и со II кварталом 2007 года индекс уменьшился примерно на 2 процентных пункта.

Наиболее высокое значение индекса наблюдается, как и прежде, у молодежи в возрасте 16–29 лет (+5), а наименьшее – среди лиц 50 лет и старше (-8). Индекс потребительской уверенности у лиц в возрасте от 30 до 49 лет составил (-1). Главной причиной его снижения стало увеличение доли негативных оценок респондентами изменений экономической ситуации в стране, а также произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения.

Индекс произошедших изменений в экономике России составил (+4%) против (+6%) в I квартале 2008 года и (+9%) во II квартале 2007 года.

32% респондентов положительно оценивают изменения, произошедшие в российской экономике, однако 22% указывают на ее ухудшение. Большинство (40%) вообще считает, что экономическая ситуация за год не претерпела изменений, а 34% в ближайшее время не ждут каких бы то ни было изменений.

Несмотря на это, россияне продолжают верить в будущее. Доля позитивных оценок ожидаемых изменений экономической ситуации в стране не уменьшилась, оставаясь при этом самой высокой среди всех составляющих индекса потребительской уверенности.

Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу составил (+9%), что соответствует уровню II квартала 2007года и на 1 процентный пункт превышает значение индекса в I квартале 2008 года (+8%).

Впрочем, свое материальное положение граждане России оценивают хуже, чем экономические перспективы страны в целом. Почти каждый четвертый опрошенный (26% против 21% во II квартале 2007 года) отметил ухудшение личного материального положения, еще 14% ждут этого в перспективе.

Тем не менее, доля тех, кто положительно оценивает свое благосостояние и тех, кто ожидает его улучшения в течение следующих 12 месяцев, составила 19% и 12% соответственно. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил (-2%), что на 1 процентный пункт ниже, чем в I квартале 2008 года и на 3 процентных пункта ниже уровня, отмеченного во II квартале прошлого года.

Индекс произошедших изменений в личном материальном положении составил (-5%) против (-0,1%) в I квартале 2008 года и (-2%) во II квартале 2007 года. Немного снизился и индекс оценки благоприятности условий для крупных покупок.

Определяющую роль в этом сыграл рост цен. Так, доля респондентов, ожидающих значительного роста цен, во II квартале 2008 года составила 67%, в то время как во II квартале прошлого года она равнялась 44%.

По этой же причине индекс потребительской уверенности рухнул до рекордных для года значений (-5%) в IV квартале 2007 года, когда годовая инфляция составила 11,9%.

Сегодня эксперты говорят, что инфляция начала снижаться. По данным того же Росстата, в июне этот показатель составил 1%, за первое полугодие – 8,7%. Если эта тенденция сохранится, то индекс потребительской уверенности еще возрастет. А этот индекс – вернее, настроения людей, которые он отражает – прямо влияет на экономическую ситуацию в стране. Уверенные люди больше покупают, берут кредиты и вкладываются в финансовые инструменты, неуверенные – хоронят деньги заживо в грязных чулках.

Наталья Журавлева

Взгляд