02.07.2008

«Комсомольская правда» замерила уровень громкости рекламных блоков

 Фото Олега Рукавицына, "Комсомольская правда"
Наверное, в России не найдется ни одного человека, который не ругал бы телевизионную рекламу. Рекламные ролики буквально "дают по ушам" - иногда по уровню громкости они вдвое превышают весь остальной эфир. По сути, это нарушение закона, но и соблюсти его, как выясняется, невозможно.

Хоть закон и запрещает увеличивать звук рекламных роликов, на слух они все равно кажутся громче, чем фильмы и телепередачи. Так ли это на самом деле?
Согласно исследованию, проведенному «Комсомольской правдой», телеканалы все же иногда завышают уровень звука рекламы. Но чаще играют на разнице, запуская рекламу после более тихого эпизода программы. Так, средний уровень шума от телевизионной программы составляет 50 децибел, при этом перед рекламным блоком он снижается до 40. Сам же рекламный блок транслируется на уровне примерно в 55 децибел. Скачки звука не критичны, но все же вызывают раздражение.

Кроме того, специалисты приводят еще одну причину, по которой рекламный блоки кажутся зрителям громче основной передачи. Поскольку ролики идут довольно непродолжительное время по отношению к эфирным программам, при их создании гораздо больше внимания уделяется качеству сведения звука. То есть звук делают гораздо более чистым и удобным для прослушивания. Ролик ведь специально направлен на то, чтобы слоган был слышен отчетливо и просто-напросто врезался нам в память. А обычные программы всегда имеют какой-то звуковой фон, который «гасит» звучание реплик.

На руку недобросовестным рекламщикам иногда работают и сами телевизионщики. Так, в идеале между программой и рекламой должна быть пауза, которая зрителю незаметна, но для профессионала значит очень много. Теоретически именно в эту паузу и можно вклинить регулировщик звука, но, как правило, телевизионщики накладывают рекламу на программу. А значит, изменить уровень звука невозможно.

Закон "О рекламе" на первый взгляд суров и однозначен: "При трансляции рекламы уровень ее звучания, а также уровень звучания информации о последующих передачах не должны превышать средней громкости звучания программы, прерванной этой рекламой". Тем не менее, по словам Татьяны Никитиной, заместителя начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы, «нигде не прописаны нюансы. Например, непонятно, на какой уровень звука ориентироваться. На средний по передаче? На самые громкие моменты? На уровень звука во время стыка программы и рекламы? А ведь от этого очень многое зависит».

При этом в законе существует дополнение: параметры соотношения уровней звуков рекламы и передачи определяются требованиями технического регламента. А такого документа пока не существует. И иногда рекламщики все-таки злоупотребляют отсутствием злополучного техрегламента и делают рекламу громче. А без этого документа определить критерий, по которому можно замерять громкость, нельзя.